Урок в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Захарчук Диана Вячеславовна

Тире между подлежащим и сказуемым (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схему, ключевые слова), анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).

6ЛР: анализировать постановку тире между подлежащим и сказуемым, ставить тире, где необходимо, объяснять выбор знака устно и графически.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:         Тире между подлежащим и сказуемым (с презентацией)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схему, ключевые слова), анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).

6ЛР: анализировать постановку тире между подлежащим и сказуемым, ставить тире, где необходимо, объяснять выбор знака устно и графически.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

- Добрый день, ребята! Пусть этот день принесет вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.

 Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач!

- Откройте тетради, запишите дату. Прежде, чем открывать новое, давайте вспомним материал предыдущих уроков.

- Внимание на экран. Ответьте на вопросы:

– «Рассыпалось» предложение, составьте его из слов:

  солнце, зимнем, встает, холодное, в, тусклое, тумане

Ученики проговаривают варианты предложения, затем записывают авторский вариант:

В зимнем тумане встает холодное, тусклое солнце.

1) Подчёркивание орфограмм, графическое обозначение выбора написаний.

2) Синтаксический разбор предложения,

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

III. Введение в тему и постановка проблемы урока.

Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией )

1. Введение в тему урока.

– Отгадайте загадку:

Когда свои подчёркиваешь мысли,

Когда ты пишешь диалог любой,

Твоя отметка полностью зависит

От поперечной палочки одной.

(Тире)

– Где нам встречался этот знак препинания? (В предложениях с прямой речью, в диалоге, при обобщающих словах.)

– Сегодня мы узнаем ещё одну «тайну» этого знака – тире.

– Прочитайте и запишите тему урока.

– Какие вопросы возникают? (Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?)

2. Упр. 459 – уточнение основного вопроса урока, постановка проблемы. Работа в парах.

– Подчеркните подлежащее и сказуемое в учебнике.

– Чем они выражены?

– Как называется такое сказуемое?

– Какое противоречие в постановке тире вы обнаружили?

– Уточните учебную проблему урока. (Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными?)

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

IV. Открытие нового знания. Поиск решения.

1. Упр. 460 – извлечение новой информации на основе таблицы.

– Какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в И.п.)

– Как оно обозначено в таблице? (Стрелками.)

– Как вы думаете, почему стрелки двойные? (Оба слова связаны между собой, нет главного и зависимого, оба главные.)

– Какое условие противоречит общему правилу? (Частица не.)

– Сделайте вывод: при каких условиях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым, а при каких – не нужно.

– Заполните примерами второй столбик таблицы.

2. Чтение текста в рамке после упр. 460.

– Что можно добавить к вашим выводам? (Тире – знак разделения.)

– Что разделяет тире? (Подлежащее и сказуемое.)

– Прочитайте предложения, в которых ставится тире.

– Какая подсказка есть в устной речи? (Пауза между подлежащим и сказуемым.)

– Изобразите в виде рисунка постановку тире с помощью частиц.

– Составьте план рассказа о постановке тире (правила) в виде схемы.

3. Составьте алгоритм постановки или непостановки тире между подлежащим и сказуемым. (См. материал предметного диска – алгоритм «Постановка тире между подлежащим и сказуемым»»  к  п. 53).

1. Нахожу грамматическую основу предложения.

2. Определяю, какими частями речи выражены главные члены:

  подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.
                                                                   

                    да                                          нет

                                                               не ставлю тире

                                                               

           

  3.     Нахожу частицы:

      нет                          вот, это                     не               

 ставлю тире              ставлю тире             не ставлю тире            

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (текст, таблица), преобразовывать ее из одной формы в другую (план, рисунок, схема, ключевые слова, алгоритм), соотносить информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие пунктуационных умений.

1. Комментированный диктант под руководством учителя.

– Запишите предложения под диктовку, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания.

Первые три предложения выполняются на доске, остальные самостоятельно в тетрадях.

Сатурн – планета.

Чтение – вот лучшее учение.

Книга – это история народов Земли.

Слово не стрела, но острей стрелы.

Самопроверка с помощью компьютера (предложения с подчёркнутыми главными членами, выделенными частицами, необходимыми знаками представлены на слайде). (См. материал предметного диска – ресурс «Предложения на постановку тире между подлежащим и сказуемым»  к  п. 53).

2. Работа по карточкам. Взаимопроверка.

3. Работа в группах (на группу раздаются карточки с заданием).

– Данные предложения расположите в  логической  последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Каждой группе выдается карточка с предложениями.

После выполнения работы.

Учитель:

Нельзя кое­как, положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки.

Каждое дело «просит» проверки.

Взаимопроверка работы между группами.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

ТОУУ

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).

ТОУУ

VI. Итог урока.

Подведем итоги. Продолжите предложения:

- На уроке мы учились …

- Сегодня я понял(а)---

- Между подлежащим и сказуемым ставится …

- Мне понравилось на уроке…

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Уметь представить правило в виде схемы.

2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

        Страница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Слайд 2

Творческих удач!

