Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2017-2018 учебный год
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Иванова Светлана Николаевна.

Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_rus_set.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по курсу «Русский язык. 10 класс» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков// М.: Просвещение, 2011 г.

Рабочая программа рассчитана на изучение дисциплины в количестве 2 часов в неделю, в год - 70 часов в соответствии с учебным планом, целями и задачами МБОУ Новоникольской СОШ. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных стандартов, а также накопленный опыт преподавания предмета в школе.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.
  2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11

классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2015 г.

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Методические рекомендации к учебнику

«Русский язык. Грамматика. Стили речи. 10-11 класс. М., Просвещение, 2015 г.

  1. Власенков А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: грамматика, текст, стили речи». 10–11 классы / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение, 2015.
  2. Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс / И. Г. Добротина. – М. : Просвещение, 2009.
  3. Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс / И. Г. Добротина. – М. : Просвещение, 2009.

Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта: повысить речевую культуру старшеклассников и развить их коммуникативные умения в разных сферах функционирования языка.

Задачи изучения  курса:

  1. закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике,

лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  1. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  2. закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
  3. дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом

содержания среднего (полного) общего образования;

  1. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с

одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  1. обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
  2. способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка:

 в 10 классе на базовом уровне 35 часа (1 час в неделю). В связи с необходимостью качественной подготовки к ЕГЭ, курс расширен до 70 часов в год (2 часа в неделю);

 

        

Содержание  тем учебного курса

.

1.Общие сведения о языке(8 часов)

Роль языка в обществе. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского языка.Место и назначение русского языка в современном мире.

Стилистические функции устаревших форм слова.Культура речи.

Рр Текст по теме «Роль русского языка в современном мире».

2.        Фонетика. Орфоэпия. Орфография.        (6 часов)

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии,орфографии

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.Принципы русской орфографии.Фонетический разбор.

3.        Лексика и фразеология.(6часов)        

Повторение знаний о лексике русского языка.Сферы употребления русской лексики.

Исконно русская и заимствованная лексика.Русская фразеология.Словари русского языка.Контрольная работа.

4.        Состав слова (морфемика) и словообразование.(10 часов)

 Морфемика. Морфемный состав слова. Способы словообразования, словообразовательный разбор.Выразительные словообразовательные средства.

Повторение морфемики и словообразования.Контрольный тест.Работа над ошибками.

5.        Морфология и орфография.        (13 часов)

Рр Устное высказывание о морфологии как разделе лингвистики.

Рр Составление связного ответа об именных частях речи.Глагол.Причастие.

Наречие. Правописание не и ни с разными частями речи.

Трудные вопросы правописания –н- - -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, наречий.

Правописание –н- - и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Слитное, раздельное, дефисное написание.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Контрольный диктант.

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

 

6.        Синтаксис и пунктуация(12 часов)

Принципы русской пунктуации. Типы и виды словосочетаний. Простое предложение. Осложненное предложение. Сложное предложение. Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация. Контрольный диктант по пунктуации.

Анализ диктанта.

7. Текст и его строение. Основные виды переработки текста.        (14 часов)

Что такое текст. Способы и средства связи между частями текста

Типы речи. Рр Речеведческий анализ текста. Самостоятельная работа.

Научный стиль речи, его морфологические, лексические и синтаксические особенности.Конспект.  Тематический конспект. Реферат.

Контрольное тестирование и его анализ. 

Учебно- тематический  план

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

 Развитие

речи

 Контрольные работы и тесты

1.

Общие сведения о языке

8

1

1

2.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

6

-

1

3.

Лексика и фразеология.

6

-

1

4.

 Состав слова (морфемика) и словообразование.

10

-

1

5.

Морфология и орфография.

13

2

1

6.

Синтаксис и пунктуация

12

1

1

7.

Текст и его строение. Основные виды переработки текста.

14

1

2

8.

Резерв

1

16.

Итого

70

5

8

        

        

        Требования к уровню подготовки выпускников

По окончании 10 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
  • учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Предметные результаты обучения

Тема урока

Знания и умения

Общие сведения о языке

Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка

Русский язык как система средств разных уровней

Знать языковые единицы.

Уметь производить разноуровневый анализ текста

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, соблюдая в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор

Лексика и фразеология

Знать сферы употребления русской лексики, понятие фразеологизмы

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов

Морфемика и словообразование

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, запомнив при этом следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных

Морфология и орфография

Знать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, части речи, их морфологические признаки.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, различать части речи, их морфологические признаки.

Синтаксис и  пунктуация.

Знать виды и типы простых и сложных предложений, принципы русской пунктуации.

Уметь  определять виды и типы предложений, составлять предложения разных видов, правильно расставлять знаки препинания в предложении

Речь, функциональные стили речи. Научный стиль.

Знать понятия «язык» и «речь», основные требования к речи, особенности устной и письменной речи, типы речи, стили речи, языковые признаки научного стиля, понятие текст, признаки текста.

