Роль культурных учреждений г.Якутска в формировании филологической культуры и эстетической воспитанности учащихся.
статья по русскому языку (6 класс) на тему

В постиндустриальном обществе телевидение, компьютер и Интернет становятся неизбежным и необходимым инструментом освоения мира ребенком. Однако развитие технологий приводит к тому, что у школьников искусственно сужаются возможности чувственного опыта на основе личностного переживания, а традиционные эстетические ценности подвергаются пересмотру и подменяются массовой культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx389.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сивцева Саргылана Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №17 г.Якутска

Роль культурных учреждений г.Якутска в формировании

 филологической культуры  и эстетической воспитанности учащихся.

В постиндустриальном обществе телевидение, компьютер и Интернет становятся неизбежным и необходимым инструментом освоения мира ребенком. Однако развитие технологий приводит к тому, что у школьников искусственно сужаются возможности чувственного опыта на основе личностного переживания, а традиционные эстетические ценности подвергаются пересмотру и подменяются массовой культурой.

Высокая эстетическая миссия искусства и необходимость всестороннего развития в этой области - идея, активно утверждающаяся в образовательном пространстве многих развитых стран. Тот вклад, который искусство вносит в образование, много превосходит его внутреннюю, лишь ему свойственную ценность. В условиях технологического окружения, в мире информатики, сама способность воспринимать, интерпретировать и оценивать есть жизненная необходимость. Искусство «подготавливает почву» для понимания символов современного мира

Исходя из этого можно говорить о системно-деятельностном  подходе  к созданию педагогических условий реализации модели взаимодействия школы  с социокультурной средой города. В ходе реализации модели происходит органичное вхождение школьников в социокультурную среду города.

Доброй традицией школы №17г.Якутска является тесное сотрудничество с культурными учреждениями г.Якутска. Наши ученики являются постоянными посетителями спектаклей Саха Академического театра им. П.А.Ойунского, Государственного театра оперы и балета им. Суорун Омоллоно, Театра юного зрителя. Не пропускают ни одной премьеры в кинотеатре «Лена». Посещают все выставки Зарубежной галереи им. Габышева. Также работники культурных учреждений являются частыми гостями на классных часах, различных мероприятиях школы.  Эта  интегрированная работа ведется систематически с 2000 годов.

Направление «Школа-театр» подразумевает посещение школьниками спектаклей по запросам образовательного учреждения на основе репертуара театра , проведение экскурсий, обзорных лекций для знакомства с историей и деятельностью театра, с актерами, режиссерами, театральными профессиями, приход артистов театра и кино в школу  для ознакомления с возможностями театра в развитии и образовании школьников, проведение лекций, бесед, творческих выступлений артистов  в школе, выездные спектакли, выступления, концерты артистов театра в школе.

Направление «Школа-музей» подразумевает посещение школьниками музейных экскурсий по запросам образовательного учреждения на основе существующих в музее программ, проведение экскурсий, обзорных лекций с целью знакомства с историей и деятельностью музея, приход работников музея в школу  для ознакомления с возможностями музея в развитии и образовании школьников, проведение лекций, бесед, творческих выступлений сотрудников музея в школе, организация  выездных экскурсий.

С внедрением ФГОС второго поколения,  с изменением содержания  программ  модернизации образования в России,  направленного  на  оптимизацию  как внутренних, так и внешних  ресурсов , эта работа становится как никогда актуальной и востребованной. Значимыми  положениями  Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» 

являются  расширение  взаимодействия школы с ее социокультурным окружением  (открытость образовательного  учреждения  контактам  с  другими  образовательными учреждениями,  предприятиями, организациями, референтными группами, располагающими  ресурсами,  необходимыми  для  решения задач повышения качества образования).

Активное участие учреждений социально-культурной сферы и школы в организации досуговой деятельности учащихся через посещение спектаклей, кинофильмов, выставок , как показывает практика, позволяет смотреть на такую форму работы как важный фактор преодоления социальной пассивности некоторой части семей, нейтрализации внутрисистемных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создание благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных видов досуга, мощное всестороннее развитие личности ребенка.

