Методическая разработка урока по теме "Подготовка к экзамену. Работа над сочинением. Поиск аргументов".
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Тема урока: Подготовка к экзамену. Работа над сочинением. Поиск аргументов.
Цели:
Обучающая:
● совершенствование практических умений и навыков анализа текста, поиск аргументов из различных источников (литература, живопись, песня, фильмы)
Коммуникативные:
● уметь последовательно излагать собственное мнение;
● уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
● уметь создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.
Развивающая:
● уметь оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Воспитательная:
● воспитание заботливого отношения к родителям, милосердия к людям
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-анализ текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ekzamenu._rabota_nad_sochineniem._poisk_argumentov.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий»
Методическая разработка урока
по русскому языку
Тема урока: Подготовка к экзамену. Работа над сочинением. Поиск аргументов.
Подготовила преподаватель русского языка и литературы:
Имамбаева Людмила Михайловна
Санкт- Петербург
2017
Тема урока: Подготовка к экзамену. Работа над сочинением. Поиск аргументов.
Цели:
Обучающая:
● совершенствование практических умений и навыков анализа текста, поиск аргументов из различных источников (литература, живопись, песня, фильмы)
Коммуникативные:
● уметь последовательно излагать собственное мнение;
● уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
● уметь создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.
Развивающая:
● уметь оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Воспитательная:
● воспитание заботливого отношения к родителям, милосердия к людям
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-анализ текста.
Технологии: элементы технологии развивающего обучения, технология развития «критического мышления», технология межпредметных связей.
Ход урока:
I.Вступление.
Сегодня мы продолжаем подготовку к экзаменам. Нам предстоит поработать с текстом К. Паустовского «Телеграмма», проанализировать проблемы текста, выявить авторскую позицию, выразить собственное мнение по прочитанному тексту используя аргументы из различных видов искусства.
Алгоритм написания сочинения по русскому языку (С1)
1 | Вступление |
2 | Постановка проблемы |
3 | Комментарий к поставленной проблеме |
4 | Позиция автора |
5 | Собственная позиция |
6 | Аргумент |
7 | Литературный аргумент |
8 | Заключение |
II. Словарная работа.
а) сочувствие
б) благодать
в) нравственность
г) мораль д) этика
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Благодать – 1) изобилие земных благ, благодатное место; 2) в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.
Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы.
Чтение текста.
Работа над содержанием текста: каковы самые выразительные эпизоды рассказа?
- Почему радеющая о других Настя равнодушна к самому родному человеку – к матери?
- Равнодушный человек всегда несчастен. Д.С. Лихачев считал: «Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим».
- Попытайтесь сформулировать главные «жизненные правила», которые помогут вам жить так, чтобы милосердие согревало вашу жизнь.
- Надо любить окружающих, уметь видеть их достоинства и прощать слабости.
- Надо учиться ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
- Не надо стесняться проявлять свое сочувствие, сопереживание окружающим.
- Надо стараться приходить на помощь в нужный момент.
Выводы по тексту
Текст | Ключевые слова | Основные мысли | Примерные микротемы |
(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрет она не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (110Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14) Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти. (17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18) Далеко над лесом висел серп месяца. (19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20) Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог! (24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! | Катерина Ивановна дочь Настя деньги однажды напоследок долго теплый медленно вечерело сад заплакала плакала слёз старость я | «никогда ни на что не жаловалась», «одна на белом свете»; «не приезжает-забыла», мать боится умереть, «не приласкав её» -дочь присылала деньги с перерывами -в саду не была с ранней весны: болела «хочется вспомнить прошлое» -оделась, вышла в сад «сад облетел», листья: палые, мешали идти, трещали, шевелились «плакала, не стыдясь», «Не дай вам бог дожить до одинокой старости!» «как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» | -об одиночестве Катерины Ивановны, о её мужестве и терпении; -о нежной любви к дочери, которая её забыла -о дочерней помощи и в то же время её равнодушии - о несчастной жизни: долгой болезни и невозможности выходить из дома -о намерении Катерины Ивановны вспомнить прошлое и попрощаться с садом -о физической слабости героини - об осеннем вечернем саде: его похожести с духовным и физическим состоянием хозяйки сада - о страданиях Катерины Ивановны из-за одинокой старости - об авторском отношении к героине: уважении и восхищении |
Какие проблемы подняты в данном тексте? Сформулируйте одну из основных проблем, выдвинутых в тексте.
«Одна на белом свете», «Не дай вам бог дожить до одинокой старости!». В этих словах столько горечи! Нельзя равнодушно читать отрывок из рассказа К.Г. Паустовского, потому что здесь подняты нравственные проблемы современного общества. В тексте речь идет о чувстве долга детей перед родителями, о страданиях людей, проживших долгую и прекрасную жизнь, но оказавшихся на склоне лет никому не нужными.
Как можно прокомментировать проблему отцов и детей, высказанную в данном отрывке рассказа «Телеграмма»?
В начале повествования говорится о терпении и мужестве Катерины Ивановны, которая «никогда никому не жаловалась». Поражает контраст: глубокая любовь матери к Насте и равнодушие дочери. Описание природы не только украшает текст («висел серп месяца», «на зеленеющей заре зажглась звезда»), но и создает тревожную атмосферу: «листья палые», «сад облетел». И «обветренная липа», и весь сад подчеркивают состояние слабости, одиночества и безысходности героини.
Кульминационным моментом повествования является плач Катерины Ивановны. Слова «заплакала», «плакала», «слез» и слово «старость» сливаются воедино и заставляют сопереживать ей. Финал грустен, но не вселяет тревогу: мечта автора иметь такую маму говорит о милосердии окружающих.
Как относится автор к этой проблеме?
Автор обращает наше внимание на то, что человек, не способный откликнуться на чужую боль, постепенно черствеет. Он просит не забывать о самых близких, самых родных, которые в пожилом возрасте так нуждаются в вас, ибо нет ничего горше одинокой старости.
Каков может быть итог рассуждений?
В вековечных спорах отцов и детей надо быть более добрыми, конечно же, нам, детям. Мы моложе и сильнее, лучше понимаем современные проблемы жизни. А родители всегда готовы прощать наши ошибки, так как нет ничего священнее родительской любви.
В сочинении-рассуждении нужно
● сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);
● сформулировать позицию автора;
● высказать свою точку зрения;
● убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, используя фрагменты фильмов, песни, живопись) В качестве доказательства используем фрагмент фильма «Однажды. Двадцать лет спустя», Песню в исполнении Валентины Толкуновой «Поговори со мною, мама», Картину А.Шилова «Одна»
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Совершенствование метроритмических навыков в работе с группой оркестра"
Тип урока: «Закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков мероритмической стабильности в исполнении оркестровых партий путём использования компьютерных технологий».Цель:«Определить недоста...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».
Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»
Методическая разработка урока физики содержит презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления отчета лабораторной работы №14 8 класс....
Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».
Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....