Рабочая программа факультативного курса по русскому зыку "Читаем, думаем, пишем" в классе
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков - процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.

К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков- актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.

Цель: Способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников;

- организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе 6 класса;

- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонетики, морфемики, графики, лексикографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6b_fakultativ_chitaem_dumaem_pishem.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  МО учителей

Протокол№ 1

от 28 августа 2017 года

___________     Жерегеля И.П.     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР                   Васильченко В.Д.

_____________________

 подпись                             Ф.И.О.

29 августа 2017  года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

__________     Штельцер И.Е.

Приказ №__143____ 

 

 от  30 августа        2017г .

        

Рабочая программа

факультативного курса по русскому языку

«Читаем, думаем, пишем»

        

Уровень образования (класс) 6 «Б» класс    

Количество часов 35               

Учитель  Мушта Валентина Ивановна

                                                                       

2017 год

Раздел 1. Пояснительная записка

Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков - процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.

К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков- актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.

Цель: Способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников;

- организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе 6 класса;

- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонетики, морфемики, графики, лексикографии.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • создание презентаций.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

 Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • находить орфограммы в морфемах,
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным  способом подбора однокоренных слов, а также приёмами    применения изученных правил орфографии;  
  • устно  объяснять выбор написания  и   использовать  на письме  специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила

Содержание программы

«Фонемные и «нефонемные» правила (21ч.)

Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧК, ЧН, РЩ. Непроизносимая согласная в корне слова. Способы ее проверки. Правописание Ы-Е после Ц. Правописание Ь. Алгоритм. Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

Морфемы-труженицы (14 ч.)

Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем. Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики. Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов. Корни с чередующимися гласными. Безударная гласная в корне слова.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Формируемые понятия

Даты прохождения темы

Вводное занятие

1

план

факт

Дорога к письменности

Как обходились без письма?

1

Сигналы-символы: их значение в древний дописьменный период и в настоящее время.

05.09.17

Древние письмена

1

Древние письмена: кипу, вампум.

12.09.17

Рисуночное письмо

1

Рисуночное письмо: пиктография.

19.09.17

Египетские иероглифы

1

Идеографическое письмо

26.09.17

Клинопись

1

Клинопись

 03.10.17

Греческий алфавит. Азбука Кирилла и Мефодия

1

Слоговое письмо. Звуковое письмо. Алфавит. Азбука.

10.10.17

Меня зовут фонема

1

Фонема. Гласные, согласные фонемы.

17.10.17

Для всех ли фонем есть буквы?

1

Обозначение фонем буквами. Речевой аппарат. Образование звуков

24.10.17

«Ошибкоопасные» места

1

Орфограмма. Орфографическая зоркость.

31.10.17

Тайна фонемы

1

Чередование звуков. Позиционные и непозиционные чередования.

07.11.17

Опасные согласные

1

Классификация звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сонорные согласные. Сильная и слабая позиция фонем.

14.11.17

На сцене гласные

1

Варианты фонем. Сильная и слабая позиция фонем.

21.11.17

Выходим на «главное» правило

1

Сильная и слабая позиция фонем

28.11.17

«Фонемные и «нефонемные» правила

«Фонемы повелевают буквами»

1

Фонетическая транскрипция

05.12.17

Когда Ь пишется, а когда не пишется?

1

Функции Ь в языке. Правописание Ь

12.12.17

Ваши старые знакомы

1

Употребление на письме буквенных сочетаний ЖИ_ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧК, ЧН, РЩ

19.12.17

Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»!

1

Непроизносимый согласный.

26.12.17

«Нефонемное» правило

1

Правописание Ы – И после Ц

Волшебое средство – «самоинструкция»

1

Алгоритм.

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

1

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам

Морфемы-труженицы

Строительная работа морфем

1

Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем

Где же хранятся слова?

1

Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики

Поговорим о всех приставках сразу

1

Приставки ,типы приставок

Приставки, которые пишутся всегда одинаково

1

Правописание неизменяемых приставок

Нарушителя главного правила

1

Правописание приставок на –з, -с.

Самые трудные!

1

Правописание приставок пре - и при -

Что может означать приставка пре-?

1

Значения приставки пре-

Что может означать приставка при-?

1

Значения приставки при-

Слова – «родственники»

1

Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов.

Кто командует корнями?

1

Корни с чередующимися гласными.

Корень и «главное» правило

1

Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки

«Пересаженные» корни

1

Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология

Корни с чередованием гласных и согласных

1

Корни с чередующимися гласными

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 класса "Стилистика и культура речи"

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, список литературы, а также требования к подготовке учеников....

"Комплексный анализ текста" (Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 10-11 класс )

Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по ле...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 8 классе "Учись писать грамотно!"

Факультатив по русскому языку направлен на прочное повторение орфографии, изученной в 5-7 классах. Он представляет собой  подготовку к ГИА по русскому языку в 9 классе. Курс русского языка (по уч...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе

Данная рабочая программа факультативного курса построена на базе факультативного курса “Культура речи” (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И., 2003 г.), рассчитана на уч...

Рабочая программа факультативного курса "Занимательный русский язык" для 7 класса.

Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5- 7 классов, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширен...