конспект урока и презентация "Подготовка к сочинению-рассуждению.15.3
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Черных Татьяна Анатольевна

Содержит конспект урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.64 КБ
Файл urok.pptx567.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  «Подготовка к сочинению-рассуждению 15.3»

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

ХОД УРОКА

  1. Приветствие.

Добрый день. Рада приветствовать вас, гимназисты, и вас, уважаемые гости. Я рада, что урок провожу именно с вами. Надеюсь и желаю, что работа будет продуктивной и плодотворной.

  1. Деление на группы (по временам года -4 группы)

  1. Что  же мы сегодня будем делать, ваши предложения: готовиться к ОГЭ или смотреть мульфильм и обсуждать его?

  1. Просмотр фильма (07.34)

  1. СЛАЙД 2. Обсуждение фильма.  Мы посмотрели Бала́нс (нем. «Balance») — немецкий кукольный мультипликационный фильм Кристофа и Вольфганга Лауэнштайн 1989 года. Обладатель премии «Оскар» в номинации «лучший анимационный короткометражный фильм».

Что же в ящике? Вообще, что такое ящик как символ, если все хотят им обладать, иметь его у себя? (возможно, богатство или счастье как некая ценность. Кто-то становится обладателем , а кто-то начинает завидовать и стремится сделать так, чтобы оно принадлежало ему)

А какая конструкция должна быть на доске, чтобы они все вместе смогли обладать этой ценностью или хотя бы ее кусочком? (Они должны были пригнать этот ящик в центр. Кстати, с этого и начинался фильм: они все стояли в центре и расходились)

Что же им помешало все-таки это сделать? (жадность, эгоизм, желание иметь не кусочек ценности, а всю ценность полностью и только у себя одного. И сразу же начинается конфликт: невзирая на способы, все идут к этой цели)

Вы совершенно правильно поняли , что хотели сказать авторы фильма. Анимация показывает, как большая платформа, на которой располагаются главные герои, не позволяет им быть эгоистами, каждый должен думать об остальных, чтобы удерживался баланс.
Этот баланс позволяет быть всем «на плаву», в одинаковых условиях. Однако в один момент все изменяется, баланс нарушается посторонним предметом, секрет которого не смог разгадать никто.
В мультфильме показана взаимосвязь людей между собой, их зависимость друг от друга.

Могли ли вы назвать исторические или литературные параллели, ассоциации того, как похожие ситуации происходили в художественных произведениях или в реальной жизни: некое стремление к владению общим счастьем (богатством). И когда оно достигается, вдруг начинается конфликт или, хуже того, война. А в итоге : не доставайся же ты никому? (междуусобицы, Лебедь, Рак и Щука, Притча о Вавилонской башне и т.д)

В этой ситуации, которая изображена на экране, он может все-таки получить этот заветный сундук? Неужели можно отказаться, когда цель (счастье) так близко и ты будешь единственным его обладателем? (подпрыгнуть и т.д.)

Это победа для него или поражение: данная ситуация? (на каждом этапе борьбы он думал, что является победителем. В итоге: из череды таких наглых, хамских побед не складывается полноценного счастья)

И все-таки возможен ли другой исход данной ситуации? При каких условиях это бы произошло? (Каждый для себя сделал бы выбор, нравственный : обладание тем, что есть в сундуке, или жизнь соратников по платформе)

Назовите примеры из художественной литературы, когда нравственный выбор одного человека спасал жизнь другого?

Нравственного выбора

В. Кондратьев «Сашка»

Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.

В. Гюго «Отверженные»

Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив любимую Козетту Мариусу и добровольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью.

В. Быков «Обелиск»

Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам.

Уроки французского

В. Быков «Сотников»

Во время войны, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Фильм без звука; а какую бы поставили надпись на последний кадр фильма?

Данную надпись пишу на доске как тему урока

Итак, как вы уже поняли тема нашего урока

Слайд 3 Тема:  «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 )».

Запись в тетрадь темы урока

СЛАЙД 4. Цель формирование  навыков написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Ежедневно мы сталкиваемся с различными ситуациями. И нередко нам приходится делать свой выбор того, как поступить и что предпочесть. В некоторых случаях от принятого человеком решения может зависеть не только собственное разочарование или удовлетворение, но и чья-либо жизнь.

Слайд 5. Нравственный выбор

Перед выбором человек может оказаться совершенно в любой жизненной ситуации.

Давайте прочитаем текст Анатолия Алексина.

Чтение текста

Какая проблема затрагивается в этом тексте?

 Кто из героев делает свой нравственный выбор?

Написать сочинение по группам.

Набор сочинения учениками

Проверка сочинения по критериям

ДОМ задание



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Видеозапись анимационного фильма «Баланс»

Слайд 3

Тема урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( выполнение задания 15.3 )»

Слайд 4

Цель урока Ф ормирование навыков написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Слайд 5

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР- выбор человека, который зависит от него самого, от жизненных обстоятельств или общественного мнения. На каждом шагу мы принимаем решения, прислушиваясь к своему внутреннему голосу.

Слайд 6

Задание 15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 7

15.3. Композиция сочинения

Слайд 8

15.3

Слайд 9

Задание 15.3. Критерии оценивания № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы С 3 К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его 1 Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0

Слайд 10

Задание 15.3. Критерии оценивания С 3 К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2 Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Продолжаем формировать банк аргументов. Подумать, какие примеры из произведений художественной литературы показывают нравственный выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения- рассуждения" (9класс)

Урок - практикум. «Подготовка к  написанию сочинения - рассуждения. Проблема, авторская позиция и собственное мнение, аргументы по проблеме публицистического текста» Цель урока:подготовить у...

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения  Цели:закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;развивать  умения комментировать проблему, определят...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...

Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...