образовательный проект "Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку ооп ооо"
проект по русскому языку на тему

Образовательный проект - план развития речевого мышления учащихся 6-9 классов. В проекте систематизированы техники и приемы, которые способствуют развитию речевого мышления учащихся, что, несомненно, поможет при подготовке к огэ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt._razvitie_rechevogo_myshleniya.doc479 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

«Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования»

Актуальность проекта

В 2015 году МБОУ «Гимназия №12» вошла в число участников всероссийской программы по проектированию модели «Марафон предприимчивости», в ходе которой педагоги обучались техникам и приемам формирования предприимчивого мышления. Обучение проходило по модулям: «Речевое мышление», «Системное мышление», «Эмоциональное мышление». В ходе применения техник и приемов данных модулей, увидели, что развитие речевого мышления во внеурочной деятельности способствует овладению учащимися и теми умениями и навыками, которые включены в требования к учебному предмету «Русский язык» основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №12»: овладение разными видами чтения (информационное, рациональное и аналитическое) и техника сжатия и «упаковка» информации.

Был разработан образовательный проект «Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования».

Термином «речевое мышление» обозначаем тесную связь мышления и речи. Благодаря этому типу мышления человек может четко структурировать и преобразовывать информацию, презентовать ее в различных формах.


Анализ исходного состояния проблемы

Таблица 1.

Сильные стороны

Слабые стороны

1

Изучение педагогом (составителем проекта) основ формирования речевого мышления при получении высшего образования

Недостаточный опыт педагогической деятельности

2

Опыт участия в «Марафоне предприимчивости» по освоению техник модуля речевого мышления

Недостаточный опыт апробации техник и приемов на практике

3

Проведена стартовая диагностика развития речевого мышления

Диагностика показала низкий уровень сформированности речевого мышления у учащихся 6 классов

4

Разработана рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов в соответствии с требованиями основной образовательной программы основного общего образования «Гимназия №12»

Недостаточно описаны и апробированы инструменты достижения результатов рабочей программы по русскому языку в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Возможные ограничения и риски и их компенсации  в процессе реализации проекта

Таблица 2.

Ограничения и риски

Компенсации

1

Несоответствие  планируемых результатов реальным показателям

Корректировка запланированных урочных занятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов

2

Низкая мотивация учащихся к изучению предмета

Учет интересов учащихся при выборе техник и приемов развития речевого мышления, повышающих мотивацию к изучению учебного предмета «Русский язык»

Анализ исходного состояния  в вопросе развития речевого мышления учащихся   позволил выявить противоречия:

  • между предъявляемыми требованиями по учебному предмету «Русский язык» к учащимся МБОУ «Гимназия №12» и реальными показателями знаний учащихся;
  • между готовностью педагога развивать речевое мышление и отсутствием готовых методических рекомендаций по использованию техник и приемов для достижения требований программы «Русский язык» в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Необходимость разрешения данных противоречий и обуславливает цель нашего проекта.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие речевого мышления учащихся для достижения планируемых результатов по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования.

Задачи:

  1. Способствовать развитию речевого мышления в соответствии с планируемыми результатами по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования.
  2. Определить техники и приемы развития речевого мышления в соответствии с затруднениями учащихся  по результатам диагностик.
  3. Создавать на урочных занятиях по русскому языку ситуации для развития речевого мышления учащихся основной школы.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в том, что все техники и приемы по развитию речевого мышления систематизированы с учетом требований учебного предмета «Русский язык»  в условиях реализации ФГОС основного общего образования и изучаются дифференцированно.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта  состоит в существенном повышении качества работы по достижению результатов по русскому языку в основной школе.

Реализация проекта «Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования» содержит в себе потенциал для развития у учащихся – участников проекта:

  • компетентности информационного и аналитического чтения;
  • аналитических способностей;
  • логического, критического мышления;
  • к овладению техниками и приемами работы с информацией, ее структурирования  и презентации;
  • умение действовать в различных жизненных ситуациях.

Целевые группы и партнеры проекта

Целевые группы проекта

  1. Учащиеся 6-9 классов МБОУ «Гимназия №12»:

- освоение техник и приемов, направленных на формирование развитие  речевого мышления у учащихся.

Партнеры проекта

  1. Педагог-психолог МБОУ «Гимназия №12»:

- помощь в проведении диагностики развития речевого мышления.

  1.  Учителя-предметники МБОУ «Гимназия №12»:

- содействие в развитии речевого мышления у учащихся 6-9 классов МБОУ «Гимназия №12».

Краткое описание проекта по этапам

Проект длительный, срок реализации: 4 года (6-9 классы).

Проект «Развитие речевого мышления учащихся как средство достижения планируемых результатов по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования» рассчитан на 2015-2019 годы.

Этапы проекта и основные мероприятия

Таблица 3

№ п/п

Этап проекта

Мероприятия

Сроки

1.

Организационный

этап

  1. Стартовая диагностика  уровня развития речевого мышления  
  2. Определение перечня  методических приемов и техник для развития речевого мышления у учащихся основной школы в соответствии с выявленными по результатам диагностики затруднениями у учащихся

1 четверть 6 класс

2.

Практический этап

  1. Освоение учащимися модулей «Информационное, рациональное и аналитическое чтение» и «Техника сжатия, «упаковки» информации»
  2. Применение приобретённых  умений и навыков  при выполнении учебных заданий по русскому языку

6-7 классы

8-9 классы

3.

Мониторинг реализации данного проекта

  1. Проведение диагностики уровня развития речевого мышления.
  2. Анализ  соответствия промежуточных (6-8 классы) и итоговых (9 класс)   результатов диагностики планируемым результатам рабочей программы по русскому языку.

Ежегодно, май

На организационном этапе выявляется уровень развития речевого мышления учащихся. Для этого в течение 1 четверти 6 класса проводится стартовая диагностика, педагогом проверяется следующее:

  • степень понимания после первично прочитанного текста;
  • умение работать индивидуально и в группе путем наблюдения;
  • оценка владения устной и письменной речью, диалогической и монологической контекстной речью, информационной переработки текста;
  • развитие навыков чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала;
  • умение оценивать собственную и чужую речь.

К стартовой диагностике привлекается и педагог-психолог, который пользуется следующим инструментарием:

  • опросник по определению сильных сторон мышления [3,53];
  • диагностика преобладающего типа мышления (модификация Г.В. Резапкиной) [3,58];
  • опросник «Профиль оратора» [3,75].

 На практическом этапе системно применяются техники и приемы для развития речевого мышления по модулям:        

  • «Информационное, рациональное и аналитическое чтение»;
  • «Техники сжатия, «упаковки» информации».

Перечень  методических приемов и техник для развития речевого мышления определяется исходя из полученных результатов и с учетом интересов учащихся конкретного класса.

При обучении модулю «Информационное, рациональное, аналитическое чтение» используются:

  • стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Приложение 1);
  •  квест по книге (Приложение 2).

При обучении модулю «Техника сжатия, «упаковки» информации» используются  приемы и техники:

  • «Презентация в лифте» (Приложение 3); 
  • «25 слов» (Приложение 4); 
  • фишбоун (Приложение 5); 
  • аргументированное лото;
  •  ментальная карта (Приложение 6).

        На этапе мониторинга реализации данного  проекта выявляется динамика уровня развития речевого мышления и анализ промежуточных и итоговых результатов.  Данная диагностика проводится по материалам стартовой.

Ожидаемые конечные результаты   реализации проекта

Таблица 4

Задача проекта

Ожидае

мый результат

Критерии

оценивания

Показатели

Инструмент

оценки

1.Способствовать развитию речевого мышления в соответствии с планируемыми результатами по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования

Доля числа учащихся, достигнувших уровня развития речевого мышления в соответствии с планируемыми результатами по русскому языку, не менее 96%

Мотиваци-онно-волевой (сформированность мотивацио-нно-волевой  регуляции)

Уровень сформированности  мотивации  к выполнению заданий в рамках проекта

Методика диагностики направленности учебной мотивации Дубовицкой Т.Д.

Инструмен-тально-деятельнос-тный

Учащиеся применяют приобретённые  умения и навыки  при выполнении учебных заданий по русскому языку, овладели основными «инструментами» аналитической работы с информацией, ее структурирования и презентации

Качественный анализ выполнения устных и письменных учебных заданий по русскому языку

Наличие инструмен-тария для диагностики уровня развития речевого мышления учащихся

Уровень  развития речевого мышления учащихся

Диагностический инструмента-рий

Повышение качества знаний учащихся основной школы по русскому языку

Процент качества знаний

Классный журнал

2.Определить техники и приемы развития речевого мышления в соответствии с затруднениями учащихся по результатам диагностики  

Наличие банка техник и приемов развития речевого мышления в соответствии с затруднениями учащихся  

Сформиро-ванность банка техник и приемов развития речевого мышления

Соответствие техник и приемов требованиям рабочей программы по русскому языку

Банк техник и приемов развития речевого мышления размещен на странице в сети Интернет

3. Создавать на урочных занятиях по русскому языку ситуации для развития речевого мышления учащихся основной школы

Использование ситуаций  для развития речевого мышления, не менее 30% учебного времени

Наличие разработок учебных занятий с использованием ситуаций для развития речевого мышления учащихся основной школы

Соответствие разработанных ситуаций требованиям рабочей программы по русскому языку

Наличие технологических карт учебных занятий

Оценка эффективности   реализации проекта:

  1. Соответствие уровня развития речевого мышления планируемым результатам по русскому языку основной образовательной программы основного общего образования.
  2. Определены техники и приемы развития речевого мышления в соответствии с затруднениями учащихся  по результатам диагностики.
  3. Проявляются приобретённые  умения и навыки  при выполнении учебных заданий по русскому языку, овладели основными «инструментами» аналитической работы с информацией, ее структурирования и презентации.

