Внеурочная деятельность. 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Черных Татьяна Анатольевна

Материал содержит рабочую программу по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_gimnazicheskaya_planeta.docx329.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Надыма»

D:\флешка-2\Эмблема гимназии.gif

Утверждено

на заседании педагогической

коллегии (педсовет)

Протокол №1 от 31.08.2015 г.

Председатель _____________В.А.Коробец

Введено в действие приказом

от 01.09.2015г. №1-о

Согласовано

Зам.директора по ВР

__________Г.Н.Бадретдинова

30 августа 2015г.

Рассмотрено

на заседании предметного

методического объединения

учителей истории, истории и обществознания

Протокол №1 от29.08.2015 г.

Руководитель ПМО

_____________ Т.А. Черных

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общекультурного направления

Гимназическое издательство «Гимназическая планета»

Возраст: 16 – 17 лет

Срок реализации – 2 года

Составитель:

учитель русского языка

Черных Татьяна Анатольевна

г. Надым

 2015 год

Пояснительная записка

     Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гимназическая планета" разработана  в  соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего (полного) общего  образования. Цель полного среднего образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, способного к постоянному жизненному утверждению. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Ориентиром при составлении программы гимназического издательства «Гимназическая планета» стали следующие документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011 - 2015 годы;
  • Примерная Программа воспитания и социализации учащихся на ступени среднего общего образования;
  • Федеральная целевая программа «Молодежь России»  на 2011-2015.

Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиНа.

Направленность программы объединения по содержанию является художественно-эстетическойпо функциональному предназначению — общекультурной, по форме организации —    индивидуально-групповой, по времени реализации —    двухгодичной.

             Новизна программы состоит в том, что в деятельности сочетается изучение основ журналистики и литературное творчество, что позволяет более полно развить личность старшеклассника, положительно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, так как расширяется культурный диапазон, накапливается эмоциональный, интеллектуальный, нравственный опыт, развивается интерес к изучению русского литературного языка, компьютерных технологий.

              Актуальность программы обусловлена тем, что социальные условия в современном мире требуют от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире и этнокультурной среде, поэтому занятия построены на создании театральной модели жизненных ситуаций, которые позволяют приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов, создания вокруг себя комфортной среды и обеспечения   эмоционального благополучия учащегося.

 Эффективным для литературного   развития гимназистов является введение нового теоретического материала по литературе и журналистике, что вызвано требованиями творческой практики. Учащийся должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятиях сохранить творческий интерес при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

          Практическая значимость данной образовательной программы заключаются в том, что сочетаемость журналистского и литературного творчества более полно раскрывает способности гимназистов и активирует интерес к различным видам искусства, формируя условия для дальнейшей самореализации.   

    Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники гимназического издательства учатся уважать чужое мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения.

             

        Целесообразность разработки программы обусловлена особенностями подросткового возраста. Курс ориентирован на дополнительное образование гимназистов 10–11-х классов и рассчитан на два года. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.

             Суть программы сводится к предоставлению возможности учащимся самостоятельно выбрать сферы приложения сил и добиться успеха, реализовав свои потенциалы. Объединение дополнительного образования рассчитано на детей, которые проявляют устойчивый интерес к журналистике, литературе и информатике. Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением гимназического издательства. С его помощью гимназисты получат возможность развивать собственную инициативу, принимать участие в жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками предполагает непосредственное участие учащихся в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.

Подготовка издания требует вовлечение детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и верстка.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений и навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

Область обучения:

  • формирование творческих качеств личности;
  • развитие креативного мышления.

Область воспитания:

  • развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
  • формирование умения самовоспитания и самообразования;
  • создание условий для самореализации;
  • создание воспитательно-образовательной среды, формирующей потребность самосовершенствовании.

Область социализации:

  • формирование социальной активности;
  • обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности;
  • подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.

Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, обществознание, информатика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи.

Цель: создание в образовательном пространстве гимназии условий для формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей гимназистов.

Задачи

Обучающие:

  • изучение основ журналистского творчества;
  • получение знаний и умений по созданию печатного издания;
  • освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Воспитательные:

  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, развитие коммуникационных умений;
  • формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей среды;
  • формирование активной жизненной позиции.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей учащихся, их творческой индивидуальности;
  • развитие навыков установления межпредметных связей.

Познавательные:

  • развитие интереса к изучению русского языка, литературы, обществознания, компьютерных технологий;
  • изучение истории журналистики.

Практико-деятельностные:

  • развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
  • формирование практических навыков создания печатного издания.

Мотивационные:

  • создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности;

Социально-педагогические:

  • формирование профессионального интереса к журналистике;
  • развитие ученического самоуправления;
  • формирование активной созидающей личности, такого типа, который востребован современным российским обществом.

Возрастная группа. Гимназисты 16-17 л. (10-11 класс).

Особенности набора участников занятий. Свободный.

Режим занятий. Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Форма работы, используемые при планировании деятельности гимназического издательства: групповая и индивидуальная.

  1. “Круглый стол” – форма занятия, в основу его заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или решения.
  2. “Карусель” – форма занятия, на котором обучающиеся самостоятельно определяют свою роль и долю участия в выпуске газеты, “перемещаясь” с роли ответственного редактора на роль корректора, иллюстратора, автора материала.
  3. “Мозговой штурм” – форма занятия, содержащая целенаправленный ориентир обучающихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального интеллектуального напряжения участников, активного обдумывания и обсуждения вопроса.
  4. “Партнер” – форма занятия, на котором сотрудничают педагог дополнительного образования и два учащихся. Позволяет сохранить живую среду общения, эффективно расходовать время. Пары могут быть сформированы по желанию учащихся или руководителя.

Прогнозируемые результаты освоения программы

К концу первого года учащиеся должны знать:

  • Основы истории журналистики;
  • Нормы профессиональной этики журналиста;
  • Основы психологической готовности будущих журналистов;
  • Основные жанры;
  • Особенности литературной правки;
  • Терминологию газетного языка.

Уметь:

  • Выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
  • Собирать информацию из разных источников и работать с ней;
  • Различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;
  • Владеть навыками работы в работы в Word Publisher;
  • Ориентироваться в социальном пространстве;
  • Общаться, не бояться выступать перед аудиторией;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • Создавать тексты различных жанров;
  • Работать над выпуском газеты;
  • Уметь адаптироваться к определенной социальной среде.

К концу второго года учащиеся должны знать:

  • Правила и нормы газетного языка;
  • Особенности оформления газеты;
  • Этапы создания печатного издания;
  • Обязанности каждого члена редакции.

Уметь:

  1. Использовать в работе тексты различных жанров;
  2. Свободно владеть печатным словом;
  3. Редактировать записи;
  4. Верстать печатное издание в текстовом редакторе;
  5. Готовить примерный макет газеты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • Создавать тексты различных жанров, сопровождая их иллюстрациями;
  • Использовать возможности компьютера при оформлении газеты;
  • Участвовать в конкурсах на лучшую статью, газету.

Способы проверки освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будет проводиться в форме выпуска номеров журнала гимназического издательства (1 выпуск в полугодие, т.е. 2 раза в год), по результатам участия участников программы в творческих конкурсах различных уровней.

Учебно-тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсионная работа

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

1

1

Возникновение и развитие журналистики.

5

3

2

Основные понятия и жанры журналистики.

12

9

3

Профессиональная готовность журналиста к работе.

4

1

3

Литературное редактирование

8

4

4

Содержание и форма газеты.

4

1

1

2

Задачи оформления газеты.

6

3

3

Лицо газеты.

5

2

3

Оформление заголовков газеты.

5

2

3

Выделения в тексте.

4

2

2

Иллюстрации в газете.

5

3

2

Технологическая схема производства газеты.

2

1

1

Основы макетирования газеты

2

1

1

Маркетинг газеты.

1

1

1

Основы газетного дела

4

1

2

1

ИТОГО

70

35

30

5

Содержание программы

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями.

Возникновение и развитие журналистики. Возникновение журналистики в России. История развития русской журналистики. Особенности становления и назначения печатных изданий в России. Развитие западной и современной журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики.

Основные понятия и жанры журналистики. Понятие жанра в публицистике (информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры).

Профессиональная готовность журналиста к работе. Профессиональная этика журналиста. Психологическая готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати»

Литературное редактирование. Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка.  Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Чёткость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.

Содержание и форма газеты. Размерные элементы: формат, объём, колонки. Газетная полоса, газетная страница.

Задачи оформления газеты. Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. Тип подачи материала. Постоянные элементы газеты: заглавие, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).

Лицо газеты. Идейное содержание, миссия газеты. Название, логотип, девиз. Формирующие признаки газеты: территория распространения, цели и задачи распространения. Издательская марка.

Оформление заголовков газеты. Назначение заголовков. Виды заголовков. Шрифтовое их оформление. Сочетание шрифтов.

Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Эпиграф.

Выделения в тексте. Абзац. Приёмы выделений: бордюр, вводка, разрядка, рамки, линейки. Контраст. Набор в рамке.

Иллюстрации в газете. Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Портрет. Пейзаж. Фоторепортаж. Карикатура. Дружеский шарж. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

Технологическая схема производства газеты. Печатные машины в типографиях. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на компьютере.

Основы макетирования газеты. Предварительные расчёты. Составление графического материала. Макетирование на компьютере.

Маркетинг газеты. Калькуляция выпуска и тиража газеты. Реклама, её виды и возможности использования в газете.

Основы газетного дела. Практика-работа над выпуском газеты.

Учебно-методическое обеспечение программы

        Тема

Форма занятия

Методы и

приёмы

Оборудование

1 год обучения

1,2

2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Анкета «Газета—это для меня». Экскурсия в редакцию газеты

Анкетирование

Анкета, инструкция по ТБ

Возникновение и развитие журналистики

3

1

Возникновение журналистики в России. История развития русской журналистики.

Семинар

Словесные, наглядные, эвристическая беседа.

Проектор, экран

4

1

Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России

Семинар

Анализ, обобщение, сравнение.

Проектор, экран

5

1

Развитие западной и современной журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики.

Лекция

Анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий.

Проектор, экран

6,7

2

Практическая работа по теме (Подбор тем для газеты, анализ материалов периодических печатных изданий).

Круглый стол

Проект

Компьютер, сканер, принтер

Основные понятия и жанры журналистики

8

1

Понятие жанра в публицистике, виды жанров

Лекция

Словесные, наглядные, эвристическая беседа

Памятки для обучающихся

Проектор, экран

9

1

Особенности написания разных жанров

Семинар

Словесные, наглядные, эвристическая беседа

Проектор, экран.

Мультимедийное приложение к учебнику «Русский язык»

10

1

Информационно-публицистические жанры (заметка, зарисовка)

Лабораторная  работа

Анализ газетного материала

Инструктивные карточки (план работы группы)

11

1

Интервью и интервьюирование

Деловая

 игра

Имитационная игра

12

1

Аналитические жанры

Лабораторная  работа

Анализ газетного материала

Инструктивные карточки (план работы группы)

13

1

Статья (проблемная, обобщающая)

Лабораторная  работа

Анализ газетного материала

Инструктивные карточки (план работы группы)

Мультимедийное приложение к учебнику «Русский язык»

14

1

Художественно-публицистические жанры

Лабораторная  работа

Анализ газетного материала

Инструктивные карточки (план работы группы)

15

1

Очерк (сюжетный, описательный)

Лабораторная  работа

Анализ газетного материала

Инструктивные карточки (план работы группы)

Мультимедийное приложение к учебнику «Русский язык»

16

1

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основные понятия и жанры публицистики»

Практикум

Словесные наглядные

Проектор, экран

17-19

3

Практическая работа по теме (Составление текста определённого жанра)

Работа над выпуском газеты

Проект

(индивидуально-групповая работа)

Компьютер.

Профессиональная готовность журналиста к работе

20

1

Профессиональная этика журналиста. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати»

Семинар

Словесные, наглядные, эвристическая беседа, анализ и обобщение правовых документов

Закон РФ «О печати»

21-23

3

Психологическая подготовка и готовность к работе

Тренинг

Психологические игры

Литературное редактирование

24

1

Основные цели редактирования. Виды редактирования

Лекция

Словесные наглядные, эвристическая беседа

Проектор, экран

25

1

Требования к редактированию

Лабораторная  работа

Анализ газетного материала

Инструктивные карточки (план работы группы)

26

1

Техника литературного редактирования

Практикум

Словесные, наглядные,

Дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся

27

1

Повторительно-обобщающее повторение по теме « Литературное редактирование»

Викторина

Групповая работа

Карточки с заданиями

28-31

4

Практическая работа по теме (выпуск газеты)

Мозговой штурм

Проект

(индивидуально-групповая работа)

Компьютер, принтер

Содержание и форма газеты

32

1

Размерные элементы: формат, объём, колонки.

