Элективный курс для учащихся 9 класса "Русская орфография: просто о сложном"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Правосуд Наталья Анатольевна

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков   грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классы). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №90» г.Северска

 

 

Утверждена
Методическим Советом школы
«___» ______________ 200__ г.

Председатель ШМС _________

Глушенкова А.В.


Директор школы:
___________________________
Харламова И.Э.
М.П.

Рассмотрена на заседании МО
учителей русского языка и литературы
Протокол № ____
от «___» _________________ 200__ г.
Руководитель МО:
_________________________________
Л.И. Березовская

                                                                           

Элективный курс

"Русская орфография: просто о сложном".

для учащихся  IX класса

(1ч в неделю, всего 17 часов: на одно полугодие)

 

                                                                                             

Составитель: Правосуд Н.А.

учитель русского языка и литературы

2013

Пояснительная записка.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков   грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классы). 

Актуальность курса.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Определяющим являются  не только формирование коммуникативных умений, но и  приобретение учащимися знаний, закрепление орфографических и пунктуационных правил,  способность соблюдать языковые нормы на письме.

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

        Учащиеся, обладающие хорошими знаниями русской орфографии и пунктуации, доступнее излагают информацию,  легче ориентируются в  текстах,  готовы поддержать беседу. Именно поэтому так важно помочь учащимся закрепить и углубить  знания по предмету.

 

Данный элективный курс открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования, ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку для успешного освоения программы старшей школы.

 Курс предметно ориентирован, способствует практической подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.     Программа составлена на основе Государственного стандарта  по русскому языку.    

Новизна.

 Основным фактором при построении программы является принцип написания слов. Некоторая доля научности должна обеспечить условия для усвоения трудных вопросов орфографии. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а комментируются и анализируются «трудные места» русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. При анализе трудных случаев особое внимание уделяется этимологии слов, основным принципам орфографии.

Курс рассчитан на 17 ч (1ч в неделю).

 Цель  курса – систематизировать знания учащихся об основных разделах русского языка, прокомментировать ряд орфографических правил, расширяя, углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее, для  выработки навыков осознанного грамотного письма; применять знания, умения на практике, развивать творческие способности, познавательную активность, расширять словарный запас учащихся, повышать речевую культуру.  Основной упор – отработка трудных случаев правописания, профилактика ошибок.

 Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:

  • максимально эффективно подготовиться к сдаче экзамена за курс основной школы;
  • увеличивать словарный запас, расширять круг используемых грамматических средств языка;

• формирование навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

• развитие и совершенствование информационных умений и навыков, готовности к осознанному выбору профиля обучения, интереса к родному языку;

• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;

• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;

• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала)
  • тренировочные упражнения,
  • индивидуальная, самостоятельная  работа;
  • составление схем, алгоритмов, памяток;
  • работа в парах;
  • практикум,
  • работа со словарями;
  • анализ тестовых заданий.

Прогнозируемый результат.

Программа данного курса предусматривает систематизацию умений и навыков в процессе расширения лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний  грамматики языка, умение учащихся пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; владение коммуникативными навыками (рассуждения, логическое построение ответа).

 В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять контроль, самоконтроль и самоанализ;
  • Составлять план, таблицы, схемы;
  • Уметь работать со словарями и справочной литературой;
  • Уметь систематизировать полученные знания;
  • Уметь применять на практике теоретические знания.

В ходе изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • Системность языка, взаимосвязь его единиц;
  • Языковые нормы, их функции;
  • Взаимосвязь фактов языка и истории.

Формы контроля и методы оценки  знаний, умений и навыков учащихся: 

  • Тестирование (вводное и промежуточное)
  • Зачёт;
  • контрольный итоговый срез. 

Учащийся получает «зачет» при условии выполнения всех проверочных, тестовых работ.  В конце каждого занятия учащиеся получают домашние задания по рабочим тетрадям, которые проверяются учителем выборочно. На первом занятии учитель дает комментарии по форме и критериям оценивания, заводится лист контроля с указанием количесва выполненных работ.

Критерий оценки.

Работа учащихся оценивается следующим образом:

  • Зачет
  • Незачет

Итоговая оценка складывается из всех текущих оценок.

Лист контроля.

Название темы.

Количество заданий.

Максимальный балл

Набранные баллы

Оценка

Фонетика.

Морфемика

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Основные вопросы правописания.

1

2.

Особенности русской орфографии.

1

3.

Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Варианты формулировок правил.

1

4.

Трудные случаи правописания существительных.

