Элективный курс "Секреты орфографии"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Халимова Алсу Рикаильевна
Рабочая программа элективного курса основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению «Секреты орфографии». Данная программа элективного курса основного общего образования «Секреты орфографии» является закономерным продолжением уроков русского языка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл halimova_a.r.sekrety_orfografii.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

Халимова Алсу Рикаильевна, 1кв.категория

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шольинская СОШ»

Рецензент:

Вахитова Альфия Разифовна, 1кв.категория

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шольинская СОШ»

Аннотация программы

Рабочая программа элективного курса основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению «Секреты орфографии».  

Данная программа элективного курса основного общего образования   «Секреты орфографии»  является закономерным продолжением уроков русского языка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Пояснительная записка

               Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”.   Данный спецкурс разработан для учащихся 5 классов по отработке орфографических умений и навыков. Данная программа поможет успешнее справиться с решением основной проблемы в усвоении орфографии: «правило знаю – применять не умею». Систематическая работа научит детей процессу применения правил в практике, то есть в ходе письма. Выполняя упражнения, учащиеся смогут открыть для себя удивительно богатый мир русской орфографии, расширить свой кругозор и, безусловно, повысить грамотность. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Секретам орфографии”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

  Содержание и методы обучения “Секретов орфографии” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Курс преследует следующие цели:

  1. Повышение интереса учащихся к изучению русского языка в школе.
  2. Преодоления психологического барьера при изучении орфографии.

Задачи курса:

1.   Научить выстраивать самую короткую логическую цепочку для решения орфографической задачи.

2.   Сформировать навыки вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой.

Элективный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанной нами программы элективного курса «Секреты орфографии» заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

 .

 

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.
  • проектная деятельность

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых  результатов освоения программы

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы элективного курса происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы элективного курса зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы электива будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность;
  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,

сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  •   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • анализировать и обобщать на основе фактов;
  • устанавливать причинные явления и их следствия;
  • представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • выполнять  проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • - узнать и научиться пользоваться нормами  русского языка: произносительными, словоупотребительными;
  • - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • - расширить, систематизировать исходные представления о языке.

Коммуникативные УУД:

  •  адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • взаимодействовать со сверстниками;
  • совершенствовать собственную речь.

Описание места курса  в учебном плане

      Программа рассчитана на 1 год (34 часов), реализуется через часы школьного компонента. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, компьютерный класс. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 5-х классов.

Содержание программы

 

 

Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи элективных занятий с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в основной  школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.

 

Тематический план

Разделы программы

№ занятия

Тема занятия

Виды деятельности или формы организации занятий

 Формы контроля

Введение – 1ч.

1

Нужно ли быть грамотным?

 

Практическое занятие

 Орфограммы знакомые и незнакомые

27 ч.

 

2

 

Ошибки вокруг нас

Подготовка материалов для лингвистического исследования

Творческий отчёт в виде презентации  

3

 

Ошибки вокруг нас

Урок -исследование  

Творческий отчёт в виде презентации  

4

Память и грамотность

Урок-эксперимент

Листы итогов эксперимента

5

Коварные словарные слова.

Урок-практикум

Словарный диктант

6

Орфографический словарь – наш главный помощник.

Работа со словарями

«Исправь ошибку»

7

«Ошибкоопасные» места.

Урок-КВН

Творческое задание

8

Опасные согласные

Решение орфографических задач

Бланк самооценки

9

Чудеса с парными согласными

Решение орфографических задач

Бланк самооценки

10

Фокусы мягкого знака (ь)

 

Мастерская метаграмм

Подбор метаграмм

1 1

Давайте поиграем

 Урок-игра

Творческое задание

12

 Старый знакомый Ъ.

Лингвистическое путешествие

Творческое задание

13

«Масло масляное» (сочетания чн, чк, нч, нщ).

Практическое занятие

 Карточки контроля

14

Коварные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Практическое занятие

Подбор слов для  повторения орфограммы

14

В чём секрет правописания морфем

Урок-соревнование

Лист достижений

15

«Знакомая незнакомка»

Урок-исследование

Творческое задание

16

Волшебное слово –самоинструкция.

Урок-исследование

Создание  алгоритмов

17

Приставки- труженицы

Метод «Каждый учит каждого»

Анализ текста

18

Поговорим обо всех приставках сразу

Выполнение тренировочных упражнений

Подбор слов для  повторения орфограммы

19

Секрет безошибочного письма

Выполнение тренировочных упражнений

Подбор слов для  повторения орфограммы

20

Игры с приставками: «Приставка или нет?», «Прятки с приставками».

Урок-игра

Составить лингвистическую игру

21

. Кто «командует» корнями? Полногласные и неполногласные    

    сочетания (-оро/-ра; -оло/-ла; -ере/-ре; -ол/ле).

Урок-игра

Составить лингвистическую игру

22

Корень и «главное» правило

Урок-практикум

Создание тренажёров по подобию  

23

. Откуда «вылетают» проверочные слова?

Урок-практикум

Создание тренажёров по подобию  

24

Слова, «убежавшие» от

первоначальных значений. «Пересаженные» корни.

Круглый стол

Сообщения

25

Орфограмма с девичьим

               именем (-…ир + -а- = -…ира-).

Практическое занятие

Подбор слов для  повторения орфограммы

26

 Суффикс -а- продолжает командовать. Ещё два почти девичьих

               имени(-има-, -ина-).

Практическое занятие

Подбор слов для  повторения орфограммы

27

Суффикс -а- командует гласными о и а.

Практическое занятие

Подбор слов для  повторения орфограммы

28

 Бенефис знаний.

Деловая игра «Я - учитель».

Учебный проект: практическая реализация

6 часов

29

 Выдвижение идеи проекта

«Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников, Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем. Обсуждение плана работы учащихся (индивидуально или в группе)

План исследования

30

«Как сделать ошибкоопасные места в словах  безопасными?»

Работа с различными источниками информации  

Оформление презентации

31

«Как сделать ошибкоопасные места в словах  безопасными?»

Самостоятельная работа групп –

Оформление презентации

32

«Как сделать ошибкоопасные места в словах  безопасными?»

Эмпирические и теоретические исследования в рамках проекта

Оформление презентации

33

«Как сделать ошибкоопасные места в словах  безопасными?»

Подготовка школьниками отчета о проделанной работе в виде презентаций и публикаций

Оформление презентации

34

 «Как сделать ошибкоопасные места в словах  безопасными?»

Презентация творческих проектов

Рефлексия

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Шкафы для хранения оборудования и ТСО;
  • Печатные пособия по русскому языку и литературе;
  • Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук с набором обучающих программ и тренажёров);
  • Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
  • Научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения;
  • Научно-методическая литература;
  • Учебные пособия по русскому языку и литературе;
  • Художественная литература;
  • Электронная библиотека художественной литературы;
  • Подписные издания;
  • Словари школьного типа и справочная литература;
  • Сборник дидактических материалов по русскому языку и литературе
  • Раздаточный материал;
  • Видеофильмы по русскому языку и литературе;
  • Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)
  • Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;
  • Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность / Р. И .Альбеткова. -  М. : Дрофа,  2007.  
  2. Волина, В. В. Веселая грамматика  / В. В. Волина. -  М. : Знание, 1995.
  3. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение /  В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
  4. Волина, В. В.  Русский язык. Учимся играя  -  Екатеринбург ТОО. :  АРГО, 1996.
  5. Волина,  В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах   - М.: АСТ,  1996.
  6. Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии  - М.: Просвещение,  1991.
  7. Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
  8. Маршак, С.  Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. -  Ростов-на-Дону, 1991 г.
  9. Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст]  / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
  10. Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . -  М.: Просвещение, 1991.
  11. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. -  М.: РИО “Самовар”, 1996.
  12. Рик, Т.  Г.  Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. -  М. :  РИО “Самовар”, 1996.
  13. Рик, Т.  Г.  Здравствуй, дядюшка Глагол!  : / Т. Г. Рик. -  М. :  РИО “Самовар”, 1996.
  14. Сборник загадок  / сост. М. Т. Карпенко. -  М. : Просвещение,  1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса : представить теоретическое истолкование  системы современной русской             орфографии и  пунктуации с выработкой последую...

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.

*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...

Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Секреты орфографии"

Программа, аннотация, пояснительная записка, учебно-тематический план к элективному курсу по русскому языку для учащихся 9 класса. Автор: Дунаевская И.А. Курс рассчитан на 34 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Орфография и пунктуация» 10 класс

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во все...

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...