Урок русского языка " Имя собственное"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Таратынова Галина Геннадьевна

Урок систематизации и обобщения знаний.Цель:уметь писать имена собственные с большой буквы. Продолжительность урока 40 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГКОУ « Приволжская школа-интернат»

Конспект

урока по русскому языку

4 класс

Провела

учитель начальных классов

Таратынова Г.Г.

2017год.

Тема. «Имя собственное».

Цель урока. Уметь писать имена собственные с большой буквы.

Задачи урока.

Образовательные:

  • Формировать умение писать имена собственные с большой буквы;
  • Познакомить с новым словарным словом, его лексическим значением.

Коррекционно- развивающие:

  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Развивать письменную и устную речь учащихся через ответы на вопросы и составление текста.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к изучаемому материалу через системно -деятельностный подход.

Оборудование и учебное оснащение: компьютер, презентация, карточки с заданиями, карточки с именами собственными, солнышко.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

План урока.

1.Организационный момент.

2. Психологический настрой.

3. Минутка чистописания.

4.Словарная работа.

5 Постановка учебной задачи.

6. Раскрытие цели и задач поставленных перед уроком.

7 Физкультминутка.

8. Гимнастика для глаз.

9.Коментированное письмо.

10. Развитие устной речи.

11. Итог урока.

12. Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Психологический настрой.

На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Ребята, улыбнёмся друг другу, как улыбается наше солнышко и начнем работу.

Итак, открываем тетради. Записываем число, классная работа.

3.Минутка чистописания.

Внимание, посмотрите на доску. Прочитайте записанные слова:

РОДИНА    РОСТОВ    РАЯ

- Найдите одинаковый звук в словах.

- Дайте характеристику звуку.

- Какой буквой этот звук обозначается на письме?

- Какой ещё звук может обозначать эта буква?

- Дайте характеристику.

А теперь , внимание, посмотрите, как правильно писать заглавную и строчную букву Р.

( Буква Р состоит из двух отдельных элементов. Начинаем писать чуть выше середины рабочей строки. Ведём прямую наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево-вверх.

Второй элемент(шляпка) пишется слева направо: начинаем писать с небольшого закругления. Затем ведём вправо короткую прямую линию и закругляем её вниз и влево.

Строчная буква р состоит тоже из двух элементов. Начинаем писать с середины межстрочного пространства. Ведём прямую наклонную линию вниз до середины следующей рабочей строки, возвращаемся по написанному вверх и пишем прямую наклонную линию с закруглением вверху и внизу. Доводим до нижней линии рабочей строки.

4.  Словарная работа.

Ребята, возьмите карточку №1.

На карточках записаны слова с пропущенными буквами. Спишите, вставьте пропущенную букву, поставьте ударение.

Р.бота, .громный, сп.сибо, сч.тать, ин.й, ястр.б.

Проверим по цепочке.

Что это за слова? Как мы их можем назвать? Где можем проверить написание этих слов?

А теперь возьмите простой карандаш и обведите первую букву в каждом слове и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся сегодня.

Россия

(вывешиваю карточку на доску)

Презентация.

Слайд 1. Берёзы белые

                И небо синее

                В моей любимой стране….(России)

Россия. Что обозначает это слово?

Слайд 2.Слово Россия пришло к нам из славянского языка. Произошло от древнего названия государства Русь, а слово Русь от племени Росы, которые проживали на реке Рось. Отсюда и название Россия.

Слайд 3. Ребята, посмотрите, какая большая наша страна. Она занимает огромную территорию в мире.

- Запишем слово в центре строки, поставим ударение, подчеркнём безударную гласную.

 - Какие ещё орфограммы есть в этом слове?

(удвоенная согласная, заглавная буква в именах собственных)

- Разделим слово на слоги,сделаем звуко-буквенный анализ.

Рос-си-я – 6б., 6зв., 3гл., 3согл.

Кто подскажет, как правильно перенести это слово с одной строки на другую.

Запишем на новой строке перенос слова:

 Рос-сия

- Ребята, на какой вопрос отвечает это слово?

- Что оно обозначает?( предмет)

Как называются эти слова? ( имена существительные)

А теперь составим и запишем предложение с этим словом.

Мы живём в России.

Подчеркните орфограммы в слове Россия. Разберём предложение по членам предложения.

5. Постановка учебной задачи.

-Ребята, назовите страну, в которой мы с вами живём? ( на доске постепенно  появляются карточки со словами: страна Россия, столица Москва, Ивановская область, город Приволжск)

-Кто назовёт столицу России?