1

5

Трудные случаи правописания прилагательных.

2

6

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием существительных и прилагательных.

1

7

Трудности употребления строчных и прописных букв.

1

8

Трудные случаи правописания глаголов.

1

9-10

Правописание одного и двух «н» в словах.

2

11

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений.

1

12

Слитное и раздельное написание НЕ со словами. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

1

13

Различение НЕ и НИ в местоимениях и местоименных наречиях.

1

14

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. Трудные случаи написания НЕ и НИ.

1

15

Трудности правописания служебных частей речи.

1

16

Различение  служебных частей речи и соотносительных с ними самостоятельных частей речи.

1

17

Контрольная работа (тестирование). Отработка практических умений и навыков.

1

Итого 17ч

Содержание и формы организации курса.

 Тема 1.

Основные вопросы правописания.

Теоретическая часть. Краткие сведения из истории русской орфографии. Понятия «орфограмма», «правописание». Правописание гласных и согласных в корнях слов. Орфоэпия. Основные произносительные нормы и их отражение в орфоэпических словарях. Правильное произношение слов.

Практическое занятие. Транскрипция. Работа с орфоэпическим словарем. Выполнение упражнений.

Тема 2.

Особенности  русской графики.

Теоретическая часть. Соотношение между русской фонетикой и графикой. Основные орфографические правила. Варианты формулировок. Позиционные чередования гласных и согласных. Чередование гласных в корнях слов. «Оглушение», «озвончение», «смягчение» согласных звуков.

 Практическое занятие. Выполнение упражнений. Составление алгоритма, таблицы.  Функция  мягкого знака на письме и речи.

Тема 3.

Употребление букв «е» и «э» в иноязычных словах. Выбор гласных О и Е после шипящих и «ц» в корнях, суффиксах и окончаниях слов.

Теоретическая часть. Формулировка правил правописания гласных после шипящих и «Ц». Составление таблицы-подсказки.

Практическое занятие. Выполнение упражнений. Практикум. Тест на эрудицию (вставить пропущенные «е» или «э», объяснить значение иноязычных слов). Взаимопроверка.

Тема 4.

Трудные случаи правописания существительных.

Теоретическая часть. Правописание окончаний существительных на –ий, -ие/ье, -ия/ья. Правописание окончаний существительных на –ья, -ие, -ье, -ня в родительном падеже множественного числа. Трудные случаи образования форм родительного падежа множественного числа.

Практическое занятие. Составление таблицы-правила. Практикум, тест на эрудицию.

Тема 5

Трудные случаи правописания прилагательных.

Теоретическая часть. Правописание безударных окончаний прилагательных в косвенных падежах (различение окончаний –ую (-юю) в винительном падеже и –ою(-ею) в творительном падеже; правописание Ь в притяжательных прилагательных).  Правописание суффиксов –ов-(-ев)-, -оват-(-еват-), -евит-; -оньк-/-еньк-.

Практическое занятие. Выполнение упражнений.

Тема 6

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием существительных и прилагательных.

Теоретическая часть. Общие правила слитных, дефисных и раздельных написаний. Правописание сложных существительных, существительных с корнем пол-, полу-. Правописание сложных прилагательных, образованных от сложных существительных, и прилагательных терминологического употребления.

Практическое занятие.  Выполнение упражнений.

Тема 7

Трудности употребления строчных и прописных букв.

Теоретическая часть. Собственные именования лиц, географические и административные названия, астрономические наименования, исторические события, официальные названия высших государственных, правительственных, судебных органов, названия орденов, знаков отличия, названия организаций. Аббревиатуры, сложносокращенные слова. Употребление прописных букв в названиях, начинающихся с прилагательных.  Случаи стилистического использования прописных букв.

           Практическое занятие. Выполнение упражнений. Тестирование.

Тема 8.

Трудные случаи правописания глаголов.

          Теоретическая часть. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов –ова- (-ева-) и –ива- (-ыва-). Суффиксы –е- и –и- в глаголах с приставкой о-, обез- (обес-).

          Практическое занятие. Выполнение упражнений. Тест на эрудицию.

Тема 9-10

 Правописание одного и двух «н» в словах.

           Теоретическая часть. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, в отглагольных прилагательных  и причастиях, в кратких прилагательных и причастиях.

Практическое занятие.Составление правила-алгоритма. Выполнение упражнений. Правописание одного и двух «н» в словах. Тест на эрудицию (вставить пропущенную букву, выделить корень и суффикс (н или нн). Самопроверка. Зачет.

