Технологическая карта "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Бородихина Анна Вадимовна

Технологическая карта "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_prilagatelnoe.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект АМО-урока

Организационная информация

Предмет

Русский язык

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

6 класс

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

Путешествие в город Прилагательное    

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Разумовская

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Тип: комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Прилагательное  как часть речи».

Цели урока/ занятия

-  повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме ;

 - формировать умение применять изученное на практике;

 - развивать  интерес  к  предмету,  память,  внимание,  сообразительность;

 - повысить  мотивацию к обучению

- совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.

 

Задачи урока/ занятия

 Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме ( отличать от других частей речи, различать разряды прилагательных  и уметь их правильно употреблять, решать тестовые задания); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;

Развивающие – совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора  необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.  

Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Ученики закрепят приобретенные ранее на уроках навыки употребления прилагательных  в устной и письменной речи, навыки отличать прилагательные  от других частей речи, повторят разряды, признаки прилагательного  как части речи.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Разряды прилагательных , особенности их употребления в речи, актуализация орфограммы-буквы и орфограммы-пробела, закрепление навыков устной и письменной культуры речи.


Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО Подробное описание АМО по установленной схеме:

                                                                             Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

                                                                                                                       Инициация

 

                                         Разделить обучающихся на группы. Создать благопри

ятную

 обстано

 вку

    4 минуты

АМО «Телефонограмма»

 Автор

 ский    

Цели и задачи: разделить на группы; создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу.

Материалы: якоря разного цвета; таблички с корабликами того же цвета, что и якоря.

Цветная бумага, заготовки кораблей и якорей. Музыка «Шум моря».

На цветных листах изображение бутылки.

На доске – синие волны моря, вдалеке – маяк.

Маршрутные листы.

Технология проведения:

Перед началом урока дети делятся на группы, выбирая для себя якорь определенного цвета. Затем, используя маршрутные листы, дети распределяют роли внутри команды и представляют свой результат.

1.Входя в класс, каждый берет себе якорь понравившегося цвета (якорей одного цвета столько, сколько учащихся в группе), затем садится за стол, на котором установлена табличка с кораблем такого же цвета. Так происходит деление детей на группы. На якоре пишется название группы, когда его уже выберут. 2.Вступительное слово учителя на фоне музыки «Шум моря».

  1.  - Здравствуйте, ребята. Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения  и успехов.

АМО «Телефонограмма»
1. Реб    Ребята , вам пришла кодированная
 телеграмма. Чтобы прочитать её,   воспользуйтесь кодом.

Итак, спешите прочитать и записать.

Общий ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

и

е

п

ш

н

у

с

в

г

м

а

р

я

т

л

о

ь

ж

з

б

д

- В какой форме пройдет урок?

                  Ключ 1 ряду

3

6

14

2

4

2

7

14

8

1

2

(Путешествие)

- Что возьмем в дорогу?

           Ключ 3 ряду

1

10

13

3

12

1

15

11

9

11

14

2

15

17

5

16

2

(Имя прилагательное)

- Без чего мы не сможем обойтись сегодня?

                Ключ приглашенным

19

5

11

5

1

13

21

12

6

18

20

11

(Знания Дружба)  Попробуйте сами определить тему нашего урока и форму его проведения.  Какие  задачи мы должны поставить перед собой собой, чтобы с успехом возвратиться из поездки?

  1. И мы с вами сейчас отправимся в морское путешествие, У вас на столах – кораблики. Выберите название команды соответственно теме – морское путешествие, девиз, определите роли.
  2. На маршрутный листах роли предлагаются, но вы их можете изменить, добавить (капитан, старший помощник капитана, штурман, впередсмотрящий, вахтенный, рулевой, матросы – расписать, кто за что отвечает)
  3. Пока команды работают, на экране (музыка из к/фильма «Пираты Карибского моря»).
  4. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Команды, представьтесь! (20 секунд каждой команде)
    Молодцы! Видно сразу, что команды подобрались слаженные. Удачи вам в плавании. Семь футов под килем!

Целе

пола

гание

Настроить детей на творческую работу. Постановка целей.

   1-2 минуты

«Под

нять паруса!»

заимствованный                                                                                                  

Цели и задачи: создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу, определить цели путешествия.

Материалы: паруса разного цвета; таблички с корабликами того же цвета.

Цветная бумага, заготовки кораблей и парусов.

Технология проведения:

Учитель предлагает детям поставить цели путешествия, которые обсуждаются сообща, а затем записываются на парус и прикрепляется к шаблону корабля. Можно паруса не вырезать отдельно от корабля.

  1. АМО «Поднять паруса!»
  2. - Итак, команды определены, осталось снарядить наши корабли.
  3. – Собираясь в далёкое и опасное путешествие, нужно предусмотреть все пути, если понадобится, к отступлению или изменению маршрута. Но не это главное, главное -  нужно определить задачи этого путешествия, иначе не стоит и начинать плавание. Давайте определимся, что мы хотим получить от этого путешествия? Мы с вами уже многое знаем о прилагательном , так какова будет цель нашего плавания ? В чем будет заключаться сама наша работа в плавании?
  4. Учащиеся устно определяют цели урока, а затем записывают на своем парусе и прикрепляют на корабль.