- Россия – наша большая Родина. Но в жизни каждого человека есть маленький уголок, где он родился и вырос.

- Подскажите, как называется ваша малая Родина?

- Ребята, посмотрите на эти слова. Как их можно назвать?(имена собственные)

- А какие ещё слова мы относим к именам собственным?

- Что мы знаем о их правописании?

6. Раскрытие цели задач поставленных перед уроком.

Ребята, как называется тема нашего урока?

Тема урока «Большая буква в именах собственных»

- Какова цель нашего урока?( Повторить всё, что мы знаем о именах собственных.)ребята, сегодня мы с вами совершим небольшую прогулкупо территории нашей малой родины. И в месте с этим вспомним всё, что знаем о именах собственных, будем развивать нашу речь, чтобы говорить и писать грамотно и красиво.

Итак. Наш родной город – это город Приволжск. А какие ещё города Ивановской области вы знаете?

- Запишите названия этих городов. Как запишем? Почему?

 Иваново, Плёс, Приволжск, Шуя, Вичуга, Кинешма.

( один ученик у доски, остальные в тетради)

Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

7. Физкультминутка.

8. Гимнастика для глаз.

Ребята, подумайте. Какой из этих городов, кроме Приволжска входит в Приволжский район?( Плёс)

- Чем знаменит этот город?

Итак, мы отправляемся в Плёс.

9. Комментированное письмо.

Ребята, возьмите карточку №2.

      Задание. Прочитай. Спиши. Выбери из скобок нужные буквы. Объясни свой выбор. Подчеркни орфограммы.

Горо. (п,П)лёс- жемчужина (р,Р).ссии. здес. протекает (р,Р)ека (в,В)олга. Любил рисовать (в,В)олгу художник (л,Л)евитан и свои первые ст.хи сочинил поэт (н,Н)екрасов.

Молодцы.

А теперь, ребята, я предлагаю вам написать мини – сочинение на тему: «Моя Родина»

10.Развитие устной речи. Самостоятельная работа.

( на карточках вопросы – помощники)

Ребята, возьмите карточку №3.

        Постарайтесь последовательно ответить на поставленные вопросы. Ответы запишите себе в тетрадь.

  1. В какой стране ты живёшь?
  2. Назови столицу нашей Родины?
  3. В какой области ты проживаешь?
  4. Назови твой родной город.
  5. За что я люблю свой город?

-Проверим , что у вас получилось.( сочинение читают 1-2 человека)

- Какие имена собственные встретились в этом сочинении?

- Как вы их написали?

11. Итог урока.

      Какие слова относим к именам собственным? Что знаем о их написании? Ребята, как вы считаете, что у вас удалось на уроке? Что не получилось?

12.  Рефлексия.

Как ваше настроение?

И наше солнышко продолжает нам улыбаться и дарит свои тёплые лучи. Давайте посмотрим. Что на этих лучиках?

1 луч. Ставится буква у строчки в начале,

           Чтобы начало все замечали.

2 луч. Имя, фамилия пишутся с нею.

           Чтобы заметней им быть и виднее.

3 луч. Чтобы звучали громко и гордо

           Имя твоё, имя улицы города.

4 луч. Буква большая совсем не пустяк!

           В букве большой уважения знак!

Молодцы! Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наша Родина

Слайд 2

Березы белые И небо синее В моей любимой стране – России!

Слайд 3

Что обозначает слово « Россия? » Слово «Россия» пришло к нам из славянского языка. Произошло от древнего названия государства Русь, а слово Русь от племени Росы, которые проживали на реке Рось . Отсюда и название - Россия.

Слайд 4

Карта России

Слайд 5

Интернет ресурсы Карта регионов России http://tureo.ru/Karty/admin_karta_russia.jpg Определение России http://vseslova.com.ua/word/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0-91069 Лес России http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F4414%2F13588754.c3%2F0_7408e_8a383b0c_XXL&pos=0&rpt=simage fotocvetov.ru%2Fmnogo%2F20013.jpg&pos=6&rpt=simage Россия http://img17.vkrugudruzei.ru/images/061/359/59/OI_e9b9cc9cd3f743fa9798388e49c91ed4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Конспект урока русского языка по теме:«Правописание имен собственных и употребление их в предложениях».

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание имен собственных и употребление их в предложениях». Данный урок с использованием нестандартных приёмов работы можно также использовать  в пери...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Урок русского языка. Имена собственные и нарицательные. 5й класс

Урок русского языка в 5 классе основной школы...