Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Цыбикова Дышен Цырендоржиевна

Материал для учителя русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЯХТИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАУШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

________________________________________________________________________

671820, п.Наушки Кяхтинского района РБ, ул.Железнодорожная,4

тел. (8-301-42) 94-7-34

«Согласовано»

Руководитель МО

Рабжурова Х.Д.

Протокол № ___

от «    »________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Ванкеева А.А.

«__»________________2012г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Наушкинская СОШ»

 Цымбалова Е.И.

Приказ № ___

от «__»_________2012г.

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе

Цыбикова  Дышена Цырендоржиевна, учитель русского языка и литературы

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

Протокол № ___

от «  » ______ 2012г.

Наушки

2012 г.

Пояснительная записка.

Данная программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки  Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010 года.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование; список литературы, приложение.

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, единение народов России.

Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Главными целями изучения предмета «Русский язык», согласно Государственному стандарту общего образования, являются:

  • Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности русского языка;
  • Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самореакцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Задачи программы:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Содержание курса русского обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение целей обучения на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения; проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая компетенция формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Обучение русскому языку должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации: выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи: адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. Система и виды контроля представлены в приложении.

Учебный план.

Кол-во уроков

Практичекая работа

К/р, тест.

РР.

Вводный урок

1

1

Повторение пройденного в 5-6 классах.

16

12

2

2

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие

35

27

4

4

Деепричастие

12

8

2

2

Наречие

26

20

2

4

Категория состояния

6

3

1

2

Предлог

8

6

2

Союз

12

8

2

2

Частица

13

10

2

1

Междометие

1

1

Повторение

8

2

2

2

Резерв

2

2

Итог

140


Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

02.09.13

02.09.13

2.

Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

03.09.13

03.09.13

3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

04.09.13

04.09.13

4.

Лексика и фразеология. Цель: повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарем.

1

06.09.13

06.09.13

5.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

09.09.13

09.09.13

6-7

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Цель:  вспомнить и закрепить навыки морфемного и словообразовательного разборов.

2

10.09.13

11.09.13

10.09.13

11.09.13

8-9

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Цель: повторение грамматических признаков частей речи (в т.ч. глагола), отработка навыка грамматического разбора.

2

13.09.13

16.09.13

13.09.13

16.09.13

10

 РР. Текст. Цель: повторить сведения о тексте, видах связи в нем.

1

17.09.13

17.09.13

11

РР. Стили литературного языка.  Цель: повторить известные стили речи.

1

18.09.13

18.09.13

12-13

Контрольный тест.

2

20.09.13

23.09.13

20.09.13

23.09.13

Причастие (35ч.)

14-15

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие как часть речи.

2

24.09.13

25.09.13

24.09.13

25.09.13

16

РР. Публицистический стиль.

1

27.09.13

27.09.13

17

 Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

30.10.13

30.10.13

18-20

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

3

1,2,4.10.13

1,2,4.10.13

21-22

РР. Описание внешности человека.

2

7-8.10.13

7-8.10.13

23

Действительные и страдательные причастия.

1

9.10.13

9.10.13

24

Краткие и полные причастия.

1

11.10.13

11.10.13

25-26

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

14-15.10.13

14-15.10.13

27-28

Действительные причастия прошедшего времени.

2

16,18.10.13

16,18.10.13

29-30

РР. Изложение (упр.100).

2

21-22.10.13

21-22.10.13

31-32

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий наст. вр.

2

23,25.10.13

23,25.10.13

33

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

28.10.13

28.10.13

34

Гласная перед Н в полных и кратких страд. причастиях.

1

29.10.13

29.10.13

35

Контрольная работа. (Тест)

1

30.10.13

30.10.13

36-38

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

3

1,11,12.11.13

1,11,12.11.13

39-40

Н и НН в суффиксах кратких страд. причастий и в кратких отглагольных прилаг.

2

13,15.11.13

13,15.11.13

41-42

РР. Выборочное изложение (упр.130)

2

18,19.11.13

18,19.11.13

43

Морфологический разбор причастия.

1

20.11.13

20.11.13

44-45

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

22,25.11.13

22,25.11.13

46

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий прош. времени.

1

26.11.13

26.11.13

47

РР. Сочинение-описание внешности человека (упр.145-146)

1

27.11.13

27.11.13

48-49

Повторение.

2

29.11, 2,12.13

29.11, 2,12.13

50-51

Контрольный диктант и его анализ.

2

3,4.12.13

3,4.12.13

Деепричастие (12 ч.)

52

Деепричастие как часть речи.

1

6.12.13

6.12.13

53-54

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

09-10.12.13

09-10.12.13

55

 Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

11.12.13

11.12.13

56

 Деепричастия несовершенного вида. Цель: ознакомление со способами образования дееприч. несов. вида.

1

13.12.13

13.12.13

57

Деепричастия совершенного вида.

1

16.12.13

16.12.13

58

РР. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь».

1

17.12.13

17.12.13

59

Морфологический разбор деепричастия.

1

18.12.13

18.12.13

60-61

Повторение.

2

20-23.12.13

20-23.12.13

62-63

Контрольный диктант (тест).

2

23,25.12.13

23,25.12.13

Наречие (26 ч.)

64

Наречие как часть речи. Цель: показать общее значение, морфологич.. признаки и синтаксич. роль наречий;

1

27.12.13

27.12.13

65-66

Смысловые группы наречий.

2

13-13.01.14

13-13.01.14

67

РР. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

1

15.01.14

15.01.14

68

Степени сравнения наречий.

1

17.01.14

17.01.14

69

Морфологический разбор наречия.

1

20.01.14

20.01.14

70-71

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. 

2

21-22.01.14

21-22.01.14

72-73

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

2

24,27.01.14

24,27.01.14

74-75

Н и НН в наречиях на –о, -е.

2

28-29.01.14

28-29.01.14

76

РР. Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать» (упр.240)..

1

31.01.14

31.01.14

77

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

3.02.14

3.02.14

78-79

Буквы О и А на конце наречий.

2

4-5.02.14

4-5.02.14

80

РР. Подробное изложение (упр.248).

1

7.02.14

7.02.14

81-82

Дефис между частями слова в наречиях.

2

10-11.02.14

10-11.02.14

83

РР. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

1

14.02.14

14.02.14

84-85

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и колич. местоим.

2

17-18.02.14

17-18.02.14

86

Ь после шипящих на конце наречий.

1

19.02.14

19.02.14

87-88

Повторение.

2

21,24.02.14

21,24.02.14

89-90

Контрольный диктант.

2

25-26.02.14

25-26.02.14

Категория состояния (6 ч.)

91-92

Категория состояния как часть речи.

2

3,4.03.14

3,4.03.14

93

 Морфологический разбор категории состояния.

1

5.03.14

5.03.14

94

РР. Сжатое изложение (упр. 281).

1

7.03.14

7.03.14

95-96

Повторение. Контрольная работа.

2

10-11.03.14

10-11.03.14

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог (8)

97

Самостоятельные и служебные части речи.

1

12.03.14

12.03.14

98

 Предлог как часть речи.

1

14.03.14

14.03.14

99

Употребление предлогов.

1

17.03.14

17.03.14

100

Непроизводные и производные предлоги..

1

18.03.14

18.03.14

101

Простые и составные предлоги.

1

19.03.14

19.03.14

102

 Морфологический разбор предлога.

1

21.03.14

21.03.14

103

РР. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная площадка».

1

31.03.14

31.03.14

104

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Повторение по теме «Предлог».

1

01.04.14

01.04.14

105

Контрольная работа.

1

02.04.14

02.04.14

Союз (12 ч.)

106

Союз как часть речи.

1

04.04.14

04.04.14

107

 Простые и составные союзы.

1

07.04.14

07.04.14

108

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

08.04.14

08.04.14

109

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

11.04.14

11.04.14

110

Сочинительные союзы.

1

14.04.14

14.04.14

111

 Подчинительные союзы.

1

15.04.14

15.04.14

112

Морфологический разбор союза.

1

16.04.14

16.04.14

113

РР. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343).

1

18.04.14

18.04.14

114

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1

21.04.14

21.04.14

115

Повторение. Цель: повторить теоретические и практические сведения о союзе как части речи.

1

22.04.14

22.04.14

116

117

Контрольный диктант.

2

23,25.04.14

23,25.04.14

Частица (13 ч.)

118

Частица как часть речи.

1

28.04.14

28.04.14

119

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

29.04.14

29.04.14

120

Смысловые частицы.

1

30.05.14

30.05.14

121

 Раздельное и дефисное написание частиц.

1

05.05.14

05.05.14

122

 Сочинение - устное выступление по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381).

1

06.05.14

06.05.14

123

Морфологический разбор частицы.

1

07.05.14

07.05.14

124

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

1

12.05.14

12.05.14

125

126

Различение частицы и приставки НЕ-.

2

13,14.05.14

13,14.05.14

127

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

1

16.05.14

16.05.14

128

Повторение.

Цель: обобщение и систематизация знаний о частицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц.

1

19.05.14

19.05.14

129

130

Контрольный диктант.

2

20-21.05.14

20-21.05.14

Междометие (1)

131

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

23.05.14

23.05.14

132-

136

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

5

26,27,28,29.05

26,27,28,29.05

137

138

Итоговое контрольное тестирование.

2

30.05.14

30.05.14

30.05.14

30.05.14

139

140

Резерв

2

31.05.14

31.05.14

31.05.14

31.05.14

Содержание тем учебного курса.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип, форма урока

Формы контроля

Составляющие качества образования

Домашнее задание

1.

Русский язык как развивающееся явление.

Цель: показать развитие и совершенствование РЯ как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; пробудить интерес школьников к судьбам родного слова.

1

Рассказ с использованием презентации, работа

с книгой, беседа.

Знать: некоторые особенности развития русского языка; знать понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

Упр. 6

2.

Повторение изученного в 5-6 классах.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Цель: повторить основные синтаксические понятия (сл/соч, предложение, виды предложений по цели высказывания).

1

Работа

с книгой, беседа, опрос, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь:  ставить знаки препинания в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме.

По упр. 7 выполнить задание на тему «Любимый уголок природы»

3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Цель: повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах.

1

Работа

с книгой, беседа, опрос, самостоятельная работа.

Карточки

С.6 вопросы, упр. 12.

4.

Лексика и фразеология. Цель: повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарем.

1

Работа

с книгой, беседа с использованием презентации, опрос, самостоятельная работа. Лексический  диктант

Карточки

Знать: понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы

Уметь: оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями.

Упр. 14

5.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Цель: повторить трудные вопросы темы, порядок и особенности фонетического разбора, орфограммы, связанные с правописанием гласных и согласных, с правописанием Ъ и Ь.

1

Работа

с книгой, беседа, опрос, самостоятельная работа.

Карточки

Уметь: работать с орфографическим и орфоэпическим словарями.

Упр. 19.

6

7

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

Цель:  вспомнить и закрепить навыки морфемного и словообразовательного разборов, повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

2

Работа

с книгой, беседа, опрос, самостоятельная работа.

Распределительный  диктант, тест.

Тест

Знать: орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь: различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать характеристику слова, опираясь на схему; работать со словообразовательным словарем.

Упр. 26, 27.

8

9

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Цель: повторение грамматических признаков частей речи (в т.ч. глагола), отработка навыка грамматического разбора.

2

Морфологический  разбор, выборочный  диктант, практикум

Выполнение разборов.

Знать: основные сведения по морфологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи.

Уметь: разграничивать части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орфографическим словарем.

Просклонять: 547, 190. Составить словосочетания.

Упр. 38, 39.

10

 РР. Текст.

Цель: повторить сведения о тексте, видах связи в нем.

1

Урок развития речи. Работа  с  текстом, составление  плана, выделение  смысловых  частей.

Текст

Знать: основные признаки текста, типы речи.

Уметь: анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи.

Упр. 47.

11

РР. Стили литературного языка.

 Цель: повторить известные стили речи.

1

Урок развития речи. Объяснение материала с использованием презентации. Работа  с  текстом, составление  плана, выделение  смысловых  частей.

Творческое задание.

Знать: изученные стили языка.

Уметь: осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности.

Написать миниатюру об осени.

12

13

Контрольный тест.

2

Урок контроля.

Самостоятельная работа.

Тест

Знать: основные сведения по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, осуществлять письменный речевой самоконтроль,

14

15

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие как часть речи.

Цель: ознакомление

с грамм. признаками причастия; формирование умения различать причастие и прилагательное.

2

Объяснение материала, самостоятельная работа.

тест

Знать: формальные признаки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагат., присущие причастиям; о стилистической роли причастий.

Уметь: опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прилагат. и причастия, составлять сл/соч и предложения с причастиями.

П. 9, упр. 56, 57.

16

РР. Публицистический стиль.

 Цель: дать представление о публицистическом стиле, его признаках, формирование умения определить текст публицистического стиля, его признаки.

1

Урок развития речи. Работа  с  текстом.

Знать: особенности публицистического стиля, его жанры.

Уметь: осуществлять комплексный анализ текста

Творческое задание.

17

 Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Цель: ознакомление уч-ся со склонением прич.; формирование умения определять условия выбора гласных в окончаниях прич. и прил.

1

Объяснение, самостоятельная работа.

Распределительный  диктант, тест.

Тест

Знать: нормы согласования причастий с определяемыми словами.

Уметь: безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса.

П. 11, упр. 67, 66.

18

19

20

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Цель: дать понятие о прич. обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графич. обозначением прич. оборота в предложении, формирование умения определять границы прич. оборота, выделять запятыми прич. оборот.

3

Объяснение, самостоятельная работа.

Распределительный  диктант, работа по карточкам.

Карточки.

Знать: правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова. 

Уметь: выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова.

П. 12, упр. 71, 74.

21

22

РР. Описание внешности человека.

Цель: подготовить уч-ся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека.

2

Урок РР, работа с текстом.

Знать: особенности текста описания внешности человека: структуру, языковые особенности.

Уметь: создавать собственный текст заданного типа

Упр. 82.

23

Действительные и страдательные причастия.

 Цель: знакомство с действ. и страдат. прич., отработка навыка смыслового различения действит. и страдат. прич.

1

Беседа, распределительный  диктант, самостоятельная работа.

Знать: действительные и страдательные причастия.

Уметь: различать действительные и страдательные причастия

П. 14, упр. 85.

24

Краткие и полные причастия.

 Цель: дать понятие о кратких прич., их синтакс. роли в предложении; формирование умения различать полные и краткие прич.

1

Объяснение, самостоятельная работа.

Распределительный  диктант.

карточки

Знать: полные и краткие страдательные причастия.

Уметь: различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении.

П. 15, упр. 88.

25

26

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

 Цель: ознакомление уч-ся со способами образования действ. прич. наст.вр., правописанием гласных в суффиксах действ. прич. наст. вр., отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее.

2

Объяснение, самостоятельная работа.

Распределительный  диктант.

Карточки.

Знать: способы образования действительных причастий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.

Уметь: опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

П. 16, упр. 94. Индивидуальные задания.

27

28

Действительные причастия прошедшего времени.

Цель: познакомить уч-ся с образованием и написанием действ. прич. прош. вр., отработка навыка написания гласных перед суффиксами прич.

2

Беседа, распределительный  диктант, самостоятельная работа.

карточки

Знать: способы образования действительных причастий  прош. вр. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени;  адекватно передавать содержание текста

П. 17, упр. 98, 99.

29

30

РР. Изложение (упр.100).

2

Беседа, самостоятельная работа.

Изложение

Знать: памятку «Как писать изложение»

31

32

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий наст. вр.

 Цель: ознакомление уч-ся с образованием и написанием страд. прич. наст. вр., формирование навыков написания суффиксов страд. прич. наст. вр.

2

Объяснение. Карточки, выборочный  диктант, упражнение. Самостоятельная работа.

Карточки

Знать: способы образования страдательных причастий наст. вр. 

