Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Определённо - личные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

В ходе урока урока учащиеся совершенствуют умение различать двусоставные и односоставные предложения, знакомятся с понятием определённо - личное предложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе «Определенно-личные предложения»

Цели урока:  

Обучающая:

  • Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
  • Дать понятие определенно-личных предложений;
  • Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

Развивающая:

  • Развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

Воспитательная:

  • Прививать любовь к русскому языку;

Ход урока

  1. Оргмомент

Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Нам известна крылатая фраза: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"

-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

Давайте сегодняшний урок проведем под девизом: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность"

Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

2. Актуализация знаний.

- Проведем зарядку для мышления, освежим знания, которые нам потребуются на уроке.

Игра «Вопрос-ответ».

1.Назовите местоимения 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы)

2.Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? (односоставными)

3. Является ли обращение членом предложения? (нет)

4. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (лицам, числам)

5. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание? (художественного)

6. Какие наклонения имеет глагол? (изъявительное, повелительное, условное)

7. Можно ли у глагола радовался определить лицо? (нет, потому что это прошедшее время, а лицо можно определить только у настоящего и будущего времени)

3. Анализ предложений.

Проанализируйте пары предложений. Что в них общего и что различного?

Я позвоню тебе вечером. – Позвоню вечером.

Мы сходим завтра в кино? – Сходим завтра в кино?

(Двусоставные – односоставные)

Меняется ли структура предложений? (Да)

Меняется ли смысл предложений? (Нет).

«Это интересно»: Предложения или части предложения, близкие по значению, но различающиеся по своему строению – называются синтаксическими синонимами.

4. Проблемная ситуация.

К нам пришло письмо с просьбой о помощи

-Посмотрите на слайд: 

Ученику 11 класса на экзамене дали такое задание: среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.

1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки 
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья 
3) Каждый звук и шорох слышу я 
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве 

Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание? (Знать определение односоставных предложений и определенно-личных предложений)

Мы можем сейчас помочь ученику? (нет) Почему?

- Какова тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Определенно-личные предложения» (запись в тетради)

Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок?
1. Дать понятие определенно-личных предложений. (Вывешиваем на доску)
2. Научиться находить определенно-личные предложения. (Вывешиваем на доску)

5.Новые знания (К доске…) письменно заполнение таблицы

Дать понятие определенно-личным предложениям вы постараетесь сами после анализа записанных предложений.

Предложение

(подчеркнуть грамматическую основу)

Сказуемое

Наклонение глагола

Лицо глагола

Число глагола

Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин)

изъявительное

1 лицо

Ед. ч

Закрой глаза, прислушайся. (Ю. Яковлев)

повелительное

2 лицо

Ед. ч

Едем бором, черными лесами (И. Бунин)

изъявительное

1 лицо

Мн.ч

Дополнительные вопросы: ответы на какие вопросы в начале урока помогли в практической работе? (Назовите местоимения 1 и 2 лица (я, мы) Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? Является ли обращение членом предложения? Какие наклонения имеет глагол?)

Что обозначают сказуемые в предложениях? (Действие определенного лица)

Чем выражены сказуемые в предложениях? (Глаголами в форме повелительного или изъявительного наклонения, 1 или 2 лица, единственного или множественного лица)

Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается……

Можно ли считать данное нами определение научным? (Нет)

С.92 учебника читаем правило. Сравнить со своим.

На доску опорные слова из правила: Определенно-личные предложения

                                                односоставные

                                                главный член – сказуемое

                                                изъявительное наклонение

повелительное наклонение

1 лицо    2 лицо

С первой поставленной задачей справились. Как решить на уроке вторую задачу?

6. Первичное усвоение знаний.

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в семь часов утра. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В восемь часов я иду в школу.

Всё ли вам нравится в данном тексте. (Повторяется я)

- Перестройте предложения в определенно-личные.

Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я»)

Пришли к такому же выводу, что и М. Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

7. Работа с текстом  лабораторной работы по физике.

- Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите, чем выражен главный член предложения.

Укрепим (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч)  теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) её по другую сторону стекла.

Передвигая вторую свечу, найдём (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой. Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч), что эти расстояния одинаковые.

Дополнительные вопросы: найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Индивидуальные карточки для работы сильным учащимся.

Карточка 1

Опишите свои действия при решении уравнения 4 (х + 6) =88, используя определенно - личные предложения.

Определите стиль.

Карточка 2

Составьте текст на тему «Забота о птицах в зимний период»» с использованием определенно - личных предложений. Определите его стиль.

8. Итог урока.

А теперь давайте вернемся к письму с просьбой.  

  1. Соловьиное эхо несется с блестящей реки 
    2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья 
    3) Каждый звук и шорох слышу я 
    4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве

Где же нам пригодятся полученные на уроке знания

9. Домашнее задание.

ВСЕМ:

  1. Упр.143 или 144 (на выбор)

ПО   ЖЕЛАНИЮ (на отметку): выписать из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» действие 2, явление 1 односоставные предложения, определенно-личные разобрать.

10. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

  1. Я понял новую тему…
  2. У меня вызвало затруднение на уроке…
  3. У меня хорошо получилось на уроке…