Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Суслина Эльвина Эриковна

Безличные глаголы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_rya.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока : «Безличные глаголы»

Цели урока:  1) дать понятие о безличных глаголах, познакомить с историей возникновения слова

                       «нет»; актуализировать знания о частях речи;

                       2) формировать  коммуникативные компетенции учащихся; формирование  умения

                       находить грамматическую основу предложения с безличным глаголом, определять форму  

                        безличного глагола;

                        3) развивать творческие способности  учащихся;

                        4) воспитывать любовь к языку

Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся, стихотворение  А. А.  Фета «Вечер»

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Актуализация знаний учащихся

Игра  «Редактор»                

      -  Исправьте все речевые ошибки в тексте.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», – сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Игра «Угадай-ка!»                    -  Отгадайте часть речи:

1) эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число, ни действие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения;

2) эта часть речи ничего не называет, а только указывает, заменяет другие части речи;

3) эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда без НЕ не употребляется; обозначает действие.

-  А теперь скажите:  Истинны или ложны  высказывания:

     1)  Глагол – это служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делаю  (Л)

     2)  Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида  (И)

     3) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать (Л)

     4)  Возвратные глаголы – это глаголы с суффиксами  -ся, -  сь (И)

     5) Условное наклонение глагола образуется путём прибавления к форме прошедшего  времени глагола частицы ли, которая может находиться как рядом с глаголом, так и в любом  другом месте предложения  (Л)

    6) Глаголы в форме условного наклон-я по временам  изменяются  (Л)

    7) На конце глаголов в форме повел. наклонения после согласных ь не  пишется  (Л)

    8) Глагол    в предложении   обычно  служит  сказуемым и вместе с подлежащим образует его грам. основу   (И)

     9) Есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, никем не производимое, как бы происходящее само собой  (И)

     - Приведите примеры таких глаголов. Затрудняетесь?  Обратимся к предложениям на доске.

  1. Исследование  языкового материала.

Сравнение  пары предложений. (Запись на доске.)

1.  В зимнюю пору смеркается рано.                   1. В зимнюю пору сумерки                

                                                                                           наступают рано.

     2. Мне  не спится у ночного                                   2. Я  не сплю у ночного

костра.                                                                           костра.

 В каких предложениях действие глагола-сказуемого не указывает на действующее лицо?

 Сравним предложения по строению, т.е. найдём грамматическую основу .

 Есть ли в этих предложениях действие? (Действие обозначено, а производителя действия нет.)

 Оказывается, есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, т.е. действие происходит само по себе.  В предложениях с такими глаголами не бывает и не может быть подлежащего, и такие предложения называются безличными.

  1. Сегодня мы выясним особенности безличных глаголов, что они обозначают, какие формы имеют, с какой целью мы употребляем их в тексте.

         Прочитайте отрывок из  стихотворения  А. А.  Фета «Вечер».

Найдите в тексте безличные глаголы.  

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

- Что же обозначают безличные глаголы в данном стихотворении? (Явления природы).

- В какой форме эти безличные глаголы?

 5.  Что  обозначают безличные глаголы такие, как взгрустнулось, хочется, не верится, нездоровится, знобит, живётся? (Состояние человека).

Составьте с любым из них предложение и определите форму глагола.

Задания:

  • определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
  • попробуйте подобрать другие формы.

  Скоро запахнет черемухой.      Не надо ссориться.         Нет  времени.

Подведем итог :  безличные глаголы употребляются  в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени,  в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени, а также в неопределенной форме.

 6. Найдите  грамматическую основу последнего предложения.

- Какой частью речи является, по-вашему, слово   НЕТ?

Заслушиваются версии учащихся. Один из учащихся рассказывает о просхождении слова  нет.