Уметь: образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

П. 18, упр. 102, 107.

33

Страдательные причастия прошедшего времени.

Цель: знакомство со способами образования страд. прич. прош.вр. и написанием их суффиксов; формирование навыка написания прич. прош. вр.

1

Карточки, выборочный  диктант, упражнение

Работа в группах.

Знать: способы образования страдательных причастий прош. вр.

Уметь: образовывать страдательные причастия прошедшего времени

П. 19, упр. 109.

34

Гласная перед Н в полных и кратких страд. причастиях.

Цель: ознакомление уч-ся с условиями выбора гласной перед Н и НН в прич. и отглаг. прил.; формирование навыка написания гласной перед Н и НН в прич. и отглаг. прил.

1

Объяснение, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Диктант «Проверь себя», к/сл/д.

Знать: о правописании гласных в суффиксах страдательных прич.

Уметь: выбрать необходимую орфограмму.

П. 20, упр. 112, 113.

35

Контрольная работа.

1

Урок контроля. Самостоятельная работа.

Контрольная работа.

36

37

38

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

Цель: формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страд. прич. прош. вр. и отглаг. прил.

3

Объяснение материала, работа в группах, самостоятельная работа.

Карточки.

Знать: о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях.

Уметь: определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм

П. 21, упр. 114, 115. Задание по карточкам.

39

40

Н и НН в суффиксах кратких страд. причастий и в кратких отглагольных прилаг.

Цель: показать различие в написании крат. страд. прич. и крат. прил.; формирование умения отличать крат. страд. прич. от крат. прил., навыка написания Н, НН в них.

2

Объяснение материала,

выборочный  диктант, упражнение, самостоятельная работа.

Карточки

П. 22, упр. 128.

41

42

РР. Выборочное изложение (упр.130)

2

Коллективная работа, самостоятельная работа.

Изложение

Уметь: определять границы текста для выборочного пересказа, продумать его композицию, адекватно передать содержание.

43

Морфологический разбор причастия.

Цель: познакомить уч-ся с порядком морфологического разбора прич.; отработать умение  разбирать прич. морфологически

1

Объяснение, выполнение упражнений.

Диктант «Проверь себя», морфологический разбор.

Знать: порядок морфологического разбора причастия.

Уметь: делать морфологический разбор причастий

П. 23, упр. 131.

44

45

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Цель: познакомить уч-ся с правилом написания НЕ с прич.; формирование навыка написания частицы и приставки НЕ в прич.

2

Объяснение, выборочный  диктант, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями.

Уметь: определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

П. 24, упр. 136, 137.

46

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий прош. времени.

Цель: познакомить уч-ся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр.; формирование навыка написания гласной после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр.

1

Объяснение, самостоятельная работа.

.

Карточки.

Знать: условия выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр.

Уметь: применять орфограмму применительно к разным частям речи и разным морфемам.

П. 25, упр. 145.

47

РР. Сочинение-описание внешности человека (упр.145-146)

1

Урок развития речи. Беседа. Самостоятельная работа.

Сочинение-описание

Знать: структуру сочинения-описания

Уметь: выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли

48

49

Повторение.

 Цель: систематизация знаний о прич.

2

Беседа, опрос, работа в группах, самостоятельная работа.

Карточки, выборочный  диктант.

Знать: теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном разделе.

Уметь: правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия

Подготовка к контрольной работе. Упр. 150.

50

51

Контрольный диктант.

2

Репродуктивная

52

Деепричастие как часть речи.

Цель: ознакомление с лекс. и грамм. значением дееприч.; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия.

1

Объяснение материала с использованием презентации.

Опрос

Знать: глагольные и наречные признаки деепричастия, нормы употребления деепричастий в речи.

Уметь: находить деепричастия в тексте,

употреблять деепричастия в речи.

П. 26, упр. 161.

53

54

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Цель: дать понятие о дееприч. обороте, формирование навыка нахождения дееприч. оборота и выделение его запятыми.

2

Объяснительно-иллюстративная

Репродуктивная

Карточки., выборочный  диктант, упражнение

Работа с перфокартой , тест

Знать: что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме.

Уметь: находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах.

П. 27, упр. 167, 168.

55

 Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

 Цель: ознакомление с правилом написания НЕ с дееприч.

1

Объяснение материала. Самостоятельная работа.

Карточки

Знать: правило написания НЕ с деепричастиями.

Уметь: сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами

П. 28, упр. 173.

56

 Деепричастия несовершенного вида. Цель: ознакомление со способами образования дееприч. несов. вида.

1

Объяснение материала. Самостоятельная работа.

Карточки

Знать: способы образования деепричастий

Уметь: образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия».

П. 29, упр. 177.

57

Деепричастия совершенного вида.

Цель: ознакомление со способами образования дееприч. сов. вида.

1

Объяснение материала. Самостоятельная работа.

Карточки

П. 30, упр. 185.

58

РР. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь».

Цель: подготовить к написанию сочинения; написать сочинение: продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления.

1

Беседа. Самостоятельная работа.

Сочинение-рассказ

Знать: приемы систематизации материала.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

59

Морфологический разбор деепричастия.

Цель: ознакомить с морфологическим разбором деепричастий; формировать навык разбора.

1

Объяснение, выполнение заданий.

Морфологический разбор

Знать: порядок морфологического разбора деепричастия.

Уметь: обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия.

