Интегрированный урок Словарь-это целый мир
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

22 ноября 2017 года в рамках декады предметов гуманитарного цикла учителями русского языка и литературы Посметюк С.И. и Черных А.Л. был проведен интегрированный урок по теме "Словарь - это целый мир", приуроченный ко Всероссийскому Дню словаря.

Целью занятия было ознакомление учащихся с различными видами словарей, их разнообразием и назначением. В течение урока повторялись разделы языкознания. Шла работа с выставкой словарей и тематической презентацией.

На протяжении всего урока отмечалась высокая активность учащихся. Благоприятный психологический климат позволил успешно реализовать все этапы.

Занятие способствовало обогащению словарного запаса учащихся, воспитанию уважения к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temaslovar-eto_tselyy_mir.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

Тема: Словарь-это целый мир.

(Ко Дню словаря)

Цель: расширить представление учащихся о богатстве языка, познакомиться с различными видами словарей, показать их многообразие и назначение, обогатить словарный запас учащихся, воспитывать уважение и любовь к родному языку.

Оформление: портреты, выставка словарей, презентация, ресурсы Интернета, раздаточный и наглядный материал.

Эпиграф: Словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков. Подумайте, что все собранные вместе слова- дело плоти, крови и души человечества.

Анатоль Франс.

22 ноября по призыву общества любителей русской словесности отмечается День словаря. И сегодня мы проводим интегрированный урок( русский язык, литература, библиотека), по теме: «Словарь- это целый мир». Запишем число и тему урока.

Сообщение цели урока.

«Я знаю силу слов, я знаю слов набат,- так говорил В. Маяковский.

Сила слов… как она велика.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно предать,

И продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер.

Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.

В. Даль.

Когда ты молвить хочешь слово,

Мой друг, подумай- не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно ударит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

В русском языке огромное количество слов.И когда мы говорим, нужно следить за тем, что и как мы сказали, так как словом можно ранить человека, а можно поддержать и возвысить.

Могут ли люди знать значения всех слов, уметь правильно их написать, знать грамматические признаки, подбирать синонимы и антонимы?

Где мы можем найти  ответы на эти вопросы?

Конечно в словарях. Словари- это наши помощники. Словари- собрание слов обычно в алфавитном порядке.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Запишем эпиграф.

Усердней с каждым днем смотрю в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувств,

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах события печать,

Они дались недаром человеку,

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя, рассыпанная совесть.

С. Маршак.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

Даже Пушкин, я об этом говорю,

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Редко встретишь человека, который  хотя бы раз в жизни не заглянул в словарь. С помощью словарей мы не только узнаем значение и написание слов, но и немало нового.

А какие словари вы знаете? Обращаемся к выставке.

С нами надобно дружить, чтобы грамотными быть.

А теперь давайте поговорим о том, какие бывают словари, какова их классификация.

Учащиеся записывают основные моменты (конспектирование)

Наука о словарях.

Лексикография-один и з разделов языкознания, занимающийся проблемами изучения и составления словарей. Именно она занимается классификацией, выдвигает требования к оформлению статей и их содержанию. Ученые, составляющие словари, называют себя лексикографами.

Классификация словарей

Словари делятся на языковые (лингвистические) и энциклопедические. Ярким примером энциклопедического словаря может служить БЭС-Большой энциклопедический словарь, а для школьников существуют словари юного  спортсмена, астронома, техника, географа, химика и т .д.  Языковые делятся на двуя зычные и одноязычные. Двуязычные содержат слова русского языка и их эквивалент на иностранном языке, а одноязычные делятся на группы в зависимости от их предназначения.

Среди языковых можно выделить орфографические, толковые,иностранных слов, словообразовательные, фразеологические, этимологические, антонимов, синонимов и другие.Давайте поближе познакомимся с каждым словарем.

Заслушиваем выступление учащегося.

(приводятся примеры  и проводятся игровые моменты)

Орфографический словарь: с какими  трудностями мы  встречаемся чаще всего? Конечно же, правописание. Правописание или орфография- один из самых трудных разделов языка. Умение правильно писать слова является свидетельством грамотности и общей культуры человека. В первую очередь, учите правила, а во всех сомнительных и трудных случаях обращайтесь к «Орфографическому словарю». Впервые вышел в свет орфографический словарь в 1934 году. Его автор Д. Н. Ушаков. Эти словари дисциплинируют в единообразном и правильном написании слов. Орфо- правильный, графо – писать.

Толковый словарь: наиболее полные сведения о слове дает толковый словарь. Современным нормативным толковым словарем является толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной ее состав. В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления.

Орфоэпический словарь: фиксирует нормы произношения и ударения. Первый такой словарь вышел в свет в 1959 году «Русское литературное произношение и ударение».

Словообразовательный словарь: каким способом и с помощью какой морфемы образуются слова

Словарь иностранных слов: из каких языков к нам пришли слова.

Словарь диалектных слов: употребляются в отдельной местности.

Фразеологический словарь: устойчивые сочетания слов.

Словари синонимов, омонимов, антонимов: словарь, азбуковник, словник, лексикон, тезаурус; кисть руки, кисть винограда; черный- белый.

Этимологический словарь: происхождение слов.

Терминологические словари: профессиональная направленность, предназначены для специалистов в определенной области знаний.

Наиболее известным считается «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный В. Далем. В прошлом году мы проводили мероприятие к 215-летию В. И. Даля.

Толковый словарь как волшебный фонарь,

И путь к просвещенью людскому,

Любому ты слову значенье найдешь,

Цены нет предмету такому.

Данный словарь содержит около 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь, то понадобится 450 тетрадей.  53 года было отдано напряженному почти героическому труду. Словарь Даля- явление исключительное,  это энциклопедия широкой , народной жизни.

Владимир Даль-лингвист, ученый,

Всем делом жизни стал  « Словарь»,

Труд в двести тысяч слов огромный

Потомкам он оставил в дар.

Он жил, работал и творил,

Срастаясь с русскою землею,

Людей и их язык любил

Всем сердцем, всей душою.

Приходит к вам В. Даль-

Творец, писатель, гражданин!

И будет длиться его век,

Пока жива его строка,

Берущая бессмертный бег

В душе родного языка.

Но есть еще много интересных людей, которые занимались составлением словарей . Сейчас мы познакомимся с ними.(С.И.Ожегов, Д.Н.Ушаков)

Работа со статьей учебника

Хотелось бы добавить несколько слов о структуре словарной статьи. Любая словарная статья начинается с заголовочного слова, которое зачастую прописывается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом.Отметим сразу, что используемые в словарях слова всегда пишутся правильно, поэтому, если вы сомневаетесь в правильности написания, необязательно обращаться к орфографическому словарю.Достаточно открыть любой . В большинстве словарей также  указывается и правильное ударение.Далее идет информация о том , к какой части речи слово принадлежит, описывается его значение, возможен перечень синонимов, антонимов- все зависит от типа словаря. Завершается статья примерами употребления-цитатами из книг, журналов.

Мы с вами разобрали, что такое лексикография, какие типы словарей существуют, рассказали о самых известных и полезных для любого образованного человека.Так в чем же важность словарей?

Пользуйтесь словарями, они сделают вас грамотными,обогатят словарный запас, а речь станет более меткой и выразительной.

Это так, а не иначе,

Ты мне , друг мой, не перечь;

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь- людское чудо-

Не скудела в наши дни.

В. Шефнер.

Спасибо за внимание!

(В течение всего урока идет показ слайдов – презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс.СВОЙСТВО СТЕПЕНИ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ.Интегрированный урок алгебра + английский язык

Данный урок предназначен для изучения темы свойство степени с целым показателем. Формирование системы фактов «степень», «показатель», «степень с целым показателем».  Изучить свойства степени с це...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"

Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой  и со словарями в системе он-лайн; развивать ...

Интегрированный урок чтения, развития речи и математики "Творчество Л.Н. Толстого. Все действия с целыми числами и десятичными дробями"

Данный урок проходил в 8 классе. Предназначен для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Знакомит учащихся с жизнью и твочеством Л.Н. Толстого, основными...

09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"

Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...