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, находить и исправлять речевые ошибки в собственных текстах и предложенных для анализа, составлять тексты разных типов, определять языковые признаки научного стиля речи.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2015
  2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2015
  3. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. – М.: Вербум-М, 2014
  4. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций/ Под редакцией Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2014
  5. Колокольцева Т. Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2012.
  6. Москвин В. П.  Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2012
  7.  Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. – М.: Аквариум ЛТД, 2012
  8. Галлингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 2014
  9. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф, 2013
  10. Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2012
  11.  Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура искусства речи. Современная риторика. _ Ростов н/Д: «Феникс», 2010
  12. Горбачевич А. С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М: Просвещение, 2009.
  13. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену. – М: Федеральный центр тестирования, 2017.

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 10  классе

Тема урока    

План дата

Факт дата

Виды и формы контроля

Общие сведения о языке(8 ч.)

1.

Роль языка в обществе.

 Обсуждение высказываний известных людей о языке. Составить план и тезисы статьи

2

«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский)

 Изложение по материалу упражнения.

3

История развития русского языка.

 Составление плана и тезисов статьи.

4

Периоды в истории развития русского языка.

 Написание мини-сочинения

5

Место и назначение русского языка в современном мире.

Составление тезисов

по лекции учителя.  

6

Контрольный диктант (входной)

Диктант с грамматическим заданием

7

Стилистические функции устаревших форм слова

Работа над отрывком из романа А.Н.Толстого «Пётр Первый». Лексический анализ стихотворных текстов

8

Культура речи.

Рр Тест по теме «Роль русского языка в современном мире».

Тест

Фонетика. Орфоэпия.

 Орфография(6  ч.)

9-10

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии,орфографии

 Формулировка орфографических правил

11

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Работа с текстом, анализ речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

12

Принципы русской орфографии.

 Осложнённое списывание с творческим заданием

13

Фонетический разбор.

Самостоятельная работа

14

Контрольная работа. Тест.        

Тест.        

Лексика и фразеология(6ч.)

15

Повторение знаний о лексике русского языка

Запись синонимичных пар и рядов слов,

16

Сферы употребления русской лексики.

Подготовка сообщений о лексическом богатстве русского языка. Работа с толковым словарём.

17

Исконно русская и заимствованная лексика

Анализ текста с целью выявления общеупотребит лексики, историзмов.

18

Русская фразеология.

Составление подробного плана статьи учебника.

19

Словари русского языка.

Работа с словарями.

20

Контрольная работа.

Тест.        

 Морфемика. Словообразование (10ч.)

21

 Морфемика. Морфемный состав слова.

Морфемный и словообразователь

ный разбор

22

Способы словообразования

Конструирование слов по схемам

23

Способы словообразования

Конструирование слов по схемам

24

Формообразование

Конструирование слов по схемам

25-26

Р.р. Изложение по тексту «Древняя Русь»

Работа над ошибками

Изложение

27

Выразительные словообразовательные средства.

 Комплексный анализ текста

28

Повторение морфемики и словообразования.

Морфемный и словообразователь

ный разбор слов

29

Контрольный тест.

Тест

30

Резерв

Морфология и орфография(13ч.)

31

Рр Устное высказывание о морфологии как разделе лингвистики.

Составление таблицы «Самостоятельные  и служебные ЧР»

32

Трудные вопросы правописания –н- - -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, наречий.

Объяснительный диктант

33

Правописание –н- - и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм

34

 Правописание не и ни с разными частями речи.

Составление  монологического рассказа на заданную тему

35

Различение частиц –не и -ни

Объяснительный диктант

36-37

Правописание наречий

Объяснительный диктант

38

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Объяснительный диктант

39

Правописание глаголов

Комментированное письмо

40

Правописание причастий

Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм

41

Слитное, раздельное, дефисное написание.

Комментированное письмо

42-43

Контрольный диктант.

Анализ контрольной работы

Диктант

Синтаксис и пунктуация( 12ч)

44

Принципы русской пунктуации

Составление  монологического рассказа на заданную тему

45

Типы и виды словосочетаний

Конструирование словосочетаний

46-47

Простое предложение

Подготовка сообщений

48-49

Осложненное предложение

Комментированное письмо

50-51

Сложное предложение.

Объяснительный диктант

52

Прямая и косвенная речь

Подготовка сообщений

53

Авторская пунктуация

Объяснительный диктант

54

Контрольный диктант по пунктуации.

Диктант

55

Анализ диктанта

Работа над ошибками

Текст и его строение. Стили речи. Основные виды переработки текста(14ч.)

56

Что такое текст.

Наблюдения над связью предложений в тексте

57

 Способы и средства связи между частями текста

Анализ видов и средств связи частей текста

58-60

Типы речи.

Работа с текстами, анализ типов речи

61

Рр Речеведческий анализ текста. Самостоятельная работа.

Анализ строения абзацев, составление плана и тезисов, выписки из статьи

62

Виды сокращений текста

Работа с текстом

63

Конспект.  Тематический конспект.

Написание конспекта

64

Реферат.

Самостоятельная работа

65

Научный стиль речи, его морфологические, лексические и синтаксические особенности.

Комплексный анализ текста, определение стилистической принадлежности текста.

66

Обобщение материала о текстах

Работа с текстами

67-68

Контрольное тестирование

Тест

69.

Анализ контрольного тестирования

Работа над ошибками

70

Резервный

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

Рабочая программа по химии 9 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

Рабочая программа по истории. 7 класс. 2017 - 2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по истории. 6 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по обществознанию. 7 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...