П. 31, упр. 188.

60

61

Повторение.

Цель: обобщение и систематизация сведений о дееприч. и дееприч. обороте; выработка практического умения находить дееприч. обороты и ставить знаки препинания при них.

2

Урок повторения, опрос, беседа, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: морфологические признаки, орфографию деепричастия Уметь: применять пунктуационные правила.

Упр. 194, 193.

62

63

Контрольный диктант (тест).

2

64

Наречие как часть речи. Цель: показать общее значение, морфологич.. признаки и синтаксич. роль наречий; формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксич. роль в предложении, в тексте для «живописания действий».

1

Объяснение материала с использованием презентации, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Знать: общее значение, морфологич. признаки и синтаксич. роль наречий.

Уметь: опознавать наречия в сл/соч и предложении на основе учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении.

П. 32. Упр. 199.

65

66

Смысловые группы наречий.

 Цель: показать значения, выражаемые наречиями; формирование умения находить в тексте наречия и определять их значения.

2

Объяснение материала, беседа, работа в группах, самостоятельная работа.

карточки

Знать: значения, выражаемые наречиями.

Уметь: находить в тексте наречия и определять их значения.

П. 33, упр. 210, индивидуальное задание.

67

РР. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

Цель: подготовить к написанию сочинения; формировать навык построения связного рассказа.

1

Урок развития речи. Беседа, самостоятельная работа.

Сочинение

68

Степени сравнения наречий.

Цель: познакомить уч-ся со способами образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. ролью наречий, формирование умения образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг.

1

Объяснение материала, работа в группах, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: способы образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в предлож.

Уметь: образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг.

П. 34, упр. 214.

69

Морфологический разбор наречия.

 Цель: познакомить уч-ся с планом и образцом морфологического разбора наречия как части речи; формирование умения определять граммат. признаки наречия в морфологическом разборе.

1

Беседа, самостоятельная работа.

Диктант «Проверь себя», морфологический разбор.

Знать: план и образец морфологического разбора наречия как части речи.

Уметь: характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., глаголами

П. 35, упр. 218.

70

71

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е.

 Цель: формирование навыка написания НЕ с наречиями.

2

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Беседа, работа  с  книгой, упражнения

Знать: условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями.

Уметь: применять на практике изученное правило.

П. 36, упр. 222, 226.

72

73

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Цель: показать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-; формирование навыка написания НЕ и НИ в наречиях и других частях речи.

2

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-.

Уметь: писать НЕ и НИ с разными частями речи.

П. 37, упр. 229, творческое задание.

74

75

Н и НН в наречиях на –о, -е.

Цель: формирование навыка написания Н и НН в наречиях на –о, -е.

2

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: условия выбора написания Н и НН.

Уметь: писать слова с Н и НН.

П. 38, упр. 236, индивидуальное задание.

76

РР. Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать» (упр.240).

Цель: познакомить с ролью текстов-описаний в речи и ролью наречий в текстах с описанием действия.

1

Уроки Р/Р, написание сочинения.

Сочинение

Уметь: писать сочинение-описание действий.

77

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Цель: познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; формирование навыка написания О и Е после шипящих в разных частях слова.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Опрос

Знать: условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий.

Уметь: писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи.

П. 40, упр. 243.

78

79

Буквы О и А на конце наречий.

Цель: формирование навыка написания букв А и О на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-.

2

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Опрос

Знать: условия написания суффиксов наречий.

Уметь: писать наречия с суффиксами –О и –А.

П. 41, упр. 247. Творческое задание.

80

РР. Подробное изложение (упр.248).

1

Урок развития речи, написание изложения.

Изложение

Уметь: писать подробное изложение

81

82

Дефис между частями слова в наречиях.

Цель: формирование навыка написания дефиса в наречиях.

2

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки.

Знать: о постановке дефиса в наречиях и других частях речи.

Уметь: различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий.

П. 42, упр. 253, 254.

83

РР. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

Цель: выработать навык написания сочинения.

1

Урок развития речи, самостоятельная работа.

Сочинение.

84

85

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и колич. местоим.

Цель: формирование навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Опрос

Уметь: грамотно писать наречия

П. 43, упр. 261, 262.

86

Ь после шипящих на конце наречий.

Цель: формирование навыка написания Ь после шипящих на конце наречий.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Контр. орфоэпический

Диктант.

Знать: условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих

Уметь: писать слова с основой на шипящий.

П. 44, упр. 266.

87

88

Повторение.

Цель: систематизация и обобщение знаний о наречии.

2

Самостоятельная работа. Опрос.

Карточки

Знать: изученный материал

Уметь: применять знания на практике.

Упр. 272, подготовиться к диктанту.

89

90

Контрольный диктант.

2

Урок контроля. Самостоятельная работа.

91

92

Категория состояния как часть речи.

2

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Опрос

Знать: о категории состояния как о самостоятельной части речи. Уметь: отличать категорию состояния от прилагательных и наречий.

П. 45, упр. 276, 277.

93

 Морфологический разбор категории состояния.

Цель: познакомить с порядком морфологического разбора категории состояния.

1

Беседа, самостоятельная работа.

Морфологический разбор.

Знать: порядок морфологического разбора

Уметь: разбирать категорию состояния как часть речи.

П. 46, задание в тетради.

94

РР. Сжатое изложение (упр. 281).

Цель: научит умению находить в тексте ключевые слова и определять тему текста.

1

Урок развития речи. Беседа, самостоятельная работа.

95

96

Повторение. Контрольная работа.

Цель: повторить и систематизировать знания и умения по теме.

2

Беседа, опрос, проверочная работа.

Проверочная работа.

Знать: изученный материал.

Уметь: определять морфологическую природу слова.

97

Самостоятельные и служебные части речи.

Цель: познакомить с таблицей служебных и самостоятельных частей речи; показать их роль в предложении.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: самостоятельные и служебные части речи.

Уметь: различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении.

П. 47, упр. 284.

98

 Предлог как часть речи. Цель: показать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении; формирование умения различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Беседа, работа  с  книгой, упражнения

Знать: предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении.

Уметь: употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений.

П. 48, упр. 288.

99

Употребление предлогов. Цель: познакомить уч-ся с многозначностью предлога, способностью предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблением предлога с сущ., местоим., числ.; формирование умения правильно употреблять предлоги.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: о многозначности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ.

Уметь: отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи.

П. 49, упр. 294.

100

Непроизводные и производные предлоги. Цель: познакомить уч-ся с непроизводными и производными предлогами, с приемами отграничения их от омонимичных частей речи; формирование умений отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Опрос

Знать: производные и непроизводные предлоги, соотносимые с формами других частей речи.

Уметь: верно писать производные предлоги.

П. 50, упр. 301, 302.

101

Простые и составные предлоги.

 Цель: знакомство с простыми и составными предлогами.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Опрос

Знать: простые и составные предлоги.

П. 51, упр. 304.

102

 Морфологический разбор предлога.

 Цель: знакомство с порядком и образцом морфологического разбора предлогов; отработка умения разбирать морфологически предлоги.

1

Объяснение, работа по вариантам.

Морфологический разбор

Знать: порядок и образец морфологического разбора предлога. Уметь: разбирать морфологически предлоги.

П. 52, упр. 305.

103

РР. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная площадка».

Цель: продолжить работу по составлению плана и написанию сочинения по картине.

1

Урок развития речи. Беседа, самостоятельная работа.

Сочинение

104

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Повторение по теме «Предлог». Цель: познакомить уч-ся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умение правильно писать предлоги; систематизация знаний о предлоге.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

К/сл/д, диктант «Проверь себя»

Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь: различать союзы и предлоги.

П. 53, упр. 309.

105

Контрольная работа.

1

Урок контроля. Самостоятельная работа.

Диктант (тест)

106

Союз как часть речи. Цель: показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; формирование умения определять роль союзов, знаки препинания при них.

1

Объяснение материала с использованием презентации, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

карточки

Знать: союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте. Уметь:  различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними; различать виды связи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции.

П. 54, упр. 317.

107

 Простые и составные союзы.

Цель: познакомить с делением союзов на простые и составные.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: простые и составные союзы.

П. 55, упр. 318.

108

Союзы сочинительные и подчинительные.

Цель: познакомить уч-ся с делением союзов на сочинит. и подчинит. и их назначением.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Опрос

Знать: о делении союзов на сочинит. и подчинит. и их назначении.

П. 56, упр. 322.

109

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

 Цель: формировать умение подстановки запятой в сложном предложении.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: о постановке запятой в сложном предложении.

П. 57, упр. 325.

110

Сочинительные союзы. Цель: познакомить уч-ся с группами сочинит. союзов и их назначением; формирование навыка различения сочинит. союзов, употребленных для связи связного текста.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: группы сочинит. союзов и их назначение.

П. 58, упр. 330.

111

 Подчинительные союзы. Цель: познакомить с группами подчинит. союзов, показать их назначение; формирование навыка постановки запятой в сложном предложении, части которого соединены подчинит. союзами.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Контр. орфограф. Диктант.

Знать: группы подчинит. союзов, их назначение.

Уметь: писать союзы и омонимичные части речи.

П. 59, упр. 339.

112

Морфологический разбор союза.

Цель: познакомить с порядком морфологического разбора  союза; вырабатывать навык разбора.

1

Объяснение, самостоятельная работа.

Морфологический разбор.

Знать: порядок морфологического разбора союза.

Уметь: разбирать союз как часть речи.

П. 60, упр. 341.

113

РР. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343).

Цель: вырабатывать умение писать сочинение-рассуждение.

1

Урок развития речи. Беседа, самостоятельная работа.

Сочинение-рассуждение.

Знать: структуру текста-рассуждения

Уметь: писать сочинение-рассуждение.

114

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

 Цель: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы

П. 61, упр. 347.

115

Повторение.

 Цель: повторить теоретические и практические сведения о союзе как части речи.

1

Урок повторения, беседа, опрос, самостоятельная работа.

Карточки, опрос.

Знать: изученный материал.

Упр. 353.

116

117

Контрольный диктант.

2

Урок контроля. Самостоятельная работа.

118

Частица как часть речи. Цель: показать отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство и отличие от служебных частей речи.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Знать: об отличии частиц от знаменательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей речи.

Уметь: отличать частицы от других частей речи.

П. 62, упр. 357.

119

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Цель: закрепить знания о частице; дать понятие о роли формообразующих частиц; отработка умения распознавать формообразующие частицы.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: формообразующие частицы.

Уметь: распознавать формообразующие частицы.

П. 63, упр. 362, 363.

120

Смысловые частицы. Цель: дать понятие о модальных частицах; показать богатство оттенков значений модальных частиц; формирование умения различать оттенки значения частниц.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Опрос

Знать:  модальные частицы; богатство оттенков значений модальных частиц.

Уметь: различать оттенки значения частниц.

П. 64, упр. 369, 371.

121

 Раздельное и дефисное написание частиц.

Цель: знакомство уч-ся с дефисным частиц, -то, -ка; закрепление сведений о модальных частицах.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Знать: о раздельном и дефисном написании частиц.

Уметь: писать частицы

П. 65, творческое задание.

122

 Сочинение - устное выступление по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381).

Цель: учить составлять устное сочинение по картине.

1

Урок развития речи, написание сочинения в жанре устного выступления.

Сочинение - устное выступление.

Уметь: написать сочинение и выступить с ним перед классом.

123

Морфологический разбор частицы.

 Цель: познакомить уч-ся с порядком разбора частиц; формирование умения определять грамм. признаки частниц.

1

Объяснение, работа по вариантам.

Морфологический разбор упражнения.

Знать: порядок разбора частицы.

Уметь: определять грамм. признаки частиц.

П. 66, творческое задание.

124

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Цель: дать понятие о роли отрицательных частиц НЕ и НИ; формирование умения определять смысловые значения частиц НЕ и НИ.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Распределительный  диктант

Знать: отрицательные частицы, их роль и смысловые значения.

Уметь: правильно писать слова с частицами НЕ и НИ.

П. 67, упр. 390, 391.

125

126

Различение частицы и приставки НЕ-.

Цель: закрепление правила написания НЕ с разными частями речи; формирование умения систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).

2

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Опрос

Знать: правила написания НЕ с разными частями речи.

Уметь: систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).

П. 68, упр. 398, 399.

127

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

Цель: показать различие частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-; формирование умения различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку.

1

Объяснение материала, выполнение упражнений, самостоятельная работа.

Карточки

Знать: правила написания НИ с разными частями речи.

Уметь: различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку.

П. 69, упр. 406.

128

Повторение.

Цель: обобщение и систематизация знаний о частицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц.

1

Урок повторения. Опрос, беседа, самостоятельная работа.

Диктант «Проверь себя», к/сл/д.

С.183 – вопросы, упр. 410.

129

130

Контрольный диктант.

2

Урок контроля. Самостоятельная работа.

Диктант

131

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Цель: знакомство с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи, формирование умения отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.

1

Объяснение материала с использованием презентации. Самостоятельная работа.

карточки

Знать: о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи, о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями

Уметь: употреблять междометия в роли других частей речи Уметь: отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями.

П. 70- 71, упр. 416.

132

133

134

135

136

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

5

Урок повторения. Беседа, опрос, самостоятельная работа.

Упр. 422, 426, 430.

Подготовка к итоговой контрольной работе.

137

138

Итоговое контрольное тестирование.

2

Урок контроля. Самостоятельная работа.

139

140

Резерв

2


Перечень учебно-методического  обеспечения.

  1. Учебники по русскому языку для общеобразовательных школ для 7 класса под ред. Н.М. Шанского.
  2. Таблицы по русскому языку по разделам русского языка.
  3. Раздаточный материал по русскому языку.
  4. Репродукции картин русских художников по развитию речи.
  5. Сборники заданий для текущего контроля.
  6. Уроки русского языка в 7классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
  7. Компьютер.
  8. Мультимедиапроектор.
  9. Экран.
  10. Учебные словари:

- орфографический;

- орфоэпический;

- толковый;

- иностранных слов;

- синонимов;

- антонимов;

- фразеологический.

Список литературы.

1. Н.В. Безденежных. Новые олимпиады по русскому языку. 5-11 классы. Ростов на/Д, - 2011г.

2. Н.Г. Горашова. Поурочные разработки по русскому языку.7 класс. Москва, 2009г.

2. Л. А. Жердева. Русский-язык. Карточки-задания. 7 класс. Новосибирск, 2010г.

3. М.М. Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. Москва, 2008г.

4. О.А. Кудинова, Б.С. Юнусова. Русский язык. Контрольные работы. 6-7 классы. Москва, 2009г.

5. Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Москва, 2005г.

6. В.В. Тихонова, Т.Е. Шаповалова. 50 основных правил русской пунктуации. 5-11 классы. Москва, 2007г.

7. Н.П. Шульгина. Диктанты по русскому языку для 6 класса. Москва, 2005г.

Приложение.

Итоговое контрольное тестирование.

Часть 1.

  1. В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропусков пишется буква Е?

А) У ближайш..й пристан.., ситц..вый, от им..ни, крикн..т.

Б)  В пахуч..й хво.., потч..вал, ед..шь, ненавид..л.

В)  Ножич..к, под крыш..й, в случа.. опасност.., зате..л.

Г)  На дальн..й окраин.., обид..л, вещ..вой, посе..шь.

1) А, Г        2) Б, В                3) А, В                4) Б, Г

  1. В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется Ь?

А) Сеч.., сгораеш.., широкоплеч.., рубеж..

Б) Леч.., сентябр..ский, умоляеш.., роскош..

В) Береч..ся, сбежиш.., глуш.., в овеч..ей шкуре

Г) Исчерпаеш.., спряч..тесь, пахуч.., камен..щик

1) Б, Г                2) Б, В                3) А, Б                4) А, Г

  1. В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква И?

А) пр..способить, пр..влекательный, пр..ключение

Б) пр..думать, пр..спокойный, пр..рвать

В) пр..дать значение, пр..мудрый, беспр..кословно

Г) пр..чуда, пр..открыть, пр..морский

1)А, Б                2) Б, В                3) В, Г                4) А, Г

  1. В каком варианте ответа указаны словосочетания «причастие + существительное»?

А) темная туча

Б) темнеющее небо

В) спелые ягоды

Г) спеющие ягоды

1) Б, В                2) А, Б                3) В, Г                4) Б, Г

  1. В каком словосочетании главным словом является причастие?
  1. Услышанная новость
  2. Засеянное поле
  3. Поросший осинником
  4. Зажженный огонь
  1. В каком словосочетании причастие не имеет при себе зависимого слова?
  1. Набегавшая волна
  2. Тихо набегавшая
  3. Набегавшая на берег
  4. Изредка набегавшая
  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
  1. В темнеющ..м лесу
  2. Устремляющ..гося потока
  3. О льющ..мся дожде
  4. Бурлящ..м ручьём
  1. В какое словосочетание входит деепричастие?
  1. Задрожал от страха
  2. Вышит нитками
  3. Услышав шорох
  4. Настроившийся на победу
  1. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
  1. Мы ехали вдоль сплошных болот, заросших камышом.
  2. Расположившись неподалёку, они сели на траву.
  3. Солнце низко катится по горизонту, и его лучи заливают ледяные поля.
  4. Он вылез из машины и не спеша двинулся к зелёному дому.
  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
  1. Прове..в
  2. Зате..вши
  3. Услыш..в
  4. Устро..в
  1. В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?
  1. Волосы (не)подстрижены; (не)говоря; (не)встреченный друг
  2. (не)погаснув; трава (не)скошена; (не)навидел
  3. Стены (не) выкрашены; (не)зная усталости; (не)взлюбила
  4. (не)чувствуя; вода (не)пролита;(не)ответил
  1. Укажите верный ответ в определении морфологических признаков выделенного слова.
  1. Выросший в саду – действительное причастие настоящего времени
  2. Посеяна в огороде – глагол прошедшего времени
  3. Раскрытая книга – имя прилагательное
  4. Развалившись в кресле – деепричастие совершенного вида
  1. В каком варианте ответа указаны предложения с пунктуационными ошибками?

А) Шумит размахивая ветвями да вершинами старый лес.

Б) Они шли по горной тропе, освещая путь факелами.

В) Собака отпрыгнула взвизгнув и тут же пропала в темноте.

Г) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.

1) А, Г                2) В, Г                3) А, В                4) А, Б

  1. В каком словосочетании наречие сочетается с наречием?
  1. Двигаться бесшумно
  2. Плавно взмахивая
  3. Очень громко
  4. Дважды пытался
  1. В каком примере НЕ с наречием пишется раздельно?
  1. (не)допустимо резкий тон
  2. Отвечал (не)уверенно
  3. Ушли вовсе (не)далеко
  4. (Не)много задержаться
  1. К какому разряду относятся все три предлога: над, от, вследствие?
  1.  Производные
  2. Непроизводные
  3. Простые
  4. Составные
  1. В каком предложении союз И связывает два предложения в составе сложного? (Знаки препинания не расставлены)
  1. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
  2. Взошла луна и своим мягким фосфорическим светом озарила лес.
  3. Все окна раскрыты настежь и тёплая ночь смотрит в них из сада.
  4. В город он больше не вернулся и теперь каждую свободную минуту просиживал в избе старика.
  1. В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?

Внезапно появившиеся в хрустальном небе (1) птицы стали садиться на воду (2) оглашая всё своими  скрипучими голосами(3) и (4) вновь взмыв в воздух (5) устремлялись в небо.

  1. 1, 2, 5
  2. 2, 5
  3. 1, 2, 3, 4, 5
  4. 2, 3, 4, 5
  1. В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется две буквы Н?

А) вещь подли..а, много раз стира..ый, пересоле..ый суп

Б) штопа..ые носки, маринова..ые грибы, лебеди..ая песня

В) жаре..ые в масле, рассказывал увлечё..о, вещь це..а

Г) кова..ый сундук, ветре..ый день, смышле..ый малыш

1) А, Г                2) А, В                3) В, Г                4) Б, Г

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

По моему глубочайшему убеждению, двадцать первый век должен быть веком гуманитарной культуры.

Природа – чудо из чудес. Миллионы лет она сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Человек – высшая точка её развития. И у него есть долг перед природой . Он обязан помогать животным, птицам, растениям, помогать, не ожидая взамен немедленной награды. Уничтожая природу, он уничтожает среду собственного обитания и в конечном итоге уничтожает самого себя.

  1. Определите тип речи.
  1. Описание
  2. Описание с элементами повествования
  3. Повествование
  4. Рассуждение-размышление
  1. Определите стиль речи.
  1. Разговорный
  2. Научный
  3. Публицистический
  4. Художественный
  1. Какова задача данного высказывания?
  1. Сообщить сведения, имеющие научное значение
  2. Обменяться мнениями, впечатлениями с близкими или хорошо знакомыми людьми
  3. Сообщить сведения, имеющие деловое информационное значение.
  4. Передать информацию об актуальных вопросах с целью воздействия, формирования общественного мнения.
  1. Укажите средство связи второго и третьего предложений.
  1. Синоним
  2. Местоимение
  3. Повтор одного и того же слова
  4. Союз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, русский, 6 класс

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...