Открытый урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Буйлова Наталия Николаевна

Интересный дидактический материал. Работа с текстом на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_.docx23.48 КБ
Office presentation icon dvoynaya_rol_bukv_eyo_yu_ya.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5б классе

Тема урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

Подготовила и провела: Буйлова Наталия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Йошкар-Ола

2012

Тема урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

Цели урока:

1) Рассказать о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я; научить различать слова, в которых эти буквы обозначают два звука и один звук; научить называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

2) Развивать устойчивость, продуктивность, концентрацию, переключение внимания учащихся.

3) Учить видеть красоту русского языка, его выразительность и звучность.

Повторение: пунктуация в сложном предложении, классификация звуков, безударные гласные в корне, непроизносимые согласные.

Методы урока: слово учителя, беседа, анализ, распределительный диктант, устная работа, игра, упражнения на внимание.

Оснащение урока: тетради, учебники, доска, презентация, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

2. Устная синтаксическая минутка.

Задание. Запишите  предложение, назовите грамматические основы, сделайте полный синтаксический разбор.

3. Повторение.

- Что такое фонетика? (Раздел русского языка, изучающий звуки речи.)

- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

- На какие группы делятся гласные звуки? (ударные, безударные) согласные звуки? (На твердые и мягкие, на глухие и звонкие)

- Сколько гласных букв в алфавите? (10 букв.)

- А сколько гласных звуков в речи? (6 звуков.)

- Почему? Какие гласные буквы не обозначают звуков? (Е, Ё, Ю, Я.)

Мы с вами продолжаем изучать фонетику. Посмотрим на доску.

II. Новый материал.

1. Наблюдение на доске.

На доске записаны слова:

МЕРА                

ПОЛЁТ             

КЛЮВ                 

МЯТА

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах первого столбика? (После согласных.)

- После каких согласных? (Мягких.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Рисуем звуки на доске.) (э,о,у,а)

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.)             

ЕХАТЬ                       

ЁЛКА                                           

ЮГ                                              

       ЯСНЫЙ                 

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах второго столбика? (В начале слова.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Рисуем звуки на доске.) (йэ, йо, йу, йа)

БОЕЦ

ПРИЕМ

КАЮТА

СТОЯТ

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах третьего столбика? (После гласных.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Рисуем звуки на доске.)

(йэ, йо,йу,йа)

ОТЪЕЗД

СЪЕМКА

ВЬЮГА

ОБЕЗЬЯНА

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах четвертого столбика? (После разделительных Ь и Ъ.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Рисуем звуки на доске.) (ЙЭ,ЙО,ЙУ,ЙЯ)

2. Вывод.

- Давайте посмотри на нашу схему и сделаем вывод. При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (Если они стоят в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ.)

3. Формулирование темы и целей урока.

 - Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока?

(Двойная роль букв е ё ю я). Давайте попытаемся определить цели нашего урока (научить различать слова, в которых эти буквы обозначают два звука и один звук). Запишем в тетради число, классная работа и тему урока.

4.Работа с учебником.

Итак, давайте откроем учебник и убедимся, что те выводы, которые мы с вами сделали, действительно верны.

Параграф 61., стр.126 – 127.

А теперь попробуйте самостоятельно придумать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы 2 звука.

 III. Закрепление материала. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение на внимание.

Возьмите у себя на парте карточку №1. В течение 30 секунд вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их.

Карточка №1.

мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк

- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.)

- Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец.)

- Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.)

- А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.)

- Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А])

- Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.)

2. Распределительный диктант.

Задание. Распределите слова в 2 столбика: 1) – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, 2) - буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.

Проверка. Работа в парах.

Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг у друга правильность распределения и написания слов. (Слова на доске.)

3. Запись слов под диктовку с заданием.

Задание. Определите количество букв и звуков в словах. Один человек к доске.

Поезд, даёт, маяк, льёт, земля, люк, лес, пять.

4. Физминутка.