Лекция

Словесные наглядные, эвристическая беседа

Проектор, экран

33

1

Виды форматов газет, газетная полоса, газетная страница

Практикум

Словесные, наглядные

дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся

34-35

2

Экскурсия

Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналистами

2 год обучения

Задачи оформления газеты

1

1

Восприятие материала. Руководство вниманием читателя

Лекция

Словесные наглядные, эвристическая беседа

2

1

Тип подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный

Лабораторная  работа

Анализ и обобщение материалов периодических печатных изданий

Российские и зарубежные журналы и газеты

3

1

Постоянные элементы газеты

Практикум

Исследование (работа с наглядными материалами)

Российские и зарубежные журналы и газеты

4,6

3

Практическая работа (выпуск газеты)

Мозговой штурм

Проект

(индивидуально-групповая работа)

Компьютер, сканер, принтер

Лицо газеты

7

1

Идейное содержание, миссия газеты.

Семинар

Словесные,  наглядные

8

1

Формирующие признаки газеты: территория распространения, цели и задачи распространения

Лекция

Словесные, наглядные, эвристическая беседа

9-11

3

Практическая работа

(выпуск газеты)

Карусель

Проект

(индивидуально-групповая работа)

Компьютер, сканер, принтер

Оформление газеты

12

1

Назначение заголовков. Виды заголовков. Шрифтовое их оформление. Сочетание шрифтов.

Лекция

Словесные,  наглядные, эвристическая беседа

Иллюстративно-наглядные задания

13

1

Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Эпиграф.

Практикум

Исследование (работа с наглядными материалами)

Российские и зарубежные журналы и газеты

14-16

3

Практическая работа (выпуск газеты)

Карусель

Проект

(индивидуально-групповая работа)

Компьютер, сканер, принтер

Выделения в тексте

17

1

Виды и типы выделений в газетных текстах. Абзац. Фразы. Пробельный материал

Семинар

Словесные, наглядные

Российские и зарубежные журналы и газеты

18

1

Приёмы выделения. Возможности вариации шрифтов

Практикум

Исследование (работа с наглядными материалами)

Российские и зарубежные журналы и газеты

19-20

2

Практическая работа (выпуск газеты)

Партнёр

Проект

(индивидуально-групповая работа)

Компьютер, сканер, принтер

Иллюстрации в газете

21

1

Задачи газетной иллюстрации

Семинар

Словесные, наглядные

22

1

Искусство иллюстрации

Лабораторная работа

Исследование (работа с наглядными материалами)

Российские и зарубежные журналы и газеты

23

1

Виды иллюстраций

Практикум

Творческая работа

Компьютер

24,25

2

Практическая работа (выпуск газеты)

Карусель

Проект

(индивидуально-групповая работа)

Компьютер, сканер, принтер

Технологическая схема производства

Лекция

Словесные наглядные, эвристическая беседа

Проектор, экран

26

1

Печатные машины в типографиях. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на компьютере.

Лекция

Словесные наглядные, эвристическая беседа.

Компьютер

27

1

Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на компьютере.

Практикум

Практическая

работа

Компьютер

Основы макетирования газеты

28

1

Составление графического материала. Приёмы макетирования. Макетирование на компьютере.

Практикум

Индивидуально-групповая работа

Компьютер,

29

1

Практическая работа (Макетирование на компьютере)

Практикум

Индивидуально-групповая работа

Компьютер, сканер, принтер

Маркетинг газеты

30-31

2

Калькуляция выпуска и тиража газеты. Реклама, её виды и возможности использования в газете. Выход в город

Практикум.

Анализ рекламной продукции г.Надыма

Индивидуально-групповая работа

Основы газетного дела

32

1

Повторение теоретического материала

Практикум

Тесты, дидактические игры, викторина.

33-34

2

Практическая работа. Конкурс на лучшую газету.

Мозговой штурм

Проект

(индивидуально-групповая работа)

Компьютер, сканер, принтер

35

1

Экскурсия. Рекомендация лучших работ для публикации в газете.

Экскурсия в редакцию газеты, встреча с журналистами

Содержание программы внеурочной деятельности реализуется с помощью следующего дидактического обеспечения:

Для учащихся и родителей:

  • Азбука журналистики Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авт.: О.И.Лепилкина и др. М. Вентана-Граф, 2006.
  • Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой.

Массмедиа. СПб., 1999.

Для педагога:

  • Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. Ростов н/Д., 1999.
  • Засурский Я. Н. Язык третьего тысячелетия // Журналистика и культура русской речи. 2002. №1.
  • Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров /Статья/. М., 1999
  • Лихачев Д. С. Самая большая ценность народа// Журналистика и культура

русской речи. 2002. М1.

  • Сковородников А. П., КопнинаГ.А. Выразительные средства языка газетной публицистики // Журналистика и культура русской речи. 2004. М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....