Урок развития речи в 5 классе по картине Комарова "Наводнение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

конспект урока по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок развития речи113 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок 156-157

Тема урока: « Описание животного на основе изображенного на картине А.Н. Комарова «Наводнение».

Тип урока: урок развития речи

Цели: познакомить со спецификой описания животного, изображенного на картине; описанием в разговорном стиле; формирование умения описывать животное на основе изображенного  на картине.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: повторить тип текста – описание; специфику описания животного на картине; составлять план сочинения; написание сочинения-описания с элементами повествования; , владеть методами редактирования написанного.

Метапредметные: способность осознания учебной деятельности и умение их пояснять; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе над сочинением.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;  формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.

Понятия: описание – тип текста

Оборудование: УМК, мультимедийный фильм «Дедушка Мазай и зайцы», иллюстрация картины А.Н. Комарова «Наводнение».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.  Приветствие.

        

Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку.

Мотивация.

Просмотр мультфильма «Дедушка Мазай и зайцы» или чтение отрывка из рассказа.

Показывает (читает отрывок).

Смотрят (слушают) рассказ.

Актуализация знаний.

Беседа.

- Вспомните худ. произведения, в которых героем был заяц.

- Что общего в в изображении животных и отношении к ним авторов в мультфильме, художественных текстах и на картине? В чем разница?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Обдумывают ответы на вопросы. Формируют собственные мысли, высказывают и обоснуют свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы.

Целеполагание и планирование.

Перед вами картина А.Н. Комарова «Наводнение».

Какая цель сегодняшнего урока?

Сообщает информацию о художнике картины.

Формулирует цель урока вместе с учащимися.

Слушают.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Устная работа по картине:

1. Кто изображен на картине?

2. Какой эпизод их жизни животного привлек внимание художника?

3. Каким изображен заяц на картине? Опишите его, пользуясь заданием из упр. 598

4. Какой период и время дня запечатлены на картине? Как построено художественное пространство картины?

5. Что изображено на переднем плане? Каков фон картины?

6. Что можно сказать об отношениях художника к изображенному им зайцу?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Формируют собственные мысли, высказывают и обоснуют свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы.

Читают задание упр. 598

Первичное закрепление.

Написание сочинения по картине (самостоятельная работа)

Организует и сопровождает учебную деятельность по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания.

Пишут сочинение по картине.

Самопроверка.

Поверяют свои творческие работы, исправляют ошибки.

Включение в систему знаний .

Читает образец сочинения.

Слушают. Формируют собственные мысли, высказывают и обоснуют свою точку зрения.

Тема урока: ««Повторение изученного материала по теме: Имя прилагательное»

Тип урока: урок закрепления.

Цели: работа над ошибками в творческих работах; повторить и систематизировать сведения о прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных; формирование навыки объяснения зависимости и написания слов от его значения и строения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научиться характеризовать имя прилагательное как часть речи, применять правила правописания прилагательных.

Метапредметные: коммуникативные:  использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного исследования  текста.

Личностные: Формирование навыков к способам обобщения и систематизации знаний,  устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Понятия: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени прилагательного.

Оборудование: УМК, задания, рабочая тетрадь, тесты.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент. Приветствие.

Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку.

Самокоррекция  ошибок, допущенных в творческих работах.

Контролирует самостоятельную работу учащихся.

Самостоятельно выполняют работу над ошибками.

Мотивация.

Вступительная беседа учителя о части речи, которую изучили.

Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова, которые бы наиболее ярче описывали предметы. Что это за слова?

Ведет беседу с учащимися.

Задает наводящие вопросы.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Целеполагание и планирование.

Какую тему мы будем сегодня закреплять? О какой части речи я говорю? Какая цель урока?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Актуализация знаний.

Работа с текстом (с. 191 (КДУ)

Вопросы:

- Определите основную мысль стихотворения.

- Как вы думаете, почему в этом стихотворении так много прилагательных? Какую роль они выполняют?

Контрольные вопросы (с.96)

Читает стихотворение В. Варкина.

Беседует по содержанию, задает вопросы.

Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что у них недостаточно знаний для полных ответов.

Выявление места и причины затруднения.

Вывод. Употребление прилагательных в речи придает ей точность, меткость и особую выразительность. С этой целью в художественной речи используются прилагательные-эпитеты, употребленные в переносном значении. (слова скрипучие).

Делает вывод.

Обдумывают, формулируют   свои собственные мысли. В сотрудничестве делают выводы.

«Повторение изученного материала по теме: Имя прилагательное»

Выполнение заданий (с. 192-193 КДУ), тесты

Контролирует  выполнение заданий.

Самостоятельно выполняют задания,  разные по сложности.

Рефлексия.

Вспомните цели нашего урока. добились мы их? Как вы оцените свою работу и работу одноклассников?

Задает вопросы.

Оценивают свою работу и своих одноклассников.

Домашнее задание.

Контрольные вопросы (с. 96), задания в РТ

Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его.

Записывают домашнее задание.

Урок 165

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Тип урока: комбинированный

Цели: Систематизация знаний о глаголе как части речи; пределение морфологических признаков глаголов;аблюдение за ролью глаголов в речи; провести омплексную  работу с текстом.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научиться использовать глаголы в речи, использовать их как средства выразительности.