Основными задачами совместной деятельности школы и учреждений культуры являются:

  • формирование гармонически развитой личности;
  • нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков;
  • удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей:
  •  повышение качества обучения.

Каждый учитель школы привлекается к данной работе. Для классных руководителей это мощный ресурс, который можно использовать в воспитательной работе. Для учителей-предметников, особенно учителей гуманитарных предметов, это прекрасная возможность приобщить учащихся к классике мировой, отечественной  литературы и культуры вживую.

Для меня, учителя русского языка и литературы, это замечательная возможность  

жизненного опыта учащихся, основываясь на который они могут изложить свои мысли на русском языке. Поскольку я работаю в классах с якутским языком обучения, большой проблемой является развитие речи обучающихся. А имея опыт просмотра фильмов, спектаклей, выставок, пропуская через себя информацию, ребятам легче изложить мысли на русском языке. Поэтому такая форма работы для меня учителя-предметника является неотъемлемой частью работы.

В данной статье хочу поделиться с небольшим опытом взаимодействия с культурными учреждениями г.Якутска в 6 в классе. В частности рассказать об издании сборника творческих работ учащихся класса «Детство цвета радуги». Этот сборник состоит полностью из работ учащихся на русском языке. Появился он благодаря коллективному труду классного руководителя Борисовой О.И. и родителей класса.  Все 34 ученика написали работу. В книге ребята поделились своими впечатлениями о просмотренных спектаклях, фильмах. Выразили свои эмоции и чувства. Пусть где-то коряво, неумело, но главное это сделали они от всей души, искренне. В течение 1,5 лет ребята после просмотра фильма, спектакля, выставки на уроках русского языка писали небольшие работы на русском языке. В ходе работы над сборником эти работы редактировались ими же самими, исправлялись. В общем, проделана большая работа по совершенствованию своего языка изложения, устранены некоторые ошибки.

C:\Users\1\Desktop\МО гум 1\Школа и ТЕАТР\6в.jpg

Предлагаю некоторые отрывки из работ моих учащихся:

Бочкарев Вова

В ноябре 2016 года мы всем классом и классным руководителем Борисовой Оксаной Ивановной смотрели фильм Кима Дружинина и Андрея Шальопа «28 Панфиловцев».

Художественный фильм «28 Панфиловцев» посвящен подвигу, который совершили 28 бойцов 4-й роты 2-го батальона 1075 стрелкового полка 316-ой стрелковой дивизии.

Мне этот фильм очень понравился тем, что он учит быть патриотом, не быть жестоким и при тяжелой ситуации вставать на защиту своей Родины. Панфиловцы совершили такой подвиг, который будет вспоминаться еще не одним поколением. И благодаря нашим дедам-солдатам, воевавшим против фашистов,  мы живем сегодня в мирной стране.

На мой взгляд, 28 панфиловцев – все герои, которые готовы были отдать свою жизнь, главное не впустить врага. Силами 28 человек было уничтожено 18 вражеских танков – а это большой подвиг.

Мы, новое поколение, молодежь, должны следовать таким же ценностям, какие заложили наши деды, наши герои и обладать не меньшим патриотизмом, чтобы в любой момент смочь защитить свою Родину для дальнейшего ее процветания.

Петрова Анна

Артисты ТЮЗа посвятили всем матерям спектакль «Ытык ийэ» по поэтической драме Ивана Егорова в постановке Валентины Якимец.

Спектакль «Ытык ийэ» рассказывает  про мать, потерявшую пятерых сыновей во время войны. Она очень долго до последнего вздоха  ждала своих сыновей после войны , но так и не дождалась. Мне ее было очень жаль. Она стала героическим символом материнства и стойкости духа. Жизнь этой женщины была наполнена радостью материнского счастья, а потом годами долгих ожиданий.

Спектакль не оставил равнодушным никого. Без слез постановку смотреть было невозможно. Я думаю, она мать  с большим сердцем, которое не очерствело от боли. Мать  до конца жизни была символом стойкости любви и добра. Когда я смотрела спектакль, мне было очень грустно. Я думаю, что любая мать бы дожидалась своего ребенка до конца, как сделала это она. И еще я думаю, наше поколение должно знать о ее поступке. Спектакль прошел очень хорошо, я почувствовала искренне теплое отношение к матери.

Я думаю,  всем понравился этот спектакль. Моим друзьям очень понравилось, как и мне. Артисты ТЮЗа были великолепны, особенно мне понравилась актриса, игравшая Святую маму. Она в спектакле сумела передать всю боль и трагедию этой прекрасной женщины.

Этот спектакль учит быть мужественной и смелой.

C:\Users\1\Desktop\МО гум 1\Школа и ТЕАТР\6в-1.jpg

Сидоров Айдын

Мы всем классом часто ходим на разные мероприятия и на спектакли Саха театра. Вот недавно тоже были.

        Сначала для нас провели экскурсию по зданию: показали гримерную артистов, мастерскую, где шьют костюмы для героев спектакля, реквизиты постановок. Были там и разные сундуки для гастролей, где хранят одежду, оружия, в общем было много интересных вещей. И всё это показывал и рассказывал заслуженный артист Саха театра Степанов Ефим Николаевич. Он актёр театра и кино, режиссёр-постановщик, заведующий кафедрой исполнительских искусств АГИИК.

        После экскурсии, наконец-то, зашли в зал смотреть спектакль. Сначала я ничего не понял, но потом становилось все понятней и интересней. Я узнал, предводитель ХУННОВ Тин Хун был жестоким, но справедливым. Он был влюблен в сестру своего друга детства. Их было трое – три лучших друга. Когда они были маленькими, у них всё было хорошо, играли, весело проводили время. По характеру они были очень разные. Еще с детства было понятно кто кем станет. Один явный лидер, другой трусливый, способный на подлый поступок, а третий совсем чудаковатый, ни на кого не похожий.

В спектакле «Хууннар» играли мои любимые актёры: Говоров Игорь и Дорофеев Роман. Оба актёры драматического театра и кино. Режиссёр этого прекрасного спектакля Борисов Андрей Саввич, а костюмы придумала художник Сардааны Федотова.

Вот так благодаря этому спектаклю, я очень много узнал. Он очень познавательный, учит нас быть сильными, стойкими, быть честными, любить свою родину, быть преданными ей. Мне кажется, я понял, что именно хотел донести до нас этой постановкой режиссер.

Когда был маленький, родители меня брали с собой в театр, но тогда я ничего не понимал и  отказывался идти в театр. Но сейчас всё поменялось, мне с каждым разом становятся всё интересней и интересней.

Завершая свою статью, могу сделать следующие выводы.

1.Такая форма работы с учреждениями культуры г.Якутска  создает  условия для нравственно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения, предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности, противодействуя тем самым падению культуры общества.

2. Интеграция школы и учреждений культуры дает  широкие возможности для утверждения детей в социуме через национальное искусство, для их идентификации как носителей культуры своего народа и, в конечном итоге, для становления гражданской позиции и патриотического сознания школьников.

3.Объединения разных культурных учреждений и школы  в целях создания единого поля освоения русского языка и литературы способствуют развитию филологической культуры учащихся.

Таким образом, такая форма работы, а именно,  процесс освоения культуры в образовательных учреждениях рассматривается через визуальную среду, сферу предметно-пространственной деятельности, через живое освоение культурного пространства и действие в нем в условиях активного взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры, непрерывного взаимодействия объектов культуры, живой природы и человека.

Литература.

1. Браже Т.Г. Гуманитарная культура педагога как условие успешности его работы в школе ХХ-ХХ1вв.: Материалы Международной конференции 28 марта 3 апреля 1994 г. -СПб.: С.- Петерб. Гос. унт пед.- С. 36-46.

2.Столяров Б.А. К вопросу об истории развития и определениях в музейной педагогике. // Художественный музей в образовательном процессе. СПб.: специальная литература, 1998. - С. 15-38.

3. Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"

Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....

Статья "Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся МБОУ "Благовещенская СОШ №2""

В представленной статье описан опыт проведения литературной гостиной...

Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"

Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- мате...

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики в условиях внедрения современных образовательных технологий.

Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знан...

Эстетическое воспитание учащихся

Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках труда должна быть систематической и целенаправленной.Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить...