Наречие.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Предметные планируемые результаты:

- знать, что такое наречие;

- уметь ставить вопросы к наречиям;

- находить наречия в тексте;

- отличать наречия от других частей речи;

- определять морфологические признаки наречий;

- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения;

- уметь работать с текстом.

Метапредметные планируемые результаты: личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика».

Личностные:

- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; и т. д.

Цели и задачи: открыть новую часть речи, выявив основные признаки и сформулировать определение;

- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;

- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей;

- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наречие.

Тип урока: Проблемно – диалогический. Открытие нового знания.

УМК: интерактивная доска, учебник, карточки, опорные схемы со слайдами.

Предметные планируемые результаты:

- знать, что такое наречие;

- уметь ставить вопросы к наречиям;

- находить наречия в тексте;

- отличать наречия от других частей речи;

- определять морфологические признаки наречий;

- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения;

- уметь работать с текстом.

Метапредметные планируемые результаты: личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика».

Личностные:

- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; и т. д.

Цели и задачи: открыть новую часть речи, выявив основные признаки и сформулировать определение;

- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;

- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей;

- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

                                    Ход урока.

этап. Организационный момент (Самоопределение к деятельности). (3 мин).

Цели этапа: создание ситуации готовности к уроку, включение в деловой ритм.

Планируемые результаты на данном этапе:

Личностные: - самоопределение;

Регулятивные: - целеполагание;

Коммуникативные:  -  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

У. – Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка?

Д. – С прекрасным, с хорошим.

У. – А почему?

Д. – Сегодня у нас гости, нравится узнавать новое. Сегодня хорошая погода.

У. – Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

Д. –  Интересным,  с трудностями, с хитростями.

У. – Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны работать, чтобы урок получился именно таким?

Д. – Хорошо, быстро, быть внимательными, аккуратными, помогать друг другу.

У. – Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Давайте оценим готовность к уроку.

Д. – выходит ученик и оценивает готовность класса к уроку.

2 этап.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (7 мин).

Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

Планируемые результаты на данном этапе:  

Коммуникативные:  -  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

У. – Ребята, на доске прочитайте отрывок из стихотворения (Слайд 1).

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

Назовите автора стихотворения.  (А.С. Пушкин «Зимняя дорога».)

Запишите в тетрадях предложение (Слайд 2).

На печальные поляны льёт печально свет она.

 Объясните орфограммы.  Разберите это предложение по членам предложения и по частям речи.

этап. Знакомство с новым материалом (12 мин.)

Постановка проблемы.

- Какое слово вы не разобрали?  Почему?  Какой возник вопрос? (Слово «печально», так как не известно,  к какой части речи оно относится).

- Может, это слово является именем существительным, прилагательным, глаголом?  (Нет – доказывают учащиеся)

- Какой можно сделать вывод? (Это какая – то новая, нам неизвестная часть речи).

- Так какая же перед нами возникла проблема? (Узнать, что это за часть речи).

У. Давайте вспомним, что такое часть речи.  (Это группа слов  с одинаковыми грамматическими признаками).

- Значит, чтобы понять, какая это часть речи, нужно выделить грамматические признаки этого слова.  Давайте попробуем изменить  слово «печально» по числам, лицам, падежам. (Пробуют,  не изменяется).

- Оно спрягается?  (Нет). Оно склоняется?  (Нет). Какой вывод можно сделать?  (Это слово не изменяется, то есть не склоняется, не спрягается; оно не имеет окончания).

- А что указывает на неизменяемость?  (Суффикс «О»).

- На какой вопрос отвечает это слово?  ( Светит «как?» печально).

- Каким членом предложения является?  (Второстепенным членом предложения, обстоятельством).

- Давайте обобщим то, о чем только что говорили. (Слайд 3).На доске постепенно появляется запись.

1. Часть речи.

2. Отвечает на вопрос: как?  

3. Не изменяется.  (Не склоняется, не изменяется, не имеет окончаний).

4. Это обстоятельство.

- Чтобы узнать, как называется эта часть речи, я предлагаю кроссворд. (Слайд 4).(Постепенный выход слов на интерактивной доске).

- Как сказать другими словами записанные на доске слова: 1. Навыворот – наизнанку; 2. В предыдущий день – накануне;  3….- осторожно; 4. Очень быстро – поспешно; 5. Ручным способом – вручную; 6. Полностью, без остатка – подчистую; 7. Приблизительно – примерно.

- Итак, прочитаем, как называется эта новая часть речи?  (Наречие).

- Какова тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Наречие»).

- Поставьте вопросы к подобранным словам. (наизнанку – как?, накануне – когда?, Осторожно – как?, поспешно – как?,  и т. д.).

4 этап. Первичное закрепление.  (10 мин.).

Цели этапа: Осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

- пошаговый контроль по результату;

- оценка, коррекция.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

- контроль  за действиями партнера.

Формулировка собственного мнения и позиции;

- Кто сможет сформулировать правило, глядя на алгоритм?

Д. Наречие – это часть речи, отвечает на вопрос «Как?», не склоняется, не спрягается, в предложении является обстоятельством.

- Как вы думаете, ребята, у нас получилась точная формулировка правила? (Нет, потому что мало вопросов).

- Запишите предложение, найдите наречия  и поставьте вопросы к ним.  (Слайд 5).  

 Тихо, плавно снег летит (Как? – тихо, плавно)

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

На дворе лопатой.

- Какие вопросы можно еще поставить к словам, которые являются обстоятельством?

- А теперь сформулируйте правило более точно.  (Дополняю памятку – вопросы где, куда, как, зачем, насколько, каким образом).

- Откройте учебники на стр. … и прочитайте правило. Точно ли мы его сформулировали?  (Да, мы его сформулировали точно).

- Теперь вы свободно будете различать наречие среди других частей речи.

- Образование наречий и устно поставить вопросы.  (Работа по карточкам). Задание от данных слов образовать наречия.

Веселый -…; вежливый -…; хороший -…; холодный -…; быстрый - …; пасмурный - …; звонкий -…; усталый - …;  (Взаимопроверка, затем устно вслух).

- От каких частей речи мы образовали наречия?  (Мы образовали наречия от основ качественных имен прилагательных).

- Образуйте словосочетания с прилагательными и наречиями.  (Веселый человек -  весело играть; вежливый мальчик – говорит вежливо; хорошая погода – чувствовать хорошо; холодный день – на улице холодно; пасмурный день – на улице пасмурно; звонкий голос – кричит звонко; усталый путник – идет устало).

- Что вы можете сказать о прилагательном? ( показывает признак качества предмета и отвечает на вопрос какой?).

- А, о наречии? (Указывает на признак действия предмета,  места и  время и отвечает на вопрос как?)

5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(7 мин).

Цель этапа: Организация деятельности по применению новых знаний.

Планируемые результаты на данном этапе:

- Регулятивные:

- контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

- самоопределение.

- Давайте выполним  по учебнику упр… стр. .. (Проверка устно).

- Игра: Установить соответствие вопросов и наречий.  (Слайд 6) на доске медленно появляются вопросы к словам – наречиям. (где?,  как?, когда?)

Слева…, горячо…, часто…, впереди…, направо…, высоко…, раньше…

6 этап. Рефлексия деятельности. (3 мин).

.Цели этапа:

- умение делать выводы в результате совместной деятельности работы всего класса;

- умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих сверстников, всего класса.

Планируемые результаты на данном этапе:

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- осуществление поведения под понятие на основе распознавания объектов.

Личностные:

- смыслообразование.

- Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок?

- таким он получился, каким вы хотели его видеть в начале урока?

- Какое правило вы усвоили на уроке?

- Что особенно запомнилось? Почему?

- Оцените свою работу, работу своих товарищей, работу класса.  (Дают оценки, делают выводы).

7. этап. Домашнее задание (3 мин.).

Цель этапа: Оформление своих мыслей в письменной форме с учетом творческих учебных возможностей.

Планируемые результаты на данном этапе:

Регулятивные:

- Проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве;

Познавательные:

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- Задаю 2 варианта заданий по выбору: 1. Выполнить упр. .., стр… 2. Попробуйте сочинить стихотворение, используя наречия (Слайд 7).

  _________ далеко

_________ глубоко

________  весело

________ высоко.               Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...