Метапредметные: коммуникативные:  использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глагола на постоянные и непостоянные признаки.

Личностные: формирование познавательного интереса.

Понятия: морфологические признаки части речи, глагол, спряжение

Оборудование: УМК, задания, рабочая тетрадь, тесты.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент. Приветствие.

Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку.

Мотивация.

Сегодня мы снова возвращаемся в страну Морфологию. Мы начнем знакомство с удивительной частью речи, но сначала вспомним, что мы знаем об этой стране.

Ведет беседу с учащимися.

Слушают учителя.

Актуализация знаний.

- Что такое часть речи?

- В каком разделе науки о языке изучаются части речи?

- На какие группы делятся части речи?

- Назовите самостоятельные части речи.

- Выделите в них самостоятельные части речи.

- С какими частями речи мы еще мало знакомы?

Ведет беседу с детьми.

Отвечают на вопросы учителя.

Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что у них недостаточно знаний для полных ответов.

Целеполагание и планирование.

Ребята, посмотрите на схему и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить?

  1. Обозначает действие или состояние.
  2. Отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?
  3. Изменяется  по лицам, числам, временам и родам в прошедшем времени
  4. Может быть:

- условного, повелительного и изъявительного наклонения;

- совершенного и несовершенного вида:

- переходным и непереходным.

5. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

Итак, о какой части речи мы будем сегодня говорить? Какие цели вы поставите перед собой?

Работает с уч-ся по схеме. Дополняет ответы детей.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся.

Обдумывают ответы на вопросы, заполняют таблицу.

Формулируют и записывают вывод о роли глагола в речи.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Первичное усвоение и проверка знаний.

Вспомните всю информацию, которую вы знали о глаголе в таблицу

Я знал

Узнал новое

Информация

Обсудите в парах: если вы оба согласны с информацией, оставьте, а ту, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком ?.

Сверим полученную информацию с правилом в учебнике (с. 97-98)

Организует и сопровождает  совместную учебную деятельность.

Работают с учебником, в парах.

Заполняют таблицу.

Первичное закрепление, контроль усвоения, коррекция ошибок.

  1. Диктант (КДУ, с. 161, I)
  2. Выполнение заданий: упр. 603-605, 607

Читает текст.

Организует самостоятельную работу школьников с последующей проверкой.

Записывают предложения, выполняют задание.

Выполняют упражнения.

Рефлексия.

Заключительная беседа по вопросам.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

Дайте оценку своей работы и своих одноклассников.

Организует подведение итогов урока.

Оценивают свою работу и своих одноклассников.

Домашнее задание: с. 97-98, упр. 606

Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его.

Записывают домашнее задание.

БЛОК-СХЕМА «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

  1. Обозначает действие или состояние.
  2. Отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?
  3. Изменяется  по лицам, числам, временам и родам в прошедшем времени
  4. Может быть:

- условного, повелительного и изъявительного наклонения;

- совершенного и несовершенного вида:

- переходным и непереходным.

5. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

БЛОК-СХЕМА «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

  1. Обозначает действие или состояние.
  2. Отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?
  3. Изменяется  по лицам, числам, временам и родам в прошедшем времени
  4. Может быть:

- условного, повелительного и изъявительного наклонения;

- совершенного и несовершенного вида:

- переходным и непереходным.

5. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

БЛОК-СХЕМА «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

  1. Обозначает действие или состояние.
  2. Отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?
  3. Изменяется  по лицам, числам, временам и родам в прошедшем времени
  4. Может быть:

- условного, повелительного и изъявительного наклонения;

- совершенного и несовершенного вида:

- переходным и непереходным.

5. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

Урок 166

Тема урока: «

Тип урока: 

Цели: 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Понятия:

Оборудование:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент. Приветствие.

Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку.

Мотивация.

Ведет беседу с учащимися.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Актуализация знаний.

Целеполагание и планирование.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Рефлексия.

Оценивают свою работу и своих одноклассников.

Домашнее задание: с. 97-98, упр. 606

Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его.

Записывают домашнее задание.

Урок

Тема урока: «

Тип урока: 

Цели: 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Понятия:

Оборудование:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент. Приветствие.

Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку.

Мотивация.

Ведет беседу с учащимися.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Актуализация знаний.

Целеполагание и планирование.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Рефлексия.

Оценивают свою работу и своих одноклассников.

Домашнее задание: 

Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его.

Записывают домашнее задание.

Урок

Тема урока: «

Тип урока: 

Цели: 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Понятия:

Оборудование:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент. Приветствие.

Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку.

Мотивация.

Ведет беседу с учащимися.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Актуализация знаний.

Целеполагание и планирование.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Рефлексия.

Оценивают свою работу и своих одноклассников.

Домашнее задание: 

Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его.

Записывают домашнее задание.

Урок

Тема урока: «

Тип урока: 

Цели: 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Понятия:

Оборудование:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент. Приветствие.

Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку.

Мотивация.

Ведет беседу с учащимися.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Актуализация знаний.

Целеполагание и планирование.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Рефлексия.

Оценивают свою работу и своих одноклассников.

Домашнее задание:

Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"

Материал содержит разработку урока и презентацию...