«Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Галкович  Оксана Вячеславовна

методический материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы

Галкович О.В.

Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

В процессе работы над темой была поставлена цель: 1) обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационных технологий на уроках русского языка при подготовке учащихся к ГИА; 2) освоить и внедрить новую педагогическую технологию в свою деятельность.

Предполагаемый результат: повышение качества успешного прохождения государственной итоговой аттестации в 9 классе.

Сроки реализации: 2014-2015 уч.год.

В соответствии с поставленной целью была проделана следующая работа:

- планирование и деление учебного материала по русскому языку в 9 классе;

- изучение теоретических основ применения ИКТ на уроках русского языка;

- работа с демонстрационными версиями на уроках в 9 классе;

- изучение базы контрольно-измерительных материалов для подготовки к ГИА;

- открытые уроки с использованием ИКТ;

- использование Интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам работать с

образовательными сайтами: ege.edu.ru ,fipi.ru, rustest.ru.

- организация консультаций, собеседований с учащимися 9-х классов по проблемам участия в ГИА 9-х классов в новой форме;

- тренировки по заполнению бланков ГИА;

- оформление стенда «Готовимся к ГИА»;

- проведение 6-ти тренировочных работ в форме ГИА для учащихся 9 класса;

- подробный анализ тренировочных работ;

- ознакомление учащихся с результатами пробных экзаменов;

- анализ типичных ошибок учащихся;

- создание методической копилки (разработаны тесты, электронные презентации, конспекты уроков с применением ИКТ);

- разработка рекомендаций для учащихся по подготовке к ГИА.

- доклады по теме самообразования на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла.

     Современный урок невозможно представить без использования ИКТ. Организация урока с помощью ИКТ дает возможность решать актуальные задачи современного образования, в том числе вопросы подготовки учащихся к ГИА. Активное использование ИКТ на уроках русского языка позволяет индивидуализировать процесс подготовки, систематизировать и обобщать полученные предметные ЗУН учащихся, мотивировать выпускников на успешное освоение учебного материала и психологически подготовить их к успешной сдаче ГИА.

    В процессе подготовки учащихся к ГИА хорошо зарекомендовала себя следующая методика работы по темам подготовки:

- диагностика уровня владения ЗУН;

- актуализация, систематизация и обобщение знаний по теме;

- отработка практических навыков, формирование умений и навыков при наличии пробелов в знаниях и умениях;

- диагностика уровня владения ЗУН;

- корректировка умений и навыков;

- контроль готовности к выполнению экзаменационных заданий.

         Подготовку учеников к ГИА провожу планово. Все части экзаменационной работы отрабатываются в том порядке, в котором они представлены в КИМах. В форме презентации была показана вся технология написания изложения, в которой содержалась информация для обучающихся, необходимая для данного вида работы: наличие трех микротем, способы

компрессии, объем изложения, критерии оценивания. Далее на текстах, выведенных на экран, отрабатываются способы сжатия. Учащиеся могут увидеть, как нужно использовать эти способы. Затем работа над сжатым изложением проводится на тренажерах, а потом самостоятельно с обязательным анализом ошибок.

Вторая часть экзаменационной работы – тестовые задания. На повторение теоретического материала, необходимого для выполнения каждого тестового задания, уходит 10-15 минут. Для этого с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора,

остальное время уделяю отработке этого материала. Таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по

каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ГИА.

Затем учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения, а над теми заданиями, с которыми они не смогли справиться, работаем всем классом. Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей

подготовки в режиме «онлайн».

В своих презентациях к урокам я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.

Кроме своих разработок включаю в данный материал самые интересные разработки, найденные в Интернете, благо теперь там много сайтов информационной поддержки образования. И мне, и моим ученикам особенно нравятся такие варианты проверки знаний, как интерактивные тесты, когда можно одновременно проверить свои знания и тут же их закрепить. Их сейчас называют

триггерами.

Презентация, содержащая материал по технологии написания экзаменационного сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, представляет собой пошаговую инструкцию по написанию этого вида экзаменационного испытания. С помощью возможностей презентации -

переключателей, триггеров, гиперссылок - показываю, что сочинения не надо бояться, что этот вид работы вполне по силам. Это своего рода психологическая подготовка к экзамену, потому что выпускники больше всего боятся этого вида работы.

    Очень важным шагом в подготовке учащихся к итоговой аттестации я считаю строгий, тщательно продуманный мониторинг знаний, умений, навыков учащихся в подготовке к  ГИА. Мониторинг знаний, умений и навыков при подготовке К ГИА ДОЛЖЕН, НА МОЙ ВЗГЛЯД, СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:

 Обязательность планирования пробных контрольных работ в форме ГИА

 Обязательность входного (нулевого) контроля

 Системность

 Своевременная информация учащихся о результатах

 Проведение в полном соответствии с требованиями ГИА

 Наличие для каждого ученика индивидуального пакета с экзаменационным

материалом

 Своевременный анализ и отработка пробелов в знаниях с каждым ИНДИВИДУАЛЬНО.

Наверное, каждому из вас неоценимую помощь в подготовке к урокам, в том числе и к

урокам по подготовке учащихся к экзаменам, оказывает Интернет. Для меня он стал первым

помощником в подготовке к урокам, к  ГИА по многим причинам. Во-первых, это

важнейший источник информации о том, что нового появилось в подготовке учащихся к

аттестации. На сайтах ФИПИ, «По уши в ЕГЭ и ГИА» и других можно найти подобную информацию. Во-вторых, можно значительно сэкономить время подготовки к урокам, к элективным занятиям, ведь на сайтах можно найти готовый материал (разработки уроков, презентации, можно скачать книги, пособия и пр.). В-третьих, можно разместить собственные работы и тем самым пополнить портфолио фактами публикации на сайтах Интернета, а это нам необходимо при повышении аттестации. Интернет даёт возможность собрать богатейший материал к урокам, разные варианты интерактивного контроля знаний. Это различного вида интерактивные тесты, разработки уроков, презентации. В связи с подготовкой учащихся к ГИА в 9 классе я начала собирать материал «ГИА 9 класс», над ним пока ещё работаю, но кое-что уже есть. У каждого из нас в конце концов появится Виртуальный методический кабинет словесника. Теперь это локальная версия сайта: планирование, памятки, презентации, в общем, ресурс со ссылками на всё созданное в электронном виде. Урок XXI века - это урок с ИКТ.

      ИКТ являются исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся.

     Использование ИКТ при подготовке к ГИА дает учащимся:

- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;

- возможность включения игрового момента, что позволяет получать удовольствие от увлекательного процесса познания;

- получение объективных результатов с указанием ошибок сразу после выполнения задания.

Средств ИКТ для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Дети относятся к компьютеру с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную

мотивацию, без которой невозможно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

 Мой опыт работы  при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии при подготовке учащихся  к ГИА по русскому языку.

В заключение хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

Литература

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием

компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

2. Окопелов О.П. «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3

3. Сайт «Сеть творческих учителей» (электронный ресурс) -http:// school collection.edu.ru/

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Москва, «Народное образование». - 1998. с.114 -119

5. Н. В. Стрелкова .Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для учебного

процесса

6. Фирстова С. В. Эффективность применения интернет-ресурсов