Педсовет на тему "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие"
методическая разработка

Горнаткина Надежда Алексеевна

Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-psihologicheskoe_vzaimodeystvie.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое  общение   как социально-психологическое взаимодействие.

Цель: рассмотреть  педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие.

Задачи: 

  • Выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды, благоприятного психологического микроклимата в коллективе;
  • Совершенствовать формы и способы взаимодействия участников образовательного процесса: обучение технике педагогического общения  в работе    с    коллегами,         учащимися    и    их родителями;
  • Развитие        у        педагогов        способностей предупреждать     конфликты,     разрешать     их ненасильственными средствами.

Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим можно выделить следующие линии общения:

 1) общение педагога с отдельными учащимися;

2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;

3) общение с коллективом в целом;

4) общение педагога через коллектив с отдельными учащимися.

Причем эти линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т. п. В педагогической деятельности коллективность общения — это не просто коммуникативный фон деятельности, а важнейшая закономерность педагогического общения. 

Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в коллективе детей:

• ориентация педагогов на эмоциональный комфорт детей, это является следствием профессиональной и личностной подготовленности к действиям, которые формируют благоприятный психологический климат;

• личностные качества учителя;
• профессиональные качества.

Признаки благоприятного социально-психологического климата:

  • в течение всего дня хорошее настроение;
    • возможность удовлетворения естественных потребностей,
    • доброжелательность по отношению к коллегам или детям;
    • отсутствие давления со стороны взрослых или учителей со стороны администрации;
    • знание (детей или учителей) о том, как будет проходить их день (предсказуемость);
    •высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи,
    • желание участвовать в деятельности коллектива (как детского так и взрослого);
    • удовлетворенность (детей, взрослых) тем, что они принадлежат к группе (педагогов учащихся именно этой школы).

Основные трудности:

– недостаток психологических знаний, порождающих сомнения учителя как поступить в той или иной проблемной ситуации;
– нехватка времени на общение с  детьми, воспитательную работу, большая учебная нагрузка;
– большое количество детей в группе.

Исследования по проблеме общения показывают, что в процессе педагогического общения происходит взаимозаражение общающихся, коммуникативное взаимозаражение педагога и учащихся, существенным образом влияющее на творческое самочувствие педагога и класса. Это взаимозаражение возникает на основе эмоциональной общности переживаний педагога и обучающихся, укрепляет её, выступая одновременно как результат эмоциональной общности. Этот эффект самым существенным образом влияет на содержательную сторону педагогического общения, на уровень познавательной деятельности учащихся. Возникает известное педагогическое сопереживание. Учитель выступает как активатор сопереживания и заражает учащихся проблемой, совместным поиском, причём сопереживание, вызванное им у учащихся, в свою очередь, влияет на самого педагога .

Важно уметь воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности как показатель уровня и глубины восприятия информации. На этом педагогическом умении в своё время настаивал А. С. Макаренко, говоря, что «можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. (сейчас это называется фейс- контроль) Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, – и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений»

В педагогическом общении чрезвычайно важно адекватное понимание педагогом учащихся и учащимися педагога. Это способствует корректировке и интенсификации учебно-воспитательного процесса. В организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играет эмоциональная идентификация и эмпатия как способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами». Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребёнком, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания — сложная задача. Именно на этом качестве настаивал А. С. Макаренко. Педагогически очень ценно, когда учитель умеет проникать в психологическое состояние учащихся. Ведь «представление о партнёре диктует выбор средства воздействия на него. Верное представление о партнере — условие продуктивности этих воздействий...»

Пример № 1: Уважаемые коллеги, обратимся к вашему студенческому опыту. Вспомните, когда легче было отвечать экзаменатору: когда он внимательно слушает вас, смотрит в глаза, кивает головой и т. п., т. е. выражает заинтересованность в общении с вами, или когда он сидит, молча, облокотившись на стол, и никак внешне не реагирует на ваш ответ? Естественно, в первом случае атмосфера проведения экзамена более благоприятна, и прежде всего потому, что здесь ярко выражены заинтересованность педагога, его сопереживание студенту. Во втором случае многие, даже отлично подготовленные студенты, глядя на непроницаемое, безразличное лицо экзаменатора, начинают путаться, сбиваться и т. п.

Пример № 2: В ещё большей мере эта особенность проявляется при работе с детской аудиторией. Как-то «Учительская газета» рассказала о таком случае. Директор школы, преподававший историю, пришёл на урок больным. Сил возиться со слабыми учениками не было, и он вызвал отвечать девочку-отличницу. Каково было его удивление, когда ответ её оказался слабым, путаным. После урока учитель спросил девочку, что случилось. «Когда вам отвечаешь,— сказала она,— вы обычно киваете головой, внимательно слушаете, поправляете. А сегодня вы никак не реагировали на мой ответ, и я стала сомневаться, правильно ли говорю, стала запинаться и т. д.»

Уверены, что и вы, уважаемые коллеги сможете привести не по одному примеру эмоциональной идентификации себя с учеником из своего богатого опыта.

При проведении различных диагностик среди учащихся мной был составлен перечень личностных качеств, которыми должен обладать преподаватель по их мнению .

  • Справедливость
  • Доброта
  • Сдержанность
  • Терпимость
  • Красота, стиль
  • Хорошие вербальные способности
  • Доступность изложения материала
  • Строгость

Это то как нас видят дети. Так какими же качествами должен обладать педагог для успешного общения. Назову их:

  • Интерес к людям и работе с ними;
  • Гибкость, оперативно-творческое мышление;
  • Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  • Умение управлять собой;
  • Эмпатия (способность поставить себя на место другого);
  • Способность к спонтанности коммуникаций;
  • Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  • Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  • Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)

Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:

1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.

2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.

3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.

4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.

5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.

6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).

7. Продуктивность общения.

8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.

9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).

10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).

11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).

12. Итоговая, общая характеристика общения.

Но все эти «технологические» приёмы активно заработают только при наличии главного условия — интереса к педагогической профессии, вкуса к учительской работе, любви к детям, иначе говоря — при условии профессионально-педагогической направленности личности педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие

педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие...

"Формирование социально-психологических связей посредством интерактивного взаимодействия педагогов и воспитанников школы"

В настоящее время стремительно увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа. ...

«Активизация межведомственного взаимодействия администрации и социально-психологической службы ОУ в сфере гармонизации детско-родительских отношений»

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким...

Презентация на тему: "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие".

В презентации дается понятие о педагогическом общении, раскрываются его функции и линии общения с учащимися. Рассматриваются стили педагогического общения как отражение педагогической культуры учителя...

Принцип взаимодействия тьютора и сотрудников социально- психологической службы при проведении Дней профессиональной ориентации для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ.

Принцип взаимодействия тьютора и сотрудников социально-психологической службы при проведении Дней профессиональнойориентации для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ....