Практикум по лингвистике
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Правосуд Наталья Анатольевна

Электив по русскому языку для учащихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_praktikum_._10_klass.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 78»

 

Принята                                                    Утверждена                                         Утверждена

педагогическим советом                         Управляющим советом                       приказом от _______ 2016 № __

Протокол  от _____ 2016 № ___             Протокол от ______ 2016 № ___                       

Рабочая образовательная программа

элективного курса по русскому языку

«Практикум по лингвистике»

для       10  класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Правосуд Н.А.

ЗАТО Северск

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой.

Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. Важнейшим направлением  в формировании умений и навыков грамотного письма становится систематизация и обобщение знаний в области орфографии, синтаксических единиц, пунктуационных норм.

Цели и задачи курса.

             Основная цель курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи, в обеспечении  планомерной  подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку.

             Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • развитие и совершенствование  умений

- владеть основными нормами русского литературного языка,

- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма,  

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • формирование навыков

- многоаспектного языкового анализа речевого высказывания,

- самостоятельной учебной деятельности,

- речевого самосовершенствования;

  • воспитание  сознательного  отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.

 

Общая характеристика курса

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение  орфографии, синтаксиса и пунктуации  и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Данные разделы отрабатываются на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В.

Особенности методики:  

  • формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная),
  • проблемное изложение материала,
  • подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов,
  • применение компьютерных технологий,
  • самостоятельное освоение теоретического материала,
  • контроль и самоконтроль.

Место учебного курса в учебном плане

 Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 классов.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса по русскому языку

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны

знать / понимать

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • основные особенности функциональных стилей;

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

Содержание программы

Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов.

Единый государственный экзамен как форма итогового контроля.  Кодификатор – структурированное содержание предмета. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа  А, В и С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.

Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).

Общие сведения о языке.

Язык и речь. Функциональные стили речи. Понятие литературного языка. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в

15-17 в.в.; период выработки норм русского национального языка. Понятие нормы и её изменчивости.

Фонетический принцип русской орфографии.

Характеристика звуков русской речи. Фонетика: принцип буквенной орфографии

Блоковая подача орфографии. Правописание падежных и родовых окончаний. Употребление буквы Ь. Чередование  гласных в корне. Безударные гласные в корне. Правописание непроизносимых согласных. Правописание приставок.

Орфоэпические нормы.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Задания в формате ЕГЭ (часть А).

Морфологические правила и нормы.

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Трудные случаи (местоимения, союзы, предлоги, частицы). Задания в формате ЕГЭ (части А, В).

Нормы употребления частей речи.

Блок 1. Именительный и родительный падежи существительных множественного числа.

Блок 2.  Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Блок 3.  Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Блок 4.  Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.

Блок 5.  Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Блок 6.   Слитное и раздельное написание служебных и знаменательных частей речи.  

Блок 7.  Разряды местоимений.

Блок 8.  Союзы сочинительные и подчинительные.

Блок 9.  Прилагательные в сравнительной степени.

Способы словообразования.

Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. Словообразовательная цепочка. Трудные случаи словообразования. Задания в формате ЕГЭ.

Лексические нормы.

Лексическое значение слова. Нормы сочетаемости. Паронимы и их использование в речи. Задания в формате ЕГЭ.

Фразеологизм и его признаки.

Фразеологический словарь. Задания в формате ЕГЭ.

 Синтаксические нормы.

Построение предложений с деепричастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.

Синтаксические  нормы.

Нормы управления и согласования.  Задания в формате ЕГЭ.

Синтаксис. 

Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование,   примыкание).

Простое односоставное предложение.

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное,   безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Задания в формате ЕГЭ.

Принципы и функции пунктуации.

Смысловая роль знаков препинания. Знаки  препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ.

Знаки препинания.

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Задания в  формате ЕГЭ.

Знаки препинания 

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Задания в формате ЕГЭ.

Знаки препинания

Знаки препинания при однородных членах предложения. Задания в формате ЕГЭ.

Трудные случаи пунктуации. 

Тире в простом и бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

Трудные случаи пунктуации.

Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

Знаки препинания

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.  Границы между главным и придаточным предложениями. Задания в формате ЕГЭ.

Трудные случаи пунктуации.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

Сложноподчиненное предложение 

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Задания в формате ЕГЭ.

Замена придаточной части С П П.

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.

Цитирование. 

Виды цитирования. Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Авторское употребление знаков препинания. Стилистические синонимы. Предложения с косвенной речью. Задания в формате ЕГЭ.

Изобразительно-выразительные средства языка 

Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.). Задания в формате ЕГЭ.

Работа с текстом.

Выявление средств выразительности. Задания в формате ЕГЭ (часть В и С).

Контроль знаний.

Тест.

Работа с текстом.

Абзацы. Структурирование текста (жанр эссе).

Работа с текстом.

Анализ и редактирование сочинения. Приемы редактирования.

Контроль знаний.

Работа с текстом. Написание рецензии.

Работа с текстом.  

Анализ сочинения. Классификация речевых и грамматических  ошибок.

Календарно - тематическое  планирование курса по русскому языку в 10 класс.

№ п/п

Разделы, темы программы

1

Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов

2

Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

3

Общие сведения о языке.

4

Фонетический принцип русской орфографии

5

Орфоэпические нормы.

6

Морфологические нормы.

7

Способы словообразования

8

Лексические нормы. Паронимы. Лексическое значение слова.

9

Фразеологизм и его признаки.

10

Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом.

11

Синтаксические  нормы. Нормы управления и согласования.

12

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.

13

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.

14

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.

15

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

16

Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами.

17

Тире в простом и бессоюзном предложениях.

18

Двоеточие в бессоюзном предложении.

19

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

20

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

21,22

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное).

23

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

24

Цитирование.

25

Изобразительно-выразительные средства языка.

26

Текст. Средства выразительности.

27,28

Решение тестового задания ЕГЭ.

29

Работа с текстом. Выделение проблем.

30

Структура рецензии.

31.

Виды аргументов.

32,33

Написание рецензии.

34,35

Анализ рецензий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список основной литературы для учителя:

  1. О.Ф.Вакурова, С.И.Львова, И.П.Цыбулько «Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык». - М.: Дрофа, 2004.
  2. И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс» -  М.: ВАКО, 2003.
  3. Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарева «Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс».- М.: ВАКО, 2004.
  4. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы»  - М.: Просвещение, 2000.
  5. В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11классы». - М.: Дрофа, 2002.
  6. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова «Единый государственный экзамен. Русский язык». - М.: Просвещение, 2003.
  7. Г.Т.Егораева «Русский язык. Выполнение части 3 (С)». - М.: Экзамен, 2005.
  8. Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М.: Айрис пресс, 2009.
  9. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2008. Русский язык». - М.: АСТ.Астрель, 2007.
  10. Л.И.Пучкова «ЕГЭ. Типовые тестовые задания». -  М.: Экзамен, 2008.
  11. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2009. Русский язык». - М.: АСТ.Астрель, 2008.
  12. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2010 г. Русский язык». - M.: АСТ.Астрель, 2009.
  13. С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку». - Санкт-Петербург.: Норинт, 2004.
  14. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова «Русский язык. Анализ текста». -  Санкт-Петербург: САГА, 2004.
  15. Ю.Н.Сивакова «ЕГЭ. Русский язык». - Санкт-Петербург: САГА, 2004.

Список литературы для учащихся:

  1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория» - М: Просвещение, 2002.
  2. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы» - М: Просвещение, 2000.
  3. В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11 классы» - М: Дрофа, 2002.
  4. Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс, 2009.
  5. С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену  по русскому языку» - Санкт-Петербург: Норинт, 2004.
  6. Сборники тестов контрольно измерительных материалов по ЕГЭ. (Выпуск последних лет).

Общедоступные ресурсы международной сети «Интернет»:

http://www.fipi.ru

http://www.ege.edu.ru

http://www.noc.spb.edu.ru

Планируемые результаты изучения учебного предмета

       В результате успешного изучения курса:

Обучающиеся должны знать:

- алгоритмы выполнения тестовых заданий  ЕГЭ;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические  и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  Обучающиеся должны уметь:

- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;

- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистика. Презентация.

Изучение разделов лингвистики можно проводить с помощью составления ассоциативных схем образов....

"Язгы аҗаган"әсәренә лингвистик анализ

"Язгы аҗаган"әсәренә лингвистик анализ...

сатья "Лингвистика как база методики обучения языкам в аспекте межкультурной коммуникации"

Статья    Язык - единственное средство, способное помочь нам проникнуть в скрытую от нас сферу ментальное, ибо он определяет способ членения мира в той или иной культуре. Он рассказывае...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Игра по станциям "Путешествие в лингвистику"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса....

М. Җәлилнең "Ана бәйрәме" әсәренә лингвистик анализ.

М. Җәлилнең "Ана бәйрәме" әсәренә лингвистик анализ....

Урок русского языка «Разделы лингвистики... Пунктуация». 7 класс

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлят...