урок русского языка в 6 классе "Слитное и дефисное написание имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Арефьева Ольга Николаевна

урок по программе М. Разумовской. Представлена технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_slitnoe_i_defisnoe_napisanie_prilag.docx167.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Цель: сформировать умение правильно писать сложные прилагательные

Задачи урока:

Обучающая: обеспечить усвоение  учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитание любви к родному краю.

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления  знаний

Оборудование: учебник русского языка М.М. Разумовская.: ООО «Дрофа», 2013г., компьютер, проектор,  презентация (тестовые задания), карточки-задания для индивидуальной работы

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация начала урока, мотивация  учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Создание психологической атмосферы урока    - Приветствие учащихся

Настраиваются на урок

Личностные

(формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению)

 2. Актуализация

 знаний

Цель:  планирование воспроизведения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

3. Постановка учебной задачи.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

1.Фронтальный опрос:

- Перечислите случаи, когда имена существительные пишутся через дефис.

- Распределительный диктант:

(северо)запад, (море)плаватель, (пол)часа, (полу)оборот, (коне)завод, (диван)кровать, (Нью)Йорк, (пол)чайной ложки.

2. Инд.зад.  Карточка. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание орфограммы.

(кафе)мороженое (пол)банана, (полу)финал, ванька(встанька), (кино)фестиваль, (северо)восток, Санкт)Петербург , (пол)столовой ложки.  

1. Работа с текстом упр. 218

- Прочитайте текст.

- Найдите сложные имена прилагательные.

-Как они пишутся?

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис (один ученик у доски)

- Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях)

- Сформулируйте задачи урока 

-  Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно?

-Вам необходимо  провести исследование лексического материала и сделать соответствующие выводы.

Отвечают.

Выполняют распределительный диктант с последующей самопроверкой. Индивидуальное задание.

Работают с текстом: читают, находят сложные прилагательные, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания, формулируют тему, задачи урока

Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные  (опираются на уже известное)

Регулятивные

(понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале),

познавательные:

(понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию)

  1. Изучение нового материала

Цель: познакомить с новыми знаниями, обеспечить их связь с изученными ранее.

Исследование лексического материала (на основе упр. 218):

Ярко-белая, бело-матовые

Что обозначают эти прилагательные? Приведите свои примеры, сделайте вывод.

Северо-восточную

Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется? Сделайте вывод.

Глинобитное, геологоразведочный

Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).

Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно?

Исследуют лексический материал, выявляют условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5.        Первичная проверка усвоения знаний

Цель: после прочтения текста проанализировать,  сделать вывод, сформулировать правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Работа с учебником (с.88).

 -Сравните свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебнике. Какую новую информацию вы получили?

 -Объясните написание сложных прилагательных, образованных путём повтора

Сравнивают свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в  учебнике, находят новое.

Регулятивные

(осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами),  познавательные (поиск и выделение информации

  1. Физминутка:

 Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Гимнастика для глаз

Коллективно выполняют упражнения.

  1. Закрепление знаний

ЦЕЛЬ: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.

1.Упражнение 219 (устно)

2.упражнение 220. Образовать сложные прилагательные и записать их.

3.Творческая работа по вариантам

1вариант:   

Составить небольшой текст (4-5 предложений) на тему: «Осень в Екатерининском парке», используя сложные имена прилагательные.

2 вариант:

Составить небольшой текст (4-5 предложений) на тему: «Осень в Павловском  парке», используя сложные имена прилагательные.

Проверка (2-3 человека) зачитывают. Оценка работ.

Выполняют упражнение, рассказывают правило, приводят примеры, работают по вариантам (творческое задание).

Читают работы. Оценивают товарищей.

Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)

  1. Диагностика уровня усвоения знаний

Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

Тест (взаимопроверка)- (слайд1)

I. Дефис не пишется в слове:

1) (древне)русский;

2)(пол) аршина;

3) (северо) восточный;

II. Слово пишется через дефис:

1) (военно)морской;

2) (низко)рослый;

3) (бледно) лицый.

III. Слова пишутся только слитно:

1) (русско)английский, (кино)фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне)восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3) (кисло)сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

IV. Слова пишутся только через дефис:

1) (каменно)угольный, (северо)западный, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (голубо)глазый, (пол)огурца;

3)(вагоно)ремонтный,(русско)английский, (контр) адмиральский  

Критерии оценивания:

«5» -4 правильных ответа

«4» -3 правильных ответа

«3» -3 правильных ответа

Самостоятельно выполняют тестовое задание, оценивают работу товарища по заданным критериям. Взаимопроверка. Оценивают работу.

Регулятивные

(принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением  существенных признаков),

коммуникативные:

(осуществлять действие взаимоконтроля)

 личностные

 ( нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

  1. Информация о домашнем задании

Цель: продолжить работу учащихся по самообразованию.

   домашнее задание- на выбор

упражнение 221 (письменно), 222 (устно)

 

Осмысливают и записывают домашнее задание

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

(слайд2)

Выставляет оценки за урок, комментируя их

Проводят самооценку

Личностные

(представление о причинах успеха в учебе),

регулятивные

(оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий),

познавательные

(проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом),

коммуникативные

(формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания)

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка для 6 класса "Правописание сложных имен прилагательных"

В презентации представлен урок изучения нового материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных" для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр...

урок русского языка в 7 классе "Дефисное написание наречий"

Урок в 7 классе отражает все примеры дефисного написания наречий. Тексты для работы взяты из произведений татарских писателей....

конспект урока русского языка "н и нн в суффиксах имен прилагательных"

Универсальная разработка  урока русского языка в 6 классе. Урок - исследование с применением приемов ТРКМ, ИКТ....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема: "Написание сложных прилагательных".

Цели: Образовательные: организация работы  по усвоению правила правописания сложных прилагательных.  Развивающие: организация деятельности по отработке навыков правописания сложных...

Урок русского языка в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...

Урок русского языка в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных"

Закрепление понятий степени сравнения имен прилагательных через наблюдение над языковыми явлениями,дидактические игры, самостоятельную работу учащихся, упражнения с языковым материалом, творческую раб...

Конспект урока русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных»

Цель урока: дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имен прилагательных, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технолог...