Слайд 3

Ответить на вопросы: - Что такое грамматическая основа предложения? - Что такое подлежащее? - Какой частью речи может быть выражено подлежащее? - Что такое сказуемое? - Какой частью речи может быть выражено сказуемое? - Какие члены предложения являются второстепенными?

Слайд 4

«Рассыпалось» предложение, составьте его из слов: с олнце, зимнем, встает, холодное, в, тусклое, тумане

Слайд 5

Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения.

Слайд 6

Отгадайте загадку, и тогда вы сможете сказать, о каком знаке препинания пойдет речь на уроке. Когда свои подчёркиваешь мысли, Когда ты пишешь диалог любой, Твоя отметка полностью зависит От поперечной палочки одной. Запишите тему урока. Тире между подлежащим и сказуемым .

Слайд 7

Определяем проблему урока Прочитайте текст упражнения 459. Поработайте в парах. Найдите подлежащее и сказуемое. Чем они выражены? Какой вопрос возникает? Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными? Как называются такие сказуемые?

Слайд 8

Открываем новые знания Рассмотрите таблицу в упражнении 460. Какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? Как оно обозначено в таблице? Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в именительном падеже. Стрелками.

Слайд 9

Открываем новые знания Как вы думаете, почему стрелки двойные? Какое условие противоречит общему правилу? Сделайте вывод: при каких условиях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым, а при каких – не нужно. Оба слова связаны между собой, нет главного и зависимого. Оба главные. Частица НЕ Проверьте себя

Слайд 10

В простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, если оба главных члена выражены именами существительными в именительном падеже. Тире в данном случае является знаком разделения. Какая подсказка есть в устной речи в таких предложениях? Пауза между подлежащим и сказуемым. Если сказуемое – имя существительное употребляется с частицами это , вот , тире ставится, а если с частицей не , тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

Слайд 11

Составьте алгоритм постановки или непостановки тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 12

Алгоритм: 1. Нахожу грамматическую основу предложения. 2. Определяю, какими частями речи выражены главные члены: подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п. да нет не ставлю тире 3. Нахожу частицы нет вот, это не ставлю тире ставлю тире не ставлю тире

Слайд 14

Запишите предложения, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания. Сатурн планета. Чтение вот лучшее учение. Книга это история народов земли. Слово не стрела, но острей стрелы. Сатурн – планета. Чтение – вот лучшее учение. Книга – это история народов земли. Слово не стрела, но острей стрелы. Проверьте себя

Слайд 15

Работа в группах Данные предложения расположите в логической последовательности так, чтобы получился текст. Расставьте знаки препинания.

Слайд 16

Подведем итоги урока! Продолжите предложения: На уроке мы учились… Сегодня я понял(а)… Между подлежащим и сказуемым ставится тире… Мне понравилось на уроке…



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу.

Птицы   наши друзья.

Язык   это богатство народа.

Солнце не планета, а звезда.

Лес  вот наше спасение от засухи.

Гранит  очень прочный камень.

Вариант 2

Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу.

Ложь  зло для всех.

Попытка не пытка.

Книга  это зеркало жизни.

Аистята  очень прожорливые птицы.

Взаимное доверие  вот основа дружбы.                                    



Предварительный просмотр:

Данные предложения расположите в  логической  последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Герда и Кай герои его сказки «Снежная королева».

Андерсен великий датский сказочник.

Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

Герда смелая и добрая девочка.

Данные предложения расположите в  логической  последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Расчистил землю вокруг,  окружил себя подружками.

Березки  белолицые красавицы.

Осинки   милые шептуньи.

Терн  кустарник хитрый, корнями размножается.

Данные предложения расположите в  логической  последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Август   месяц «грибных туманов».

Гриб  дитя тени.

Спеши с корзиной спозаранку.

Замечай: всегда больше грибов с северной стороны дерева.

Данные предложения расположите в  логической  последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Маслята  народ исключительно дружный.

Где один, там и еще пяток.

Масленок  очень вкусный гриб.

Длинные вереницы прячутся в зеленой траве.

Да разве пяток!

  1. Андерсен -  великий датский сказочник.

 Герда и Кай - герои его сказки «Снежная королева».

Герда - смелая и добрая девочка.

Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

  1. Терн – кустарник хитрый, корнями размножается.

Расчистил землю вокруг,  окружил себя подружками.

Березки – белолицые красавицы.

Осинки – милые шептуньи.

  1. Август – месяц «грибных туманов».

Спеши с корзиной спозаранку.

Замечай: всегда больше грибов с северной стороны дерева.

Гриб – дитя тени.

  1. Маслята – народ исключительно дружный.

Где один, там и еще пяток.

Да разве пяток!

Длинные вереницы прячутся в зеленой траве.

Масленок – очень вкусный гриб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Презентация к уроку русского языка. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Урок русского языка "Постановка тире между подлежащим и сказуемым"

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по  постановке  / непостановке  тире между подлежащим и сказуемым....

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели  1.     Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2.     Развивать умение находить грамматическую осно...