(Слово  нет можно сравнить с глаголами не было и не будет, с выражением не имеется. Оно возникло из древнерусского несть (не есть), которое представляет собой слияние отрицания не и глагола есть. Так вот «нет» – это глагол. Употребляется  только в безличных предложениях, и поэтому   слово  нет -  безличный  глагол)

- Но это слово не желает оставаться только глаголом, а иногда выступает в значении других частей речи. Предлагается  посмотреть в роли каких еще частей речи может выступать слово нет.

  1. Всякого нета припасено с лета.
  2. Кушали пирог с нетом.
  3. На нет и суда нет.

(в 1 и 2 предложении – существительные, а в 3, первое слово – существительное, второе - глагол)

7.  Закрепление изученного.

-  Очень часто учащиеся путают глаголы, которые могут употребляться как личные, так и безличные.     Поработайте в роли учителя и оцените работу ученика, который должен был выписать предложения с безличными глаголами.

Веет с поля ночная прохлада.        Веет с поля ночным ветерком.

   Снег тает.                   На улице тает.

7. Внимание! Творческая  работа.

Необходимо написать мини – сочинение на тему «Прогулка осенью», используя данные безличные глаголы.

Похолодало, подмораживает, смеркается, моросит, чувствуется, порозовело, повеяло, вечереет, потемнело.

 - Прочитаем ваши сочинения. Что же у нас получилось?

  8.   Дополнительное задание №1

- Очень часто предложения в ваших сочинениях однотипны, поэтому нужно уметь редактировать работы. Переделайте предложения, используя безличные глаголы.

Приближается рассвет. (Рассветает.)

Наступает вечер. (Вечереет.)

Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. (Нам не хочется уходить из зимнего леса.)

 Как вы живете на крайнем севере?  (Как вам живется на крайнем севере?)

Я не верю в победу команды.   (Мне не верится в победу команды.)

Дополнительное задание №2

- Верно ли моё утверждение?  ( Учащимся  раздаются  листочки)

  Я утверждаю, что в этом предложении есть безличный глагол:

 1)Вечереет.     2) Солнце уже закатилось.   3) Постепенно свежеет.      4) Как легко дышится! 5) Веет ветер над рекою. 6) Землю подморозило.

Я утверждаю, что это сложное предложение, первая грамматическая основа которого – сказуемое, выраженное безличным глаголом

1.  Мне снилось, что я иду в темноте.

2.  Ему долго не спалось, и он вышел в сад.

3.  Темнеет, и к ночи поднимается вьюга.

4.  Ожила природа весной, и хочется скорее в лес.

Найдите в тексте безличные глаголы, подчеркните их как члены предложения. Определите форму, в которой они употреблены.

Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к речке. Постепенно свежеет. Вот и река. Вода кажется совсем теплой. Хочется выкупаться, но меня пугает вечерняя прохлада.

 Веет с поля ночная прохлада.        Веет с поля ночным ветерком.

   Снег тает.                                          На улице тает.

9. Домашнее задание . Составить рассказ с безличными глаголами.

10. Выводы по уроку. (Рефлексия) 

 

Приложение к уроку

                                      Игра «Редактор»

– Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», – сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Я утверждаю, что в этом предложении есть безличный глагол:

 1)Вечереет.     2) Солнце уже закатилось.   3) Постепенно свежеет.    

 4) Как легко дышится! 5) Веет ветер над рекою. 6) Землю подморозило.

Я утверждаю, что это сложное предложение, первая грамматическая основа которого – сказуемое, выраженное безличным глаголом

1.  Мне снилось, что я иду в темноте.

2.  Ему долго не спалось, и он вышел в сад.

3.  Темнеет, и к ночи поднимается вьюга.

4.  Ожила природа весной, и хочется скорее в лес.

Найдите в тексте безличные глаголы, подчеркните их как члены предложения. Определите форму, в которой они употреблены.

Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к речке. Постепенно свежеет. Вот и река. Вода кажется совсем теплой. Хочется выкупаться, но меня пугает вечерняя прохлада.

    Веет с поля ночная прохлада.        Веет с поля ночным ветерком.

   Снег тает.                                          На улице тает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...