Урок развития речи в 5 классе по картине Комарова "Наводнение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 156-157
Тема урока: « Описание животного на основе изображенного на картине А.Н. Комарова «Наводнение».
Тип урока: урок развития речи
Цели: познакомить со спецификой описания животного, изображенного на картине; описанием в разговорном стиле; формирование умения описывать животное на основе изображенного на картине.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: повторить тип текста – описание; специфику описания животного на картине; составлять план сочинения; написание сочинения-описания с элементами повествования; , владеть методами редактирования написанного.
Метапредметные: способность осознания учебной деятельности и умение их пояснять; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе над сочинением.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.
Понятия: описание – тип текста
Оборудование: УМК, мультимедийный фильм «Дедушка Мазай и зайцы», иллюстрация картины А.Н. Комарова «Наводнение».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Приветствие.
| Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку. |
Мотивация. Просмотр мультфильма «Дедушка Мазай и зайцы» или чтение отрывка из рассказа. | Показывает (читает отрывок). | Смотрят (слушают) рассказ. |
Актуализация знаний. Беседа. - Вспомните худ. произведения, в которых героем был заяц. - Что общего в в изображении животных и отношении к ним авторов в мультфильме, художественных текстах и на картине? В чем разница? | Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. | Обдумывают ответы на вопросы. Формируют собственные мысли, высказывают и обоснуют свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы. |
Целеполагание и планирование. Перед вами картина А.Н. Комарова «Наводнение». Какая цель сегодняшнего урока? | Сообщает информацию о художнике картины. Формулирует цель урока вместе с учащимися. | Слушают. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Устная работа по картине: 1. Кто изображен на картине? 2. Какой эпизод их жизни животного привлек внимание художника? 3. Каким изображен заяц на картине? Опишите его, пользуясь заданием из упр. 598 4. Какой период и время дня запечатлены на картине? Как построено художественное пространство картины? 5. Что изображено на переднем плане? Каков фон картины? 6. Что можно сказать об отношениях художника к изображенному им зайцу? | Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. | Формируют собственные мысли, высказывают и обоснуют свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы. Читают задание упр. 598 |
Первичное закрепление. Написание сочинения по картине (самостоятельная работа) | Организует и сопровождает учебную деятельность по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. | Пишут сочинение по картине. |
Самопроверка. | Поверяют свои творческие работы, исправляют ошибки. | |
Включение в систему знаний . | Читает образец сочинения. | Слушают. Формируют собственные мысли, высказывают и обоснуют свою точку зрения. |
Тема урока: ««Повторение изученного материала по теме: Имя прилагательное»
Тип урока: урок закрепления.
Цели: работа над ошибками в творческих работах; повторить и систематизировать сведения о прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных; формирование навыки объяснения зависимости и написания слов от его значения и строения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться характеризовать имя прилагательное как часть речи, применять правила правописания прилагательных.
Метапредметные: коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного исследования текста.
Личностные: Формирование навыков к способам обобщения и систематизации знаний, устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.
Понятия: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени прилагательного.
Оборудование: УМК, задания, рабочая тетрадь, тесты.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Приветствие. | Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку. |
Самокоррекция ошибок, допущенных в творческих работах. | Контролирует самостоятельную работу учащихся. | Самостоятельно выполняют работу над ошибками. |
Мотивация. Вступительная беседа учителя о части речи, которую изучили. Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова, которые бы наиболее ярче описывали предметы. Что это за слова? | Ведет беседу с учащимися. Задает наводящие вопросы. | Слушают учителя, участвуют в диалоге. |
Целеполагание и планирование. Какую тему мы будем сегодня закреплять? О какой части речи я говорю? Какая цель урока? | Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
Актуализация знаний. Работа с текстом (с. 191 (КДУ) Вопросы: - Определите основную мысль стихотворения. - Как вы думаете, почему в этом стихотворении так много прилагательных? Какую роль они выполняют? Контрольные вопросы (с.96) | Читает стихотворение В. Варкина. Беседует по содержанию, задает вопросы. | Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что у них недостаточно знаний для полных ответов. |
Выявление места и причины затруднения. Вывод. Употребление прилагательных в речи придает ей точность, меткость и особую выразительность. С этой целью в художественной речи используются прилагательные-эпитеты, употребленные в переносном значении. (слова скрипучие). | Делает вывод. | Обдумывают, формулируют свои собственные мысли. В сотрудничестве делают выводы. |
«Повторение изученного материала по теме: Имя прилагательное» Выполнение заданий (с. 192-193 КДУ), тесты | Контролирует выполнение заданий. | Самостоятельно выполняют задания, разные по сложности. |
Рефлексия. Вспомните цели нашего урока. добились мы их? Как вы оцените свою работу и работу одноклассников? | Задает вопросы. | Оценивают свою работу и своих одноклассников. |
Домашнее задание. Контрольные вопросы (с. 96), задания в РТ | Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его. | Записывают домашнее задание. |
Урок 165
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Тип урока: комбинированный
Цели: Систематизация знаний о глаголе как части речи; пределение морфологических признаков глаголов;аблюдение за ролью глаголов в речи; провести омплексную работу с текстом.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться использовать глаголы в речи, использовать их как средства выразительности.
Метапредметные: коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глагола на постоянные и непостоянные признаки.
Личностные: формирование познавательного интереса.
Понятия: морфологические признаки части речи, глагол, спряжение
Оборудование: УМК, задания, рабочая тетрадь, тесты.
БЛОК-СХЕМА «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
- Обозначает действие или состояние.
- Отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?
- Изменяется по лицам, числам, временам и родам в прошедшем времени
- Может быть:
- условного, повелительного и изъявительного наклонения;
- совершенного и несовершенного вида:
- переходным и непереходным.
5. В предложении чаще всего бывает сказуемым.
БЛОК-СХЕМА «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
- Обозначает действие или состояние.
- Отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?
- Изменяется по лицам, числам, временам и родам в прошедшем времени
- Может быть:
- условного, повелительного и изъявительного наклонения;
- совершенного и несовершенного вида:
- переходным и непереходным.
5. В предложении чаще всего бывает сказуемым.
БЛОК-СХЕМА «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
- Обозначает действие или состояние.
- Отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?
- Изменяется по лицам, числам, временам и родам в прошедшем времени
- Может быть:
- условного, повелительного и изъявительного наклонения;
- совершенного и несовершенного вида:
- переходным и непереходным.
5. В предложении чаще всего бывает сказуемым.
Урок 166
Тема урока: «
Тип урока:
Цели:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Понятия:
Оборудование:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Приветствие. | Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку. |
Мотивация. | Ведет беседу с учащимися. | Слушают учителя, участвуют в диалоге. |
Актуализация знаний. | ||
Целеполагание и планирование. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
Рефлексия. | Оценивают свою работу и своих одноклассников. | |
Домашнее задание: с. 97-98, упр. 606 | Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его. | Записывают домашнее задание. |
Урок
Тема урока: «
Тип урока:
Цели:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Понятия:
Оборудование:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Приветствие. | Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку. |
Мотивация. | Ведет беседу с учащимися. | Слушают учителя, участвуют в диалоге. |
Актуализация знаний. | ||
Целеполагание и планирование. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
Рефлексия. | Оценивают свою работу и своих одноклассников. | |
Домашнее задание: | Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его. | Записывают домашнее задание. |
Урок
Тема урока: «
Тип урока:
Цели:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Понятия:
Оборудование:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Приветствие. | Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку. |
Мотивация. | Ведет беседу с учащимися. | Слушают учителя, участвуют в диалоге. |
Актуализация знаний. | ||
Целеполагание и планирование. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
Рефлексия. | Оценивают свою работу и своих одноклассников. | |
Домашнее задание: | Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его. | Записывают домашнее задание. |
Урок
Тема урока: «
Тип урока:
Цели:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Понятия:
Оборудование:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Приветствие. | Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, размещают учебные материалы на столе, демонстрируют готовность к уроку. |
Мотивация. | Ведет беседу с учащимися. | Слушают учителя, участвуют в диалоге. |
Актуализация знаний. | ||
Целеполагание и планирование. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с уч-ся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
Рефлексия. | Оценивают свою работу и своих одноклассников. | |
Домашнее задание: | Контролирует запись д/з учащимися, поясняет его. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"
Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...
Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"
Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"
Материал содержит разработку урока и презентацию...