Тема 11

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений.

Теоретическая часть. Основные правила слитого и дефисного написания наречий. Отличие наречий от сходных именных форм с предлогами.

Практическое занятие.  Составление таблицы-правила. Выполнение упражнений.

Тема 12

Слитное и раздельное написание НЕ со словами. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

Теоретическая часть.  Слитное и раздельное написание НЕ с формами на «-мый». Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О.

       Практическое занятие. Выполнение упражнений.

 Тема 13

Различение НЕ и НИ в местоимениях и местоименных наречиях.

Теоретическая часть. Различение НЕ и НИ в местоимениях и местоименных наречиях. Трудные случаи написания НЕ и НИ.

Практическое занятие.  Выполнение упражнений.

Тема 14

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. Трудные случаи написания частиц НЕ и НИ.

            Теоретическая часть. Различение частиц НЕ и НИ. Трудные случаи написания частиц НЕ и НИ.

            Практическое занятие. Выполнение упражнение, составление схемы, тестирование. Тест на эрудицию.

Тема 15

Трудности правописания служебных частей речи. 

Теоретическая часть.  Основные отличительные признаки самостоятельных частей речи и служебных. Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав предлогов и морфологическая характеристика союзов.

Практическое занятие. Выполнение упражнений. Тест. Самопроверка.

Тема 16 

Различение  служебных частей речи и соотносительных с ними самостоятельных частей речи.

Теоретическая часть. Смешение самостоятельных и служебных частей речи.

          Практическое занятие. Выполнение упражнений. Составление предложений по аналогии. Взаимопроверка.

Тема 17

Контрольная работа (тестирование). Отработка практических умений и навыков.

Практическое занятие. Выполнение упражнений. Итоговое тестирование или контрольная работа (по выбору).

Методические рекомендации по изучению данного курса.

Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определенного уровня интеллектуального развития и систематизация учебного материала – слишком сложный для них вид деятельности, не дает возможности осознанно понять и усвоить сущность разных типов орфограмм в определенной системе. Кроме того, традиционная программа, разноуровневость класса не позволяют изложить трудные вопросы орфографии на достаточном уровне. В результате при работе с целостным текстом учащиеся не дают желаемых результатов. Задача данного курса – устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить грамотность.

 Курс рассчитан на 17 ч.

Изложение трудных вопросов орфографии предлагается вести по разделам (темам) и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии. Курс имеет практическую направленность. Работа над вопросами теории – необходимое звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения полученных сведений в практической деятельности. Поэтому для изучения теоретической информации предлагаются лекции-беседы.

В результате работы, организованной преимущественно как лекционно-практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, приведя их в определенную систему, определить место правила  в общей системе, расширить представление о возможностях слова, отработать ряд основополагающих теоретических понятий. Учащиеся, посетившие данный курс, должны повысить свою грамотность. Решить эту задачу помогут предлагаемые формы работы:  тестирование и анализ тестов, самоконтроль, самоанализ.

В ходе работы предлагается использовать традиционные учебные пособия), которые имеются в школьной библиотеке. Большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Для подтверждения успешности в будущем профильном обучении предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома, организуется по традиционным учебникам, заданиям индивидуального и дифференцированного характера.

По завершении курса уровень обученности учащихся проверяется тестовой итоговой работой или итоговой контрольной работой (по выбору учащихся).

Литература для учителя.

  1. Березина С.Н. Русский язык в схемах и таблицах. Москва, 2010.
  2. Вы сомневаетесь? Алгоритмы и таблицы по русскому языку. Челябинск, «Металл», 1993.
  3. Орфографический словарь для школьников. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
  4. Орфоэпический словарь для школьника. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
  5. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. М, 1994г.
  6. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование  1986 
  7. Русский язык. Сборник тестов для проведения экзамена за курс основной школы. М, Дрофа, 2010.
  8. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов. Серия «Домашний репетитор». М, «Айрис-Пресс», 2010.
  9. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Серия «Домашний репетитор». М, «Айрис-Пресс», 2010..
  10. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984

Литература для учащихся.

  1. Березина С.Н. Русский язык в схемах и таблицах. Москва, 2010.
  2. Орфографический словарь для школьников. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
  3. Орфоэпический словарь для школьника. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
  4. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование  1986 
  5. Русский язык. Сборник тестов для проведения экзамена за курс основной школы. М, Дрофа, 2010.
  6. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Серия «Домашний репетитор». М, «Айрис-Пресс», 2010..