Простое осложнённое предложение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мартынова Ольга Петровна

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Простое осложнённое предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oslozhnyonnoe_predlozhenie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Мартыновой Ольги Петровны

2016

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. РЕФЛЕКСИЯ.
  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ.

        - На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

                

        ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Повторение теории с попутным закреплением материала:

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
      1) однородные члены предложения;

      2) обособленные члены предложения;

      3) вводные и вставные конструкции;

      4) обращения

1) однородные члены предложения:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются обобщающими?

- Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

-В предложениях с однородными членами  расставьте пропущенные знаки препинания,  составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6.  И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)

2) вводные слова и вставные конструкции:

- Что могут  обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения)

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)

Задание на отличие вводных слов от членов предложения: 

- Заполните таблицу примерами.  Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

 

  1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно  едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно  огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов)  6. Ваше право на отпуск  бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9.  Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить.  10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

              Вводные слова

       Члены предложения

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11  предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

 (Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

2. Задания, связанные с причастными , деепричастными оборотами.

А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

   Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

1) 1; 2) 1,2; 3) 1,3; 4) 1, 2, 3

Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?

   Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;

3) 1,3 - выделяется причастный оборот;

4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот

(ответы А-3; Б – 3)

  1. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

1. Составление  тестовых заданий  по теме «Простое осложнённое предложение».

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно  едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно  огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов)  6. Ваше право на отпуск  бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9.  Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить.  10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

              Вводные слова

       Члены предложения

С особенной силой здесь,(1) в пушкинских местах,(2) возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой,(3) с холодными волосами,(4) спутанными осенним ветром,(5) и слушал влажный гул сосновых вершин,(6) смотрел,(7) прищурившись,(8) на осенние тучи,(9) толкался по ярмаркам,(10) подолгу просиживал на полу около горячей печки,(11) шутил с няней,(12) пел,(13) смеялся. Здесь чудесные слова переполняли его,(14) стесняли душу и,(15) наконец,(16) слагались под огрызком гусиного пера в звенящие строфы. (По К. Паустовскому)

Выпишите цифры, обозначающие запятые

при однородных членах -

при обособленном обстоятельстве -

при обособленном определении -

при вводных словах -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Простое осложнённое предложение" для учащихся 11 классов.

Тест проводится после изучения темы "Синтаксис простого предложения"....

Пунктуация простого осложнённого предложения

Пунктуация простого осложненного предложения.Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий...

Простое осложнённое предложение. 10 класс.

Данный урок русского языка в 10 классе по теме "Простое осложнённое предложение" является обобщающим. Его целесообразно проводить как урок подготовки к ЕГЭ. В качестве дидактического материала ...

Конспект урока "Простое осложнённое предложение"

Конспект урока поможет обобщить знания, полученные в 8 классе. Девятиклассники вспомнят, чем мржет быть осложнено простое предложение, потренируются в расстановке знаков препинания....

Простое осложнённое предложение. Обобщение 11 класс . Подготовка к ЕГЭ

Ситема подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Обобщение материала по теме "Простое осложнённое предложение"  позволяет применить различные методиы на пути  освоения материала. Презентации и раз...

Простое осложнённое предложение. подготовка к ЕГЭ.

Презентация способствует быстрому закреплению основных навыков и умений по теме....