- Ребята, а теперь встаньте те, кто согласен с тем, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после Ь и Ъ. Я буду называть слова: если в слове есть буква, обозначающая 2 звука –поднимаем руки вверх, если нет такой буквы – вытягиваем руки вперед.

Яблоко, прядь, лепить, льётся, ясный, небо, песня, мерить, место, съем, юбка, ёжик, лес, мясо, клюква, явь, янтарь, заяц, лента, пояс, вера.

- Спасибо. Присаживайтесь.

5.Работа с текстом.

Давайте посмотрим на экран и прочитаем текст.

Бородинский бой был поединком двух армий, двух народов. Вечером французы отошли с занятых ими высот, русские остались там, где стояли в конце сражения.

«Великая  армия» разбилась о несокрушимую армию России, и потому Наполеон вправе был сказать: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты».

А Кутузов оценил Бородинское сражение по-иному: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости  российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступать неприятелю».

- Давайте определим тему этого текста? Тема текста – Бородинское сражение. А какова основная мысль данного текста? (Бородинское сражение до сих пор является примером мужества и доблести русского воинства).

 - Как вы думаете, почему мною был выбран именно этот текст? (В этом году отмечалось 200-летие со дня бородинского сражения).

 - Итак, а сейчас давайте послушаем стихотворение М.Цветаевой, которое называется «Генералам 12 года». Ребята, на мой взгляд это стихотворение хорошо предает дух эпохи и характеры людей того героического времени.

А прочитаем нам стихотворение Настя Свинина.

Чтение стихотворения.

- Как вы думаете, есть ли место героическим поступкам, подвигам в наше время? Приведите примеры таких поступков?

Задание к тексту: найти в тексте слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы 2 звука, выписать их в столбик в им. падеже.

Поединком  Стояли  Сражения  Великая  Армия  Проявлены Отчаянно

Несокрушимую  Кавалерия  Артиллерия  Желание   Неприятелю Наименьшие

6. Задания разного уровня сложности. Карточка №2. (у доски 2 человека и 2 проверяющих)

1. Спишите слова, в которых звуков столько же, сколько и букв:

1) рожь, 2) въезд, 3) яблоко, 4) соль, 5) лён, 6) семья, 7) ёлка, 8) лямка.

2. Спишите слова, в которых написание расходится с произношением:

1) лодка, 2) кружка, 3) гром, 4) указка, 5) пробка, 6) порт, 7) стол.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

1. Подведение итогов.

- О чем мы говорили сегодня на уроке? (О двойной роли букв Е, Ё, Ю Я.)

- Какие цели стояли перед нами на уроке? Мы достигли этих целей?

- В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

- Назовите эти звуки.

- В каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

- Назовите эти звуки.

2. Оценивание. Возьмите на столе карточку №3 и попытайтесь оценить свою работу на уроке.

3. Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 61, выучить схему в тетради, выполнить упражнение 308.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: научиться различать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука и один звук; научиться называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я;

Слайд 3

БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА МЁД ЛЕС ТЕПЛО ТЕНЬ ЛЮДИ ЛЕТИТ ЛЯМКА РЕКА БАНЯ ЕДА ЯКОРЬ КАЮТА ЁЛКА ВЬЮГА ЛЬЕТ ЯМА БАЯН

Слайд 4

Бородинский бой был поединком двух армий, двух народов. Вечером французы отошли с занятых ими высот, русские остались там, где стояли в конце сражения. «Великая армия» разбилась о несокрушимую армию России, и потому Наполеон вправе был сказать: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты». А Кутузов оценил Бородинское сражение по-иному: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступать неприятелю».

Слайд 6

Домашнее задание : 1.§ 61; 2.выучить схему в тетради; 3.выполнить упражнение 308 по заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)».

Первый урок в 6 классе по теме:«Буквы ч и щ в суффиксе   -чик (-щик)». (УМК Ладыженской)...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик».

Цель урока: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.Задачи урока:Образовательные: Познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных–чик и ...

Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос -, - кас-.

Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос -, - кас-....