Приблизительно цели могут выглядеть так:                    

 - повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме  

 - отработать навыки отличать прилагательные  от других частей речи, признаки прилагательного  как части речи;                                                                                                        

 - повторить разряды,

 - отрабатывать навыки употребления прилагательных в устной и письменной речи.

Вариант: можно свои цели вывесить на белых парусах общего корабля, прикреплённого на доске. У каждой команды свой цвет листков!

 

Помните, ребята, перед тем, как отправиться в трудное, но увлекательное путешествие, вы должны знать следующее.

Первая истина: Не стыдно не знать – стыдно не спрашивать. Вам в помощь создана группа спасателей, вы можете обратиться за помощью к любому человеку из любой группы, вы можете воспользоваться вашими конспектами, спросить учителя.

Вторая истина. Вы все талантливы, неспособных нет. Все вы – «звезды, а каждая звездочка, будь она маленькой или большой, излучает свет, и от

этого все вы красивы. Покажите сегодня свое сияние, покажите свою траекторию полета». Сегодня вы должны сиять радугой настроений ижеланием справиться с заданием.

И наша задача - помочь вам в этом. Желаем вам терпения и творчества!

             Опасения и ожидания обучающихся.

Выявить  опасения и ожидания обучаю

щихся

     2-3 минуты

Бутыл

ка в море

                                                                                                                                                                                     заимствованный

Цели и задачи: выявить опасения и ожидания обучающихся.

Материалы: бутылочки разного цвета по количеству команд.

Цветная бумага, заготовки бутылочек.

На цветных листах изображение бутылки. На доске – синие волны моря, вдалеке – маяк.

Технология проведения:

Учитель предлагает каждой команде на заготовленных бутылочках написать с одной стороны опасения, с другой ожидания, а затем подойти к доске и прикрепить свои бутылочки на волны.

АМО «Бутылка в море»

 - На каждом столе лежит цветной лист, такого же цвета, как и ваш якорь. На нём нарисована бутылка. Давайте отправим её самим себе в будущее. На одной её стороне напишите, что вы ожидаете от нашего путешествия, а на другой, чего вы опасаетесь в этом путешествии. А теперь запечатайте их и отправьте в синее море (на доске наклеены стикеры – волны морские. Рядом - маяк). 2 минуты на определение и оформление ожиданий, 10 секунд на озвучивание каждой команде.

Теперь закрепим на борту корабля его название (название корабля в

пропущенных буквах): Матрос_кий, со_нце, к_питанский, ло_ний, к_юта

СЛАВА

- Ну что ж, все готовы к отплытию! Я приглашаю вас в кают-компанию, чтобы обсудить наше путешествие.

Посмотрите, мы проплываем мимо маяка. Мне кажется, это послание относится к нам. (В презентации слайд 4 «Маяк с пожеланиями») Ну что ж, в добрый путь!

  1. Располагайтесь все удобнее и начнем нашу подготовку к работе.

Вы прекрасно понимаете, что любое дело по плечу знающему. Значит и мы с вами должны время долгого пути не потратить напрасно. Чтобы победить на Олимпийских играх, спортсмены готовятся долгие годы

Фаза 2 «Работа над темой»

Эксп

ресс – опрос

Повторение все изученных знаний по местоимениям.                                    Настроить учащихся на решение задач урока

3 минуты

Морской бой

Автор

ский

Цель:  настроить учащихся на решение задач урока

Задачи:

1) Проверить и актуализировать знания учеников по теме;

2) выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через групповую работу;

3) развивать творческо – поисковую  деятельность  обучающихся.

Материалы: карточки, оформленные в виде морского боя .

Технология проведения:

На экране     -------------

 Карточки «Морской бой».

Выберите правильное написание прилагательных (Н или НН).

№ стр.

Прилагательное

Н

НН

1

Ледя…ой

в

г

1

Лу…ый

ж

е

2

Орли…ый

б

а

а

б

в

г

д

е

ж

з

2

Ветре…ный

ж

з

1

+

+

3

Глиня…ый

ж

д

2

+

+

3

Кожа…ый

б

г

3

+

+

4

Журавли…ый

в

б

4

+

+

4

Со…ый

г

е

5

+

+

5

Стари…ый

в

г

6

+

+

5

Травя…ой

д

б

6

Соломе..ый

б

в

6

Тума..ый

з

е

Проработка темы

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Местоимение»

0 минут

Остров безмолвия  

Авторский

Цель: проверить готовности команд к решению учебных задач

Задачи: проверить и актуализировать знания учеников по теме «Местоимение»;

 выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через групповую работу; развивать творческо – поисковую  деятельность  обучающихся.

