Программа элективного курса 9 класс "Секреты журналистики"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

элективный курс 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_zhurnalistiki.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

     Рабочая программа по элективному курсу для 9-х классов составлена на основе  Программы элективного курса «Профессия журналист». 9 классы: элективный курс/ авт.-сост. ЭА. Лазаревич.. – Волгоград: Учитель, 2010.

В современной  жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им  люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию.  СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.

Актуальность элективного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни.  Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. 

     Цель курса: формирование мотивации к выбору гуманитарного профиля, профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями журналистских произведений.
     Задачи:

Программа нацелена на решение как собственно учебных задач, так и задач воспитания и развития личности, к которым относятся:
- развитие любви к слову, интереса к чтению, к словесному творчеству;
- воспитание культуры поведения, чтения периодической печати;
- развитие способности к конструктивному и содержательному общению с разными возрастными людей;
- развитие интереса к общественной жизни, умения наблюдать и анализировать жизненно значимые явления.
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками компьютерных программ.
Воспитывающие:
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями у учащихся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активна позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

2.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
- уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, -анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
- уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
- уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Основными требованиями у учащихся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активна позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
В процессе обучения учащихся приобретает конкретные знания:
- из истории журналистики;
- о компьютерных программах, предназначенных для создания публикаций;
- о деятельности журналиста
В процессе обучения учащихся приобретает конкретные умения:
- создавать сочинения разных жанров;
- создавать свои собственные публикации в прессе;
- участвовать в дискуссии, пресс-конференции;
- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники) с использованием ИКТ.
Виды деятельности учащихся:
· теоретические занятия;
· творческий практикум;
· работа с прессой;
· анкетирование;
· социологический опрос;
· экскурсии;
· творческие командировки;
· участие в школьных и окружных мероприятий;
· выпуск школьной газеты;
· публикации в местной прессе

3.  Общая характеристика курса.

     Элективный курс «Секреты журналистики»  позволит  ликвидировать пробелы в этой сфере и даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Данный курс рассчитан на 17 часов и ориентирован на десятиклассников, интересующихся журналистикой,  желающих научиться писать сочинения различных жанров, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее. Предложенный курс по выбору развивает коммуникативные умения, способствует социализации обучающихся.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания

  1. Место элективного курса «Секреты журналистики» в учебном плане.

     Данная программа выходит за рамки действующих программ и учебников для 10-11 классов, которые предусматривают знакомство с основными особенностями публицистического стиля и его основными жанрами.

     Элективный курс «Секреты журналистики» рассчитан на 17 часов.

5. Содержание курса

Содержание курса максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Система расположения материала, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, информационной, языковой, лингвистической, организационной компетентностей как результат освоения содержания курса «Секреты журналистики».

        Тематическое планирование.




темы


Тема урока


Кол-во часов


Форма обучения


1.


Введение. Журналистика – профессия и призвание.


0,5


Лекция с элементами беседы


2.


Из истории российской журналистики


0,5


Лекция


3.


Современный человек – субъект и объект речевого воздействия


0,5


Лекция, практикум


4.


Газетная журналистика. «Как делать газету?»


1


Работа в группах


5.


Создаём свою газету! (Название, редакционная коллегия, рубрики, формат, оформление страниц и т.д.)


1


Практикум


6.


Организация работы редакции газеты класса


0,5


Экскурсия


7.


Стили речи, используемые в журналистике


1


Лекция


8.


Публицистический стиль речи в газетной статье


1


Лекция


9.


Лексические особенности публицистического стиля речи


1


Практикум


10.


Морфологические особенности публицистического стиля речи


1


Практикум


11.


Синтаксические особенности публицистического стиля речи


1


Практикум


12.


Средства эмоциональной выразительности и их использование в собственной речи учащихся и периодике


1


Практикум, работа в группах


13.

14.


Жанры газетной журналистики.

Анализ статей местной периодики.


1


Лекция

Практикум


15.


Подготовка статьи в газету. Редактирование.


1


Практикум


16.


Подготовка репортажа


1


Практикум


17.


Подготовка интервью


1


Практикум


18.


Профессия – рекламист. Технология создания рекламного текста


1


Лекция с элементами беседы


19.


Создание рекламы


1


Работа в группах


20.


Защита проектов


1


Урок-проект

  1. Учебно-методическое обеспечение

1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста.- Лениздат, 1971.
2. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах) // Практика административной работы в школе. 2003. №6. С. 10—13.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2002.
4. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодежи о профессиях»./ Под ред. ЭА. Лазаревич. — М.: ИСПС РАС, 2004.
5. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации. / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Мысль, 1988.
б. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.— М.:АРКТИ, 2003.
7. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. — М., 2003.
Список литературы, рекомендованной для учащихся
1. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5—7 классов общеобразовательных учреждений / Науч. ред. ВВ. Бабайцева. — М.: Просвещение, 1993.
2. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8—9-е классы)»: Пособие для учащихся / Сост. ТА. Ладыженская, Т.С. Зепалова. — М.: Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"

Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...

Программа элективного курса "Основы журналистики".

Тематическое планирование, содержание материала для элективного курса "Основы журналистики"....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики" написана в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы....

Рабочая программа элективного курса "Журналистика в школе" в 9 классе

Программа элективного предпрофильного курса в 9 классе "Журналистика в школе".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4501898","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: l...

Отзыв на программу элективного курса "Основы журналистики"

Программа 2 бүлектән тора. 1 нче бүлектә массакүләм информация чаралары системасының формалашуы, матбугат, телевидение, радиотапшыруларның төп юнәлеше, аларның элек һәм хәзерге чордагы рольләре, журна...

Программа элективного курса "Основы журналистики и издательское дело""

Данный интегрированный курс поможет обучающимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодейс...

Рабочая программа элективного курса «История журналистики»

Рабочая программа элективного курса «История журналистики» 10 класс. ...