"Слово как педагогический, психологический и социальный конструктор"
статья по русскому языку на тему

Баширова Эльмира Фарруховна

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Существенным условием успешности этого процесса является такой составляющий элемент профессиональной компетенции педагога, как культура владения языком с учётом цели, сферы и ситуации речевого взаимодействия с учеником. Слово – инструмент раскрытия самосознания, выявления условий формирования ученика и воздействия с целью преобразования и дальнейшего развития ребёнка в соответствии с нормой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Слово как педагогический, психологический и социальный конструктор

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Существенным условием успешности этого процесса является такой составляющий элемент профессиональной компетенции педагога, как культура владения языком с учётом цели, сферы и ситуации речевого взаимодействия с учеником.

Коммуникативная функция языка – одна из главнейших. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Текст будет информативным для человека только тогда, когда он будет готов к его восприятию и когда содержащиеся в нем сведения каким-то образом подействуют на его поведение.

Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения [1].

Каждому педагогу важно осознавать, что его функция заключается не только в передаче предметных знаний, но и в становлении и развитии личности ученика. Становление характера человека происходит под влиянием различных факторов: педагогических, психологических и социальных. Отклонение от нормы в той или иной сфере приводит к деформациям в характере и поведении ребёнка. Поэтому педагогу следует очень серьезно и осторожно подходить к воспитанию, учитывая все психофизиологические особенности ребёнка, социальные и педагогические условия формирования его личности. Инструментом формирования этих условий является слово.

                                   

Взаимодействие педагога с ребёнком происходит посредством слова. По определению С.И. Ожегова, слово – это «единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок» [2]. В.И. Даль подчёркивал, что «слово есть возсоздание внутри себя мира» [3]. Таким образом, при помощи слова человек взаимодействует с другими людьми, осознаёт себя и окружающих. При помощи слова учитель, с одной стороны, воздействует на ученика, формирует его мировоззрение. С другой стороны, познание его внутреннего мира, душевного и физического состояния происходит также при речевом взаимодействии. Следовательно, коммуникативная компетенция педагога играет огромную роль в его профессиональной деятельности, важнейшим инструментом которой является слово.

Для того чтобы слово педагога было действенным, выполняло конструктивную функцию в формировании гармоничной личности ребёнка, важно выстроить типологизацию подростков с точки зрения их поведения в соответствии с нормой  («нормальные» подростки) или отклоняющегося от нормы (подростки с девиантным поведением).

Причины девиантного поведения разнообразны и включают в себя как внешние, социально-экономические факторы, так и внутриличностные. Определим некоторые из них.

Психологические причины: особенности характера, неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности.

Социальные причины: влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок (воспитание в семьях социального риска (алкоголиков, наркоманов и т.д.); неблагоприятные социально-бытовые условия; низкий уровень образования родителей; неблагоприятная обстановка в семье, которая зачастую ведёт к потере общения между родителями и детьми).

Педагогические причины: изъяны в семейном воспитании (воспитание по типу «Гипоопека» или «Гиперопека»); неумение или нежелание педагогов формировать позитивные идеалы у учащихся.

По мнению некоторых учёных, все те особенности поведения, которые традиционно описываются как девиантные, являются закономерным итогом всего хода детского развития в его неблагоприятном варианте и могут рассматриваться как проявления неудовлетворённости какой-либо из базовых потребностей, несформированности тех добродетелей, которые в норме являются необходимой базой для последующего развития [4]. Следовательно, важным для понимания отклонений в поведении является понятие нормы. В результате речевого взаимодействия педагог может выявить педагогические, социальные и психологические условия формирования «нормального» подростка и, в зависимости от причин отклонений в поведении девиантного подростка, при помощи слова смоделировать благоприятные условия для коррекции его личности.

        

                

Представленная схема показывает модель профессиональной деятельности педагога по коррекции личности ученика:

I – «нормальный» подросток;

II – подросток с отклонениями;

Слово – инструмент раскрытия самосознания, выявления условий формирования человека и воздействия с целью преобразования и дальнейшего развития ребёнка в соответствии с нормой.

Таким образом, для педагога важно понимать причины, которые могут привести к деформации характера, чтобы скорректировать его поведение. В соответствии с характером проблемы, педагог выбирает методы коррекции, определяя необходимые в данном случае цель и намерения речевого взаимодействия.

Список литературы

  1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка. Русский язык и литература – 2000. №1 С.21-22.

2. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 7602 стр.

4. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография/ ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград, 2009. – 316 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие

педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие...

ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...

Педсовет на тему "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие"

Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе...

Презентация на тему: "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие".

В презентации дается понятие о педагогическом общении, раскрываются его функции и линии общения с учащимися. Рассматриваются стили педагогического общения как отражение педагогической культуры учителя...

Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»

Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...