Рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Порошина Галина Ивановна

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Количество часов по программе – 68

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой под редакцией  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского (М.: Просвещение, 2008) и опирается на Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2001.

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 68 часов в год (Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2005 г.).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:   учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

        Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе завершается работа по формированию и развитию. Коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX  класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета, на успешную сдачу ГИА по русскому языку. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Планирование тем и структуры уроков направлено на подготовку девятиклассников к ГИА. С этой целью уроки развития речи будут направлены на формирование умения писать полные и сжатые изложения, сочинения на лингвистические темы. Работа над сочинениями будет проводиться непосредственно после изучения соответствующих тем, чтобы учащиеся могли, используя полученные знания применить при написании сочинений. Так как количество часов, отведённое на изучение русского языка в IX классе, недостаточно для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА, основная работа по подготовке к выполнению части С будет проводиться на занятиях элективных курсов «Развивай дар слова» и «Трудные вопросы русского языка».

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

     Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

     Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

     Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

     Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

     Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

     Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

     Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Система оценивания  в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов (2 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки выпускников

за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать:

  1. изученные разделы науки о языке;
  2. смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  4. адекватно понимать информацию устного сообщения;
  5. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  6. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
  7. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  8. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  9. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  10. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  11. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  12. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  13. владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  14. извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета

Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ГИА по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему и по прочитанному тексту. Кроме того, повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года, количество часов на этот раздел увеличено за счёт часов, данных по учебному плану школы. Отсутствует в календарно-тематическом планировании такой раздел, как «Союзные сложные предложения», так как он не имеет поддержки в указанном выше учебнике и материал данного раздела достаточно представлен в таких разделах, как   «Сложноподчинённые предложения» и «Сложносочинённые предложения». Целесообразно использовать данные часы на повторение и обобщение в конце года и подготовку к ГИА. Ниже в таблице указано изменение почасового распределения по разделам.

 

Реквизиты программы:

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник: Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2008

 

Дополнительные пособия:

 Учебно-методический комплект учителя:

1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9  классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2001

2. Публикации газеты «Русский язык» за 2005, 2006 г.г.

3. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация – 2011: предпрофильная подготовка. Н.А.Сенина – Ростов на Дону: Легион, 2011г.

4.Государственная итоговая аттестация по новой форме. 9 класс. Русский язык. Сборник заданий. С.И.Львова М.: Эксмо, 2011г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата

по плану

факт

1

Международное значение русского языка.

2

Повторение в 5-8 классах. Фонетика.

3

Лексика и фразеология.

4

 Морфемика и словообразование.

 

5

Морфология.

6

Повторим орфографию.

7

Синтаксис и пунктуация словосочетания и простого предложения.  

8

 Диктант с граматич6ским заданием по теме: «Синтаксис простого предложения. Текст.

9

Работа над ошибками. Основные виды сложных предложений. Подготовка к  сочинению

10

Сочинение

11

 Основные виды сложных предложений

12

 Административный контрольный диктант (входной контроль)

13

Анализ контрольного диктанта

14

Основные группы СПП

15

Основные группы СПП. Изложение по упр.69

16

Итоговый контрольный диктант за 1 четверть

17

Анализ

18

Урок повторения и обобщения

19

Р.Р. Рецензия

20

Строение СПП. Знаки препинания в СПП.

21

Строение СПП. Знаки препинания в СПП.

22

СПП с придаточными определительными

23

СПП с придаточными местоимённо-определительными.

24

Р.Р. Изложение с творческим заданием

25

Работа над ошибками СПП с придаточными изъяснительными..

26

Закрепление изученного по теме: «СПП с придаточными изъяснительными и определительными»

27

Контрольный диктант по тема: «СПП с придаточными изъяснительными и определительными»

28

Анализ. СПП с придаточными  обстоятельственными.

29

Придаточные предложения образа действия и степени

30

СПП  времени и места

31

 Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие

32

Тесты по придаточным предложениям

33

 Придаточные предложения условия.

34

Р.Р. Подготовка к сочинению

35

Сочинение-рассуждение о природе родного края

36

Придаточные предложения причины. цели

37

Придаточные предложения уступительные, следствия, присоединительные

 

38

Придаточные предложения сравнительные

39

СПП повторение

40

СПП с несколькими  придаточными.

41

СПП с несколькими  придаточными.

42

Закрепление по теме: «СПП с несколькими  придаточными»

 

43

 Разбор заданий ГИА. Сжатое изложение.

44

Деловые бумаги.

45

Бессоюзные сложные предложения.

 

46

Запятая и точка с запятой в БСП.

 

47

Двоеточие в БСП.

 

48

Тире в БСП.

 

49

Изложение по упр.238

50

Сложные предложения с различными видами связи.

51

 Сочинение-рассуждение о выборе профессии.

52

Контрольный диктант и его анализ.

53

Понятие о языке. Работа со словарём.

54

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

55

 Русский литературный язык и его стили.

56

Контрольный тест по программе 9 класса и его анализ.

57

 Разбор заданий ГИА.

58

Сочинение на тему: «Что значит быть интеллигентным человеком».

59

Международное значение русского языка.

60

Фонетика. Фонетический разбор.

61

Лексика и фразеология.

62

Морфемика и словообразование.

63

 Работа по подготовке к  ГИА. Разбор тестовых заданий.

64

Разноспрягаемые глаголы

65

 Переходные и непереходные глаголы

66

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

67

 Повторение

68

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 8 класс по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Н.М.Шанского.

Рабочая программа разработа на основе Примерной программы по русскому языку (издательство "Дрофа", 2007 г.) и авторской программы "Русский язык. 5-9 классы" авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Ш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 класс по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по пр...

рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)

Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование//...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс. Учебник Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская

Данная программа рассчитана на 136 часов , соответствует учебнику Русский язык 8 класс, авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская....

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс.УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс.УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской....

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской....