Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложносочиненном предложении".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Некрасова Юлия Юрьевна

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложносочиненном предложении".

Дата проведения урока:21.11.2017

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать знания о сложносочиненном  предложении как единице синтаксиса, смысловых отношениях между частями сложносочиненного предложения.

Задачи урока:

1. Определить смысловые отношения частей предложения с помощью союзов, повторить сочинительные союзы, способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение, формировать навыка построения схемы сложносочинённого предложения;

2. Формировать умение уместно употреблять сочинительные союзы в речи. Определить смысловые отношения в сложносочинённом предложении. Содействовать развитию навыка правильного оформления предложений изученного типа.

3. Воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9ruu.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложносочиненном предложении".

Дата проведения урока:21.11.2017

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать знания о сложносочиненном  предложении как единице синтаксиса, смысловых отношениях между частями сложносочиненного предложения.

Задачи урока:

1. Определить смысловые отношения частей предложения с помощью союзов, повторить сочинительные союзы, способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение, формировать навыка построения схемы сложносочинённого предложения;

2. Формировать умение уместно употреблять сочинительные союзы в речи. Определить смысловые отношения в сложносочинённом предложении. Содействовать развитию навыка правильного оформления предложений изученного типа.

3. Воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы с вами говорили о сложных предложениях, Наша задача: Не только понять, что сложное предложение включает в себя несколько простых и объединяет их в одно целое, но и находить их в тексте; а самое главное – самим научиться сочинять сложные предложения. И вообще, сложное предложение богаче объединившихся в него простых.

ВОПРОСЫ:

1.Чем отличается сложное предложение от простого?

2.Как могут соединяться части сложного предложения?

3.А что поможет нам отделить предложения друг от друга? (Знаки препинания).

4. Какие разряды сочинительных союзов вы знаете?

3. Повторение

Запись темы на доске и в тетрадях.

Сегодня мы продолжим о сложных предложениях, но это будут уже … сложносочиненные предложения.

Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называются сложносочинёнными.

В сложносочинённом предложении простые предложения соединяются сочинительными союзами: соединительными, разделительными, противительными. Сложносочинённые предложения следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и правильно использовать их в своей речиЗнаки препинания помогают нам отделить простые предложения друг от друга, а союзы – соединить их в составе сложного

(Предлагаю представить информацию в виде схемы)

2. Изучение  темы «ССП»

Группы сложносочинённых предложений :

1 группе – соединительные союзы и; да (=и); тоже; также; ни.., ни...; не только ..., но и...; не столько .... сколько...

Явления, происходящие одновременно или последовательно. Различные явления, происходящие одновременно. Значение одновременности обычно передаётся глаголами-сказуемыми несовершенного вида одного и того же времени. Значение последовательности обычно передается глаголами-сказуемыми совершенного вида одного и того же времени и порядком частей.

Например: Я решила стать медицинским работником, и для этого надо приобрести соответствующую квалификацию

2 группе – противительные союзы а; но; да (=но); однако; же; зато

Одно явление противопоставляется другому. Для таких предложений характерен особый порядок слов — опорные сопоставляемые слова обычно выносятся на первое место в обеих частях. Противительные предложения всегда двучленны и представляют собой замкнутую "структуру, т. е. состоят из двух частей и не допускают включения третьей и последующих.

Например: 3. Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютчев).

3 группе – разделительные союзы То..., то...; не то..., не то...; или; либо

Явления, которые чередуются или одно исключает другое

Например: То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Озеров).

3.Дополнить таблицу « Сочинительные союзы»

Соединительные союзы

Подчинительные союзы

Разделительные союзы

4. Самостоятельная работа

Задание: на листочках с текстами расставить знаки препинания, определить тип сложносочиненного предложения, выбрав один из предложенных ответов. В скобках укажите номер вашего ответа.

  1. – сложносочиненное предложение с соединительными союзами;
  2. – сложносочиненное предложение с противительными союзами;
  3. – сложносочиненное предложение с разделительными союзами;

1.На кончиках лапок ёлочек поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. (___)

2.Вышел утром на берег реки а по ней звон тонкий- тонкий еле уловимый. (___)

3.Ветром раскачивало рожь сушило и вот уже усы пустили колосья накололи на них солнце. (___)

4.Быстро приободрились ветки в комнатном тепле. Приободрились да не все. (___)

5.Горка с верандой обросла неслыханно яркой и густой бузиной но ее истребили под корень. (___)

6.Огонь наших батарей плотнел усиливался впереди нас в селении тоже горело несколько хат и сараев. (___)

7.То засверкает зеркально прослойки слюды то багряным остывшим потоком выплеснется лава яшмы то обкатанная будто из подводного дворца вымытая непорочной чистотой блеснет со дна реки плита белого камня. (___)

5.Задания для групповой работы.

На столе для каждой группы предложения.

Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось и побелело.

Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.( А.П.Чехов)

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. ( А.С.Пушкин)

Дождь утратил постоянство и шел порывами, переходя то в ливень, то в изморозь. ( В.К. Арсеньев)

Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч. ( К.Г. Паустовский)

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

( А.С. Пушкин)

Задание:

1 группа - записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены.

2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения; переделать данные предложения так, чтобы получились сложносочиненные конструкции.

3 группа - записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочиненные конструкции; выделить грамматические основы и союзы.

6.  Работа с текстом.

Чтение текста. Выписать из текста ССП.

  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание: составить 5-7 ССП, начертить схемы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...