Методическая разработка урока по теме "Подготовка к экзамену. Работа над сочинением. Поиск аргументов".
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Имамбаева Людмила Михайловна

Тема урока: Подготовка к экзамену. Работа над сочинением. Поиск аргументов.

Цели:

 

Обучающая:

● совершенствование практических умений и навыков анализа текста, поиск аргументов из различных источников (литература, живопись, песня, фильмы)

 

Коммуникативные:

● уметь последовательно излагать собственное мнение;

● уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

● уметь создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.

 

Развивающая:

● уметь оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

 

Воспитательная:

● воспитание заботливого отношения к родителям, милосердия к людям

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-анализ текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий»

Методическая разработка урока

по русскому языку

Тема урока: Подготовка к экзамену. Работа над сочинением. Поиск аргументов.

Подготовила преподаватель русского языка и литературы:

 Имамбаева Людмила Михайловна

Санкт- Петербург

2017

Тема урока: Подготовка к экзамену. Работа над сочинением. Поиск аргументов.

Цели:

Обучающая:

● совершенствование практических умений и навыков анализа текста, поиск аргументов из различных источников (литература, живопись, песня, фильмы)

Коммуникативные:

● уметь последовательно излагать собственное мнение;

● уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

● уметь создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.

Развивающая:

● уметь оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Воспитательная:

● воспитание заботливого отношения к родителям, милосердия к людям

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-анализ текста.

Технологии: элементы технологии развивающего обучения, технология развития «критического мышления», технология межпредметных связей.

Ход урока:

I.Вступление. 

Сегодня мы продолжаем подготовку к экзаменам. Нам предстоит поработать с текстом К. Паустовского «Телеграмма», проанализировать проблемы текста, выявить авторскую позицию, выразить собственное мнение по прочитанному тексту используя аргументы из различных видов искусства.

Алгоритм написания сочинения по русскому языку (С1)

1

Вступление

2

Постановка проблемы

3

Комментарий к поставленной проблеме

4

Позиция автора

5

Собственная позиция

6

Аргумент

7

Литературный аргумент

8

Заключение

II. Словарная работа.

   а) сочувствие

   б) благодать

   в) нравственность

   г) мораль  д) этика

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Благодать – 1) изобилие земных благ, благодатное место; 2) в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы.

Чтение текста.

Работа над содержанием текста: каковы самые выразительные эпизоды рассказа?

- Почему радеющая о других Настя равнодушна к самому родному человеку – к матери?

- Равнодушный человек всегда несчастен. Д.С. Лихачев считал: «Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим».

- Попытайтесь сформулировать главные «жизненные правила», которые помогут вам жить так, чтобы милосердие согревало вашу жизнь.

  1. Надо любить окружающих, уметь видеть их достоинства и прощать слабости.
  2. Надо учиться ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
  3. Не надо стесняться проявлять свое сочувствие, сопереживание окружающим.
  4. Надо стараться приходить на помощь в нужный момент.

Выводы по тексту

Текст

Ключевые

слова

Основные мысли

Примерные микротемы

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)

Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрет она не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (110Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14) Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти. (17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.

(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог! (24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Катерина

Ивановна

дочь Настя

деньги

однажды

напоследок

долго

теплый

медленно

вечерело

сад

заплакала

плакала

слёз

старость

я

«никогда ни на что не жаловалась»,

«одна на белом свете»;

«не приезжает-забыла», мать боится умереть, «не приласкав её»

-дочь присылала деньги с перерывами

-в саду не была с ранней весны: болела

«хочется вспомнить прошлое»

-оделась, вышла в сад

«сад облетел», листья: палые, мешали идти, трещали, шевелились

«плакала, не стыдясь»,

«Не дай вам бог дожить до одинокой старости!»

«как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

-об одиночестве Катерины Ивановны, о её мужестве и терпении;

-о нежной любви к дочери, которая её забыла

-о дочерней помощи и в то же время её равнодушии

- о несчастной жизни: долгой болезни и невозможности выходить из дома

-о намерении Катерины Ивановны вспомнить прошлое и попрощаться с садом

-о физической слабости героини

- об осеннем вечернем саде: его похожести с духовным и физическим состоянием хозяйки сада

- о страданиях Катерины Ивановны из-за одинокой старости

- об авторском отношении к героине: уважении и восхищении

Какие проблемы подняты в данном тексте? Сформулируйте одну из основных проблем, выдвинутых в тексте.

 «Одна на белом свете», «Не дай вам бог дожить до одинокой старости!». В этих словах столько горечи! Нельзя равнодушно читать отрывок из рассказа К.Г. Паустовского, потому что здесь подняты нравственные проблемы современного общества. В тексте речь идет о чувстве долга детей перед родителями, о страданиях людей, проживших долгую и прекрасную жизнь, но оказавшихся на склоне лет никому не нужными.

   Как можно прокомментировать проблему отцов и детей, высказанную в данном отрывке рассказа «Телеграмма»?

В начале повествования говорится о терпении и мужестве Катерины Ивановны, которая «никогда никому не жаловалась». Поражает контраст: глубокая любовь матери к Насте и равнодушие дочери. Описание природы не только украшает текст («висел серп месяца», «на зеленеющей заре зажглась звезда»), но и создает тревожную атмосферу: «листья палые», «сад облетел». И «обветренная липа», и весь сад подчеркивают состояние слабости, одиночества и безысходности героини.

   Кульминационным моментом повествования является плач Катерины Ивановны. Слова «заплакала», «плакала», «слез» и слово «старость» сливаются воедино и заставляют сопереживать ей. Финал грустен, но не вселяет тревогу: мечта автора иметь такую маму говорит о милосердии окружающих.

Как относится автор к этой проблеме?

   Автор обращает наше внимание на то, что человек, не способный откликнуться на чужую боль, постепенно черствеет. Он просит не забывать о самых близких, самых родных, которые в пожилом возрасте так нуждаются в вас, ибо нет ничего горше одинокой старости.

   Каков может быть итог рассуждений?

В вековечных спорах отцов и детей надо быть более добрыми, конечно же, нам, детям. Мы моложе и сильнее, лучше понимаем современные проблемы жизни. А родители всегда готовы прощать наши ошибки, так как нет ничего священнее родительской любви.

В сочинении-рассуждении нужно

сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);

сформулировать позицию автора;

высказать свою точку зрения;

● убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, используя фрагменты фильмов, песни, живопись) В качестве доказательства используем фрагмент фильма «Однажды. Двадцать лет спустя», Песню в исполнении Валентины Толкуновой «Поговори со мною, мама», Картину А.Шилова «Одна»

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Совершенствование метроритмических навыков в работе с группой оркестра"

Тип урока: «Закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков мероритмической стабильности в исполнении оркестровых партий путём использования компьютерных технологий».Цель:«Определить недоста...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы  ....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....