Разработка урока в 5 классе "Что такое текст?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Разработка открытого урока в 5 «А» классе   2016 год

 

Конспект урока развития речи в 5 классе «Что такое текст»

 

 

 

Цели урока:

 

                    1 познакомить учащихся с отличительными особенностями

                       текста;

                    2 формировать у школьников навыки связного устного

                         высказывания   (словесная зарисовка картины);                           3способствовать воспитанию чувства прекрасного.

Оборудование: интерактивная доска, дидактический материал, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».   

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Мушта Валентина Ивановна

МБОУ Бутурлиновская средняя

общеобразовательная школа

Разработка открытого урока в 5 «А» классе   2016 год

Конспект урока развития речи в 5 классе «Что такое текст»

Цели урока:

                    1 познакомить учащихся с отличительными особенностями

                       текста;

                    2 формировать у школьников навыки связного устного

                         высказывания   (словесная зарисовка картины);                           3способствовать воспитанию чувства прекрасного.

Оборудование: интерактивная доска, дидактический материал, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».    

Ход урока.

1 Организационный момент

 

2 Орфографическая разминка

   Задание: выпишите слова с пропущенными буквами, объясни их пра- вописание:   (на интерактивной доске показан текст)

         Кр…сив, нар…ден лес в дни ранней осени. Золотятся листья на д…- ревьях. Костром горят рябины. Словно груды малахита зел…неют мол…- дые ёлочки. Ш…лестят под н…гамии опавшие листья. Ещё цв…тут кое-где запоздалые осенние цв…ты. Прозрачен и чист воздух.

Цель: закрепление орфографических навыков.

3 Установка на активную познавательную деятельность на уроке.

Учитель: Сегодня мы с вами изучаем понятие текста. Вы сами определите, что такое текст и каковы его отличительные особенности.

(Знакомство с этимологией слова «текст»)

 4 Практическая работа:

  Задание 1: Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте её, запишите; подчеркните главные члены предложений; обозначьте время глаголов-сказуемых.

   (на интерактивной доске  2 текста)

  1.  Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покры-лась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков.
  2. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Цель: в ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нём ведётся речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой. Делается вывод о грамматической и смысловой связи предложений в тексте.

Задание 2: Попробуйте в предыдущем упражнении во втором тексте изменить: 1)порядок предложений; 2)порядок слов в предложениях;                        

3)заменить настоящее время глагола-сказуемого в одном предложении – прошедшим, в другом – будущим.

 Цель:в ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что основными средствами грамматической связи предложений в тексте являются: порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

Задание 3: Из данных предложений составьте текст. Озаглавьте его, затем перескажите.

(На интерактивной доске показаны предложения)

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи.

  Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетавшей листвы.

Цель: развитие логического мышления, связной речи обучающихся.

Задание 4:  Сопоставительный анализ текстов. Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?

(на интерактивной доске выведены 2 текста)

 

  1. Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

                                     (А.Плещеев)

 2.    Унылая пора! Очей очарованье,

       Приятна мне твоя прощальная краса,

       Люблю я пышное природы увяданье,

       В багрец и золото одетые леса.

                                               (А.С.Пушкин)

  Цель:  пятиклассники отмечают, что тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. А.С.Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а А.Плещеев создаёт унылую картину дождя. При сопоставительном анализе обучающиеся называют языковые особенности текстов (различие в цветовой гамме, уменьшительно-ласкатель- ные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого), находят схожие черты (созвучное начало отрывков, синтаксический строй). Делается вывод о разнице основных мыслей текстов, о способах передачи авторской позиции средствами языка.

       Актуализация личных впечатлений учащихся: А каково ваше отношение к осени?

Задание 5: На интерактивной доске картина И.Левитана «Золотая осень».

Подготовка к словесной зарисовке:

- Какие впечатления оставила картина?

- Какие поэтические строки можно подобрать к ней?

- Художник изображает диковинный пейзаж или привычный вид русской природы?

- Что привлекло взгляд художника в этом пейзаже?

 Актуализация личных впечатлений учащихся. Словесное устное высказыва- ние о картине.

    Цель: формировать у школьников навыки связного устного

                         высказывания   (словесная зарисовка картины);

               способствовать воспитанию чувства прекрасного.        

 

      5 Подведение итогов урока: определение понятия «текст».

       

      6 Оценки за урок. Домашнее задание (напишите небольшой текст по данному началу:  «Наступила поздняя осень в лесу…»)

Использованная литература:

  1. «Русская речь» Е. И. Никитина Москва «Просвещение»2015г.

  1. «Уроки русского языка 5-6 классы» Захарова Т.А., Левина О.В. Москва   «Планета» 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое текст? Урок РР в 5 классе.Методическая разработка урока.

Цели урока: 1.Дать учащимся представление о тексте.2.Узнать основные признаки текста.3.Повторить  понятия: сравнение, творительный сравнения.4.Продолжать формировать умение конструировать т...

разработка урока по теме "Что такое профессия? какие бывают профессии?"

Разработка урока  по профориентации для учащихся 5 класса. Урок разработан в игровой форме, содержит различные виды деятельности учащихся: работу с пословицами, загадками, описательным текстом, д...

методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"

Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....

методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"

Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....

Разработка урока "Буддийская картина мира (что такое карма)"

План-конспект урока, самоанализ, будет полезным для педагогов, преподающих ОРКСЭ, учителя бурятского языка...

Разработка урока-занятия "Что такое звук"

Данный материал можно использовать как для урока, так и для внеклассных занятий(факультативов, элективов)....

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...