Практикум по лингвистике
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему
Электив по русскому языку для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_praktikum_._10_klass.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 78»
Принята Утверждена Утверждена
педагогическим советом Управляющим советом приказом от _______ 2016 № __
Протокол от _____ 2016 № ___ Протокол от ______ 2016 № ___
Рабочая образовательная программа
элективного курса по русскому языку
«Практикум по лингвистике»
для 10 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Правосуд Н.А.
ЗАТО Северск
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой.
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. Важнейшим направлением в формировании умений и навыков грамотного письма становится систематизация и обобщение знаний в области орфографии, синтаксических единиц, пунктуационных норм.
Цели и задачи курса.
Основная цель курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи, в обеспечении планомерной подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- развитие и совершенствование умений
- владеть основными нормами русского литературного языка,
- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма,
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- формирование навыков
- многоаспектного языкового анализа речевого высказывания,
- самостоятельной учебной деятельности,
- речевого самосовершенствования;
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.
Общая характеристика курса
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение орфографии, синтаксиса и пунктуации и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Данные разделы отрабатываются на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В.
Особенности методики:
- формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная),
- проблемное изложение материала,
- подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов,
- применение компьютерных технологий,
- самостоятельное освоение теоретического материала,
- контроль и самоконтроль.
Место учебного курса в учебном плане
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 классов.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса по русскому языку
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- основные особенности функциональных стилей;
уметь:
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Содержание программы
Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов.
Единый государственный экзамен как форма итогового контроля. Кодификатор – структурированное содержание предмета. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа А, В и С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.
Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).
Общие сведения о языке.
Язык и речь. Функциональные стили речи. Понятие литературного языка. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в
15-17 в.в.; период выработки норм русского национального языка. Понятие нормы и её изменчивости.
Фонетический принцип русской орфографии.
Характеристика звуков русской речи. Фонетика: принцип буквенной орфографии
Блоковая подача орфографии. Правописание падежных и родовых окончаний. Употребление буквы Ь. Чередование гласных в корне. Безударные гласные в корне. Правописание непроизносимых согласных. Правописание приставок.
Орфоэпические нормы.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Задания в формате ЕГЭ (часть А).
Морфологические правила и нормы.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Трудные случаи (местоимения, союзы, предлоги, частицы). Задания в формате ЕГЭ (части А, В).
Нормы употребления частей речи.
Блок 1. Именительный и родительный падежи существительных множественного числа.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Слитное и раздельное написание служебных и знаменательных частей речи.
Блок 7. Разряды местоимений.
Блок 8. Союзы сочинительные и подчинительные.
Блок 9. Прилагательные в сравнительной степени.
Способы словообразования.
Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. Словообразовательная цепочка. Трудные случаи словообразования. Задания в формате ЕГЭ.
Лексические нормы.
Лексическое значение слова. Нормы сочетаемости. Паронимы и их использование в речи. Задания в формате ЕГЭ.
Фразеологизм и его признаки.
Фразеологический словарь. Задания в формате ЕГЭ.
Синтаксические нормы.
Построение предложений с деепричастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.
Синтаксические нормы.
Нормы управления и согласования. Задания в формате ЕГЭ.
Синтаксис.
Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание).
Простое односоставное предложение.
Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Задания в формате ЕГЭ.
Принципы и функции пунктуации.
Смысловая роль знаков препинания. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ.
Знаки препинания.
Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Задания в формате ЕГЭ.
Знаки препинания
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Задания в формате ЕГЭ.
Знаки препинания
Знаки препинания при однородных членах предложения. Задания в формате ЕГЭ.
Трудные случаи пунктуации.
Тире в простом и бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.
Трудные случаи пунктуации.
Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.
Знаки препинания
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Границы между главным и придаточным предложениями. Задания в формате ЕГЭ.
Трудные случаи пунктуации.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания в формате ЕГЭ.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Задания в формате ЕГЭ.
Замена придаточной части С П П.
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.
Цитирование.
Виды цитирования. Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Авторское употребление знаков препинания. Стилистические синонимы. Предложения с косвенной речью. Задания в формате ЕГЭ.
Изобразительно-выразительные средства языка
Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.). Задания в формате ЕГЭ.
Работа с текстом.
Выявление средств выразительности. Задания в формате ЕГЭ (часть В и С).
