Урок русского языка в 5 классе "Правописание корней лаг-, лож-
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Толстых Майя Валерьевна

Учащиеся изучают новый материал, учатся выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях –лаг-,- лож-; отрабатывают материал на практике в форме занимательных упражнений, в том числе и задания ЕГЭ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_lag-lozh.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание корней - лаг-, - лож-»

Тип урока - Урок новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: Повторить чередование гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях –лаг-,- лож- . Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценкуустойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить орфограмму

- научиться пользоваться орфограммой при выборе гласной

- пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Методы обучения

По источнику передачи знаний: словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

Презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: смайлики, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку. Посмотрели друг на друга, улыбнулись своему соседу по парте. И с хорошим настроением принимаемся за работу.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать
.       1мин

  1. Введение в тему

Учитель: Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова

Исх...дить -

В...селый -

Л…сной -

Изл…жить -

Предл...гать –

                                                     2 мин

-Ко всем словам мы можем подобрать проверочные слова? Какая это орфограмма?

-Что же мы сегодня будем изучать? Как сформулируем тему урока? («Буквы А - О в корне   – ЛАГ- / -ЛОЖ-» ) Итак, запишем в тетрадях число, тему.

- А какую цель мы определим для сегодняшнего урока? (научиться определять и правильно писать в корне а или о)

-Корень ЛАГ-/-ЛОЖ- называется корнем с чередованием!

Проверочное слово к нему подбирать нельзя!

2 мин

  1. Работа по теме 
  1. На доске  слова:       

Слагать,  приложить, изложить, полагать, сложение, прилагать

- Распределите эти слова в два столбика. По какому признаку вы их распределили? Что объединяет слова в каждом столбике?

-Назовите корень

- Что вы заметили?

- Как выбрать букву о, а в корнях с чередованием ЛАГ, ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку?

3 мин

              2)Прочитайте сказку  о корнях –лаг- -лож-.

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата –лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев –лаг- -лож-, того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья –лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату –лаг-, а ее сестрица – к брату –лож-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец –лаг-, а если сестрицу Ж – то братец –лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

– Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)

– Приведите свои примеры. (Слагаемое, приложить, возлагать, сложение и т.п.)

Запишите их, выделите корень.

– Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение – предлагать – предложение)

– Какой закономерности подчиняется правописание корней –лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)

– В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс-а-, после корня –лож– этого суффикса нет)

– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).

– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике.

- Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слово-исключение:

 полог

– Значение этого слова вам понятно?

Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель
Пример: 
Ситцевый п. Откинуть п. П. тумана (перен.)..

  1. мин

3)Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

И чуть-чуть мы походили,

Всем улыбки подарили.

2 мин

Выборочный диктант (1-й вариант – лаг; 2-й - лож): распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить,  сл…гаемое, разл_жить.

Взаимопроверка

8 мин

4) Игра «Четвертое лишнее» (в парах) выписываем лишнее слово

Изложение, прилагательное, ложь, приложение.

Отложить, ложкарь, уложить, сложение.

Положение, флаг, полагаться, налагать.        

Какой вывод мы можем сделать: при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение. Потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются  разные правила.

4 мин

5)Физкультграмматика

 Лож-встали, лаг-сели

Изл…жение, предл…гать, прил…гательное, прил…жить, разл…жить, прил…гать, сложить, полагается, сложение, предположение, излагать

3 мин

6) Работа в группах

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______ руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______ руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____ оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – ______ руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

5 мин

7)- А про экзамен вы не забыли?

ОГЭ – экзамен непростой, но мы справимся с тобой!

Укажите слово с чередующейся гласной в корне  

А1.   1. Св..бодный 
         2. Сл..гаемое
         3. Гл..внейший
         4. Зв..зда 

А2. Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишется О:

  1. Л…жился

 2)  Распол…жились

 3)  Предпол…гал

 4)  Предл…жение

Подготовка к ЕГЭ:

 В каком ряду во всех словах пропущена  безударная гласная корня, проверяемая ударением? 

1.Ж..натый, сл..жить, св..бодный

2.Сл..гаемое, м..лчаливый, ч..совой

3.Гл..внейший, нак..рмить, в..сёлый

4.Изл..жение, пол..жение, зв..зда

2 мин

8) Игра «Составь слово»

Предутренний - приставка 

поговорить - приставка

слагаемое-корень

решать – суффикс глагольный

писал – суффикс прошедшего времени

собирала - окончание

ответ

Предполагала

2 мин

  1. Закрепление

- Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

1. Мы сегодня правила учили,

Что в корнях нам - лаг- и- лож- писать,

Суффикс находили, по нему решили,

Букву нам какую там вставлять.

Суффикс находили, по нему решили,

Букву нам какую там вставлять.

2. Лаг- и лож- мы дружно изучали,

 Закрепляли в речи и письме

Буковки вставляли, четко проверяли

И в тетрадь записывали все

Буковки вставляли, четко проверяли

И в тетрадь записывали все

3. Если суффикс – а -, то в корне тоже.

Если нет его, то -о –пиши,

Все запомнить сможем и себе поможем,

Все запомним это я и ты.

Все запомнить сможем и себе поможем,

Все запомним это я и ты.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке. Кто работал на 5,4,3?

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.


Домашнее задание: составить карточку со словами по данной орфограмме, стихотворение или сказку про корни лаг/лож


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"

Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"...

Урок русского языка "Орфограммы в корнях слов"

Урок русского языка  по повторению материала "Орфограммы в корнях слов". Задачами урока является обобщение материала по теме, развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыр...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Урок русского языка. Гласные в корнях -раст, -ращ, -рос.

Урок русского языка в 5 классе.Тема: Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -росЦели: - научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспр...

Урок русского языка "Правописание чередующихся корней кос-кас"

Тема урока: Правописание чередующихся корней -кас-  и -кос-.Тип урока: урок «открытия» новых знаний....