Урок по русскому языку в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Демидова Марина Григорьевна

Рабочие материалы к уроку по русскому языку в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_-_kopiya.docx268.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочие материалы к урокам по русскому языку в 7 классе по теме

«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

1.Новгородская берестяная грамота.12 век.

Картинки по запросу новгородская берестяная грамота 12 века

Все слова написаны слитно. Такой текст трудно прочитать.
2. Стихотворение  С.Бондаренко

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:                       (с недоумением)
Что за лепое положение?                                      (за нелепое)
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.                                   (неразбериха)
И на взрачной клумбе у будки                             (на невзрачной)
Голубые цвели забудки.                                       (незабудки)
И погода стояла настная,                                      (ненастная)
И гуляла собака счастная                                     (несчастная)
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.                                 (непролазные)
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.                             (несуразный недотёпа)
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.                           (недоучки)
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.                                (Несмеяна)
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

Действительно жаль! В нашей лингвистической стране есть частица НЕ, и сейчас мы рассмотрим правила её правописания с причастием.

3. НЕ с кратким причастием пишется раздельно.

Задание: образуйте из полных причастий краткие, употребив их с частицей НЕ, вставьте пропущенные буквы.

Образец: неосвещенная улица – улица не освещена

Невыуче…ая теорема –

Неорганизова…ая экскурсия –

Неподаре…ые игрушки –

Незаконче…ая работа –

Неисправле…ые ошибки –

Непродума…ая стратегия –

Неразгада…ые тайны –

Неполуче…ые знания –

Несброшюрова…ые пособия –

Непродума…ая стратегия –

Невспаха…ое поле –

Самопроверка по карточке:

Теорема не выучена, экскурсия не организована, игрушки не подарены, работа не закончена, ошибки не исправлены, стратегия не продумана, тайны не разгаданы, знания не получены, пособия не сброшюрованы, стратегия не продумана, поле не вспахано

4. НЕ с причастием пишется раздельно, если у причастия есть зависимое слово.

Задание: измените написание данных причастий с частицей НЕ, добавив зависимое слово и расположив причастный оборот после определяемого слова; вставьте пропущенные буквы. Смотри «Слова для справок».

Образец: непонятое правило – правило, не понятое нами

Незамече…ая ошибка –

Невыполне..ое задание –

Неубра…ый снег –

Незаполне…ый дневник –

Невысказа…ые претензии –

Нераст…вшего снега –

Нескаше…ая рожь –

Неизведа…ые места –

Невысохшая роса –

Неустранё…ые дефекты –

Незавешё…ых глав

Слова для справок: рабочими, писателем, до сих пор, учителем, прямо, ещё, дворником, семиклассником, после зимы, школьником, учёными

5. НЕ с причастием пишется раздельно, если есть противопоставление.

Задание: к приведённым ниже причастиям введите противопоставление, пользуясь «Словами для справок», вставьте пропущенные буквы.

Образец: не законченное, а начатое сочинение

Неувядшие цветы –

Неразброса…ые книги –

Нераспечата…ое письмо –

Некупле…ый свитер –

Невыдума…ая история –

Ненаписа…ая статья –

Нераспакова…ый чемодан –

Нескоше…ая трава –

Нераспустившийся цветок –

Незаконче…ый роман –

Слова для справок: действительная, заклеенное, аккуратно сложенные, начатый, напечатанная, связанная, срезанная, увядший, сложенный, начатое, только что распустившиеся

6. Напишите сжатое изложение этого текста.
    Славился древний Новгород грамотными людьми. Бумаги в то время не было, а пергамент ценился очень дорого. Вот и надумали новгородцы использовать такой материал, который всегда был в достатке, - берёзовую кору.
    При раскопках в Новгороде нашли множество берестяных грамот. Они хорошо
сохранены, потому что в северных землях береста не гниёт. Материалом для письма служила пропаренная берёзовая кора. Буквы выдавлены писалом - костяной палочкой, металлической, а то и деревянной палочкой, заострённой с одного конца и сделанной в форме лопаточки – с другого. Этой лопаточкой подчищали, исправляли школьные задания.

(Славился древний Новгород грамотными  людьми. Пергамент в то время ценился дорого, а бумаги тогда и вовсе не было. Вот и придумали новгородцы использовать березовую кору, которая всегда была в достатке.
При раскопках в Новгороде нашли много берестяных грамот. Они хорошо сохранились. Буквы на этих грамотах выдавлены писалом . Этой лопаточкой исправляли школьные задания.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 7 классе "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Урок разработан с применением интерактивной доски SmartBoard. Материал представляет краткий конспект урока и презентацию для интерактивной доски....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Раздельное и дефисное написание частиц»

Данный урок позволяет формировать знания о правописании частиц; развивать у учащихся умение работать в группе, развивать познавательный интерес, речь, внимание, творческое мышление; воспитать стремлен...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато"

Разработка урока русского языка по теме «Правописание союзов тоже, также, зато»   предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы.Целью методической разработ...

Дистанционный урок по русскому языку "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Цель урока:  сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени, добиться осознанного написания слов с Н-НН. Урок предназначен для учащихся 7-11 клас...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Раздельное написание НЕ с деепричастиями"

Конспект открытого урока с рабочей презентацией, построенный с учётом требований обновлённых ФГОС ООО....