Материалы: маршрутные листы с заданиями; бумага для карточек, рыбки-оценки.

Технология проведения:

учитель предлагает ребятам выполнить ряд заданий на карточках. После этого задания проверяются и оцениваются рыбками-оценками.  

Держим курс на остров безмолвия. Здесь тихо-тихо, давайте и мы попробуем тихо, не произнося ни слова, показать жестами слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

1 неряшливый                    6 ненастный

2 небрежный                      7 неуклюжий

3 невнимательный             8 ничуть не трудный

4 нелживый                        9 не красивый, а безобразный

5 вовсе не интересный      10 неласковый

Шторм

Внимание! На нас надвигается шторм! Чтобы выдержать его, нужно

выполнить следующее задание:

Задание по группам: 1 группа выписывает качественные прилагательные, 2 - относительные, 3- притяжательные.

Каменный, морской, осенний, отцов, волчий, темный, близкий, красивый, папин, летний, высокий, любимый,  бабушкин, деревянный, лисий.

    1                          2             3

Тёмный          Каменный    Отцов

высокий         морской       волчий

красивый       осенний        папин

любимый       летний          бабушкин

близкий        деревянный   лисий.

Эта игра – великолепный «миксер», с помощью которого участники «перемешиваются», контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспекты действительности. Игра развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует наблюдательные и аналитические способности. Особенно интересно последнее задание, для него потребуется найти нетривиальное решение.

 Энергетическая пауза-зарядка «Найди и коснись»

Я предлагаю вам расхаживать по классу и касаться разных вещей. Помогут вам в этом наши прилагательные.

Итак, найдите и коснитесь:

- чего-либо красного,

-чего-либо холодного на ощупь,

-чего-либо шершавого на ощупь,

- чего-либо круглого,

- чего-либо золотого,

- чего-либо серебряного,

- чего-либо голубого,

- чего-либо железного,

- чего-либо зеленого,

чего-либо тяжелее 3 килограммов,

- части одежды, показавшейся вам шикарной,

- того, кто старше вас,

- коснитесь своего любимого места за партой.

Творческая работа
Нам нужно плыть дальше.


Судовой журнал ведется ежедневно. Украсьте сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения

Сегодня ... день.
Какое ... небо, какое ... море!
Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава.
Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

Выяснение впечатления участников от прошедшего мероприятия

Осознание выводов группового опыта

Систематизация произошедшего на уроке

3 минуты

1 минута

«Посла

ние  в буду

щее»

Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока; подвести итоги; выявить опасения и ожидания на конец мероприятия.

Задачи:

помочь осознать выводы группового опыта; систематизировать произошедшее на уроке; выяснить отношения участников к прошедшему мероприятию; осознать незавершённость  и невысказанность и избавиться от них до окончания работы в группе; проанализировать ожидания и опасения, выявленные в начале урока.

Технология проведения: учитель предлагает вспомнить свои опасения и ожидания, проанализировать, сбылись они или нет, и убрать или дописать их на свою бутылочку.

Скоро мы увидим берега своей родины. Путешествия, как книги, бывают всякие: интересные, поучительные, умные, смешные... А наше путешествие вам показалось каким? Многое ли вы приобрели для себя  из него? (ответы учащихся)

 - А теперь ответьте на серьезный вопрос:

Сбылись ли ваши опасения? Если нет, то можно убрать их вместе с бутылкой. А ожидания? Если ожидания добавились, можно дописать и озвучить.

(Работа групп – 2 минуты на работу, 1 минута на озвучивание)

Учитель:

Настало время подвести итоги нашему путешествию. Возьмите ваши маршрутные листы, обсудите, кто как работал (в этом вам помогут оценочные листы), выставьте оценку каждому члену команды. Заполненный маршрутный лист пусть находится у капитана. (Пока идет подведение итогов, можно включить музыку из к-ма «Пираты Карибского моря», саундтрек, см. Приложения)

Разрешите и мне высказать оценку нашему уроку (Слайд 14 )

Спасибо вам за урок, с вами работать было интересно!      

После того, как участники путешествия уходят, капитаны отчитываются за работу команды.   Если время позволяет, это делается при всём классе.  Дети приучаются оценивать друг друга и видеть свои ошибки.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта "Не с прилагательными" 6 класс

Тема урока: Не с  прилагательнымиМесто и роль урока в изучаемой теме: урок-практикумЦели урока: Образовательные: обобщить и систематизировать материал о прилагательном,  научить отличат...

Технологическая карта урока по теме " Степени сравнения многосложных прилагательных" в 4 классе

Технологическая карта - основной помощник по проведению урока. В карте чётко указаны все этапы современного урока, в данном случае -- урок " открытия нового знания", где на базе изученного материала, ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Тип урока- урок "открытия" нового знания. Вид урока - урок-исследование. Структура урока включает самоопределение деятельности обуч...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»

Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...