Контроль знаний.
Тест.
Работа с текстом.
Абзацы. Структурирование текста (жанр эссе).
Работа с текстом.
Анализ и редактирование сочинения. Приемы редактирования.
Контроль знаний.
Работа с текстом. Написание рецензии.
Работа с текстом.
Анализ сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
Календарно - тематическое планирование курса по русскому языку в 10 класс.
№ п/п | Разделы, темы программы |
1 | Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов |
2 | Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов. |
3 | Общие сведения о языке. |
4 | Фонетический принцип русской орфографии |
5 | Орфоэпические нормы. |
6 | Морфологические нормы. |
7 | Способы словообразования |
8 | Лексические нормы. Паронимы. Лексическое значение слова. |
9 | Фразеологизм и его признаки. |
10 | Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом. |
11 | Синтаксические нормы. Нормы управления и согласования. |
12 | Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. |
13 | Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И. |
14 | Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. |
15 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. |
16 | Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами. |
17 | Тире в простом и бессоюзном предложениях. |
18 | Двоеточие в бессоюзном предложении. |
19 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. |
20 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. |
21,22 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). |
23 | Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. |
24 | Цитирование. |
25 | Изобразительно-выразительные средства языка. |
26 | Текст. Средства выразительности. |
27,28 | Решение тестового задания ЕГЭ. |
29 | Работа с текстом. Выделение проблем. |
30 | Структура рецензии. |
31. | Виды аргументов. |
32,33 | Написание рецензии. |
34,35 | Анализ рецензий. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список основной литературы для учителя:
- О.Ф.Вакурова, С.И.Львова, И.П.Цыбулько «Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык». - М.: Дрофа, 2004.
- И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс» - М.: ВАКО, 2003.
- Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарева «Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс».- М.: ВАКО, 2004.
- А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы» - М.: Просвещение, 2000.
- В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11классы». - М.: Дрофа, 2002.
- В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова «Единый государственный экзамен. Русский язык». - М.: Просвещение, 2003.
- Г.Т.Егораева «Русский язык. Выполнение части 3 (С)». - М.: Экзамен, 2005.
- Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М.: Айрис пресс, 2009.
- А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2008. Русский язык». - М.: АСТ.Астрель, 2007.
- Л.И.Пучкова «ЕГЭ. Типовые тестовые задания». - М.: Экзамен, 2008.
- А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2009. Русский язык». - М.: АСТ.Астрель, 2008.
- И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2010 г. Русский язык». - M.: АСТ.Астрель, 2009.
- С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку». - Санкт-Петербург.: Норинт, 2004.
- Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова «Русский язык. Анализ текста». - Санкт-Петербург: САГА, 2004.
- Ю.Н.Сивакова «ЕГЭ. Русский язык». - Санкт-Петербург: САГА, 2004.
Список литературы для учащихся:
- В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория» - М: Просвещение, 2002.
- А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы» - М: Просвещение, 2000.
- В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11 классы» - М: Дрофа, 2002.
- Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс, 2009.
- С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку» - Санкт-Петербург: Норинт, 2004.
- Сборники тестов контрольно измерительных материалов по ЕГЭ. (Выпуск последних лет).
Общедоступные ресурсы международной сети «Интернет»:
http://www.fipi.ru
http://www.noc.spb.edu.ru
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате успешного изучения курса:
Обучающиеся должны знать:
- алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Обучающиеся должны уметь:
- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистика. Презентация.
Изучение разделов лингвистики можно проводить с помощью составления ассоциативных схем образов....
"Язгы аҗаган"әсәренә лингвистик анализ
"Язгы аҗаган"әсәренә лингвистик анализ...
сатья "Лингвистика как база методики обучения языкам в аспекте межкультурной коммуникации"
Статья Язык - единственное средство, способное помочь нам проникнуть в скрытую от нас сферу ментальное, ибо он определяет способ членения мира в той или иной культуре. Он рассказывае...
конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...
Игра по станциям "Путешествие в лингвистику"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса....
М. Җәлилнең "Ана бәйрәме" әсәренә лингвистик анализ.
М. Җәлилнең "Ана бәйрәме" әсәренә лингвистик анализ....
Урок русского языка «Разделы лингвистики... Пунктуация». 7 класс
Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлят...