Урок русского языка 7 класс Тема: Понятие о союзе.
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Грезнева Ольга Васильевна

Цели урока:

1.     Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения в постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.

2.     Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.

3.     Воспитательная: способствовать воспитанию позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.  

Тип урока:  комбинированный.

Методы обучения:  Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительный материал к уроку: карточки с заданиями, презентация.

n�!l=�� �� e:12.0pt;font-family:"Times New Roman","serif"'> - способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;

 

Тип урока: урок с элементами дискуссии

Оборудование: текст романа  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», портрет писателя, иллюстрации к роману «Преступление и наказание»

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_7_klass_soyuz.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 7 класс

Тема:   Понятие о союзе.

Цели урока:

1.     Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения в постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.

2.     Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.

3.     Воспитательная: способствовать воспитанию позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.  

Тип урока:  комбинированный.

Методы обучения:  Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительный материал к уроку: карточки с заданиями, презентация.

Ход урока.

I.     Орг. момент.

II.   Проверка  домашнего задания.

- Какую служебную часть речи мы изучили?  (Предлог)

- Дайте определение предлога. Какова роль предлога в нашей речи?

(Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.)

Задание 1. (Работа в парах). (Слайд 1)

- В предложениях найти производный предлог. Обосновать свой выбор, объяснить орфограммы,  записать предложения в тетрадь.

1.      Кормят воробьи своих птенцов гусеницами и черв_чками, а ловлей гусениц они занимаются в течени_  трех недель, пока воробьята не выр_стут.

2.     Река в течени_ своем делает много п_воротов.

- В первом предложении употреблен производный предлог в течение, он имеет временное значение. Объясните написание этого предлога.

- Какие еще слова в этом предложении являются служебными? (Союзы И, А, ПОКА и частица НЕ). Докажите, что И, А, ПОКА являются союзами.

- Постройте схему, объясните знаки препинания.

[ = - О  и  О ], а  [ -  =  ], пока [-  = ].

- Какие слова внесли в схему? Почему в схеме отражаются именно союзы, а не предлоги и другие слова? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного).

- Ребята, давайте вместе с вами сформулируем  тему нашего урока. Как же она будет звучать?  (Ответы учащихся)

Понятие о союзе

Запись на доске и в тетради. (Слайд 2)

- Какие задачи мы ставим пред собой? (Слайд 3) 

  • Изучить союз как служебную часть речи.
  • Выяснить, каково назначение союзов в языке.
  • Повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и сложных предложениях.

- Как вы думаете, что обозначает слово «союз»? Попробуем создать его образ. 

(Слайд № 4.) Какие ассоциации вызывают у вас эти рисунки?

Сообщение ученика (индивидуальное задание к уроку).

Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».

Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.  

- Что вы уже знаете о союзе? (Союзы, как и предлоги, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения).

III.    Изучение нового материала.

  1. Работа над определениями союза в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова. (Слайд № 5)
  • В 19 веке в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова».

  • В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

- Сравните определения союза. Чем они отличаются?

Различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в 20 веке ученые-лингвисты знали о языке и его законах больше, чем ученые 19 века, что и отразилось в словарях. Так нужно помнить, что словари и Даля, и Ожегова были предназначены для широкого круга читателей.  Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.

2) Выяснение роли союзов.

- Попробуйте дайте определение союза как части речи. В чем же заключается роль союзов? (Связывают однородные члены и предложения в составе сложного).

- Только ли в этом заключается роль союзов?

- Для ответа на этот вопрос рассмотрим предложения. (Задание на карточках)

Задание № 2.

- Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.

·    В лесу можно услышать чудесное пение соловьёв и дроздов.

·    В лесу можно услышать чудесное пение не соловьев, а дроздов.

·    В лесу можно услышать чудесное пение соловьев или дроздов.

·    В лесу можно услышать чудесное пение то дроздов, то соловьев.

·  С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, и овсянки старались выводить звенящие трели.

 ·  С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, а овсянки старались выводить звенящие трели.

·   С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, когда овсянки старались выводить звенящие трели.

- Подчеркните союзы в предложениях.

- Что связывают союзы в первой группе предложений? (Однородные члены)

- Во второй? (Простые предложения в составе сложного).

- Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? Второй? Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют какое-то значение)

- Союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.

- Итак, подведем итоги. Что вы узнали о роли союзов? 

(Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражают смысловые отношения между ними.)

      3) Выполнение упражнения на узнавание союзов.

- Выполним упражнение 333. Прочитайте текст. К какому стилю речи и типу речи его можно отнести? Перепишите текст.

- Заключите в овал союзы и определите, какие из них соединяют однородные члены, какие – простые предложения в составе сложного, а какие – части текста. Объясните написание выделенных букв.

   4) Работа с учебником. Параграф 147.

- Заполнить схему, опираясь на теоретический материал параграфа 147. Проиллюстрировать примерами. (Схема – слайд № 6.)

- Опираясь на схему, охарактеризовать союзы из текста упражнения 333.

IV. Физпауза. 

 - Молодцы! С заданием справились успешно. Пришло время отдохнуть. Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. Встаньте, пожалуйста.

а) закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;

б) откройте глаза, посмотрите вперёд,   влево, затем - вправо;

в) опустите голову, резко посмотрите вниз;

г) поднимите голову, резко посмотрите вверх;

д) делайте вращательные движения глаз;

- Садитесь. Продолжаем работу.

V. Закрепление.

  1. Конструирование сложных предложений. (Слайд № 7)

Работа по вариантам.

Каждый ряд получает по одному предложению.

– Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения.

– Объясните орфограммы и знаки препинания.

Медвеж_нок-шалун

1) Под тяжестью медвеж_нка дерево склонялось все ниже и ниже. Крайние ветки стали к_саться воды.

2) Он нал_гал (изо)всех сил. Дерево (не)заметно сг_балось.

3) Забавник (в)месте с деревом гулко шлепнулся в холодную в_ду.

  Коре_ки, д_ржавшие дерево, лопнули.  

- Начиная с первого ряда прочитаем, какие предложения у вас получились. Можно ли эту запись назвать текстом? Почему? (однотематическая лексика, можно озаглавить)

Попробуйте озаглавить данный текст.

- Обратите внимание на тему предложений и текстов, над которыми мы работаем на уроке. А у вас есть любимые животные?

 2. Сочинение-миниатюра.

– Составьте связный текст (5–6 предложений) о любимых животных, их повадках.

– Озаглавьте его.

– Используйте простые и составные союзы, связывающие как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

Слабоуспевающие дети выполняют творческую работу. (Слайд № 8)

 – Найдите в тексте стилистический недочет.

– Какое значение имеет союз ибо? Назовите союзы, имеющие такое же значение.

– Запишите предложения, заменяя простой союз ибо сложным так, чтобы союзы не повторялись.

– Что связывают союзы?

Преследуя оленя, охотники шли вперед, но часто останавливались, ибо   на поверхности льда попадались трещины.

Мало-помалу расстояние между ними уменьшалось, ибо  долина суживалась.

Охотники уже надеялись на удачу, но внезапно их надежды рухнули, ибо перед ними зияла огромная трещина, через которую перейти нельзя.

Для справки: потому что, так как, оттого что.

 

 VI. Рефлексия.

 

- Что вы сегодня на уроке узнали о союзе?

- Какая информация была новой для вас?

- Достигнуты ли задачи урока? (Возвратиться на слайд №2).

VII. Аргументированное выставление оценок.

VIII. Домашнее задание. (Слайд №9)

1.     Параграф 148 учить.

2.     Упражнение 334 или составить текст «Мой любимец», используя различные союзы        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока русского языка по теме:"Слитное написание союзов".

Данная разработка содержит актуальный материал,призванный помочь учителю более качественно излагать учащимся такой материал,как правописание союзов....

Урок русского языка на тему "Понятие о деепричастии"

Данная разработка представляет собой урок русского языка  для 7 класса на тему "Понятие о деепричастии" . Разработка составлена с ориентацией на системно -деятельностный поход в обучении. Урок со...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Урок русского языка по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчинённом предложении"...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Урок русского языка на тему _Понятие о сложносочинённом предложении, его строении_ ( 9 класс).

Урок русского языка в 9 классе Тема:   Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Образовательная цель урока:создание условий для выяснения усвоения программного материа...