Промежуточные  результаты реализации проекта.

Таблица 5

Мероприятия

Результаты

Организационный этап

  1. Стартовая диагностика  уровня развития речевого мышления  

Анализ уровня сформированности речевого мышления учащихся

  1. Определение перечня  методических приемов и техник для развития речевого мышления у учащихся основной школы в соответствии с выявленными по результатам диагностики затруднениями у учащихся

Банк методических приемов и техник для развития речевого мышления у учащихся основной школы в соответствии с выявленными по результатам диагностики затруднениями у учащихся

Практический этап

1. Освоение учащимися модулей «Информационное, рациональное и аналитическое чтение» и «Техника сжатия, «упаковки» информации»

Владение стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо, приемами сжатия и «упаковки» информации

2. Применение приобретённых  умений и навыков  при выполнении учебных заданий по русскому языку 

Качественное выполнение заданий по  

русскому языку, овладение основными «инструментами» аналитической работы с информацией, ее структурирования и презентации

Мониторинг реализации данного проекта

1. Проведение диагностики уровня развития речевого мышления

Повышение уровня развития речевого мышления у учащихся

2.Анализ  соответствия промежуточных (6-8 классы) и итоговых (9 класс)   результатов диагностики планируемым результатам рабочей программы по русскому языку

Соответствие промежуточных  и итоговых результатов диагностики планируемым результатам рабочей программы по русскому языку


Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] –  Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/– Загляд. с экрана.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изм. и доп.)[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938– Загляд. с экрана.
  3. Алексеева, Е.С. Методический конструктор для развития предприимчивого мышления и поведения [Текст]  / Е.С. Алексеева, И.Н., Антонова, И.В. Галковская, Т.Г. Новикова, Т.В. Светенко, О.В. Щедрина, С.Н. Фролова, Е.Н. Яковлева, Катри Райк  // под ред. Светенко Т.В. – Пенза, 2013г. – В 2-х ч. – 304 с.
  4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №12» [Текст] – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2014.
  5. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов [Текст] – Сост. Е.В. Нартикоева. - Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2014.

Приложение 7

Планируемые результаты по русскому языку

основной образовательной программы

основного общего образования

МБОУ «Гимназия №12»

* - умения, направленные на развитие речевого мышления

Метапредметные результаты включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества:

  • «умение самостоятельно  определять цели своего обучения ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности» [3];
  • «умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач» [3];
  • уметь «соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией» [3];
  • научиться умению «оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения» [3];
  • владеть «основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности» [3];
  • уметь «определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы» [3];
  • уметь «создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач»[3];
  • овладеть смысловым чтением;
  • уметь «организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение» [3];
  • овладеть умением «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью» [3];
  • работать над формированием и развитием «компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитием мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами» [3];

Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" должны отражать:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

  • создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
  • развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
  • овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
  • умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
  • умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

  • осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
  • соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
  • стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

  • распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
  • уместное использование фразеологических оборотов в речи;
  • корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
  • использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

  • идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
  • распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
  • распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
  • распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
  • распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

  • проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
  • проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
  • анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
  • определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
  • определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
  • деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
  • проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
  • характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
  • опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
  • определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • определение грамматической основы предложения;
  • распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
  • распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
  • опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
  • определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
  • определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

  • умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
  • пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
  • пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
  • использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
  • использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
  • использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов.


Приложение 1

Стратегии технологии развития

критического мышления через чтение и письмо

Кластер

(от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот  или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.  Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».   Последовательность действий  при построении кластера проста и логична:

  • Ключевое слово
  • Слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
  • По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием.

Правила построения кластера:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не  следовать по заранее.

Построение таблицы

        Любая таблица – представляет собой  результат некоторой классификации, оформленный в  виде нескольких столбцов и  строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.  Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе столько велико, что мы приведем здесь только несколько:

- заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;

- описание логики построения таблицы;

- построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.

ТАСК-анализ

ТАСК -  (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача   помочь учащимся научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста.  Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять обучающимся.  Наиболее рациональные ответы на вопросы необходимо занести в  специально сконструированную таблицу.

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.     Какая тема обсуждается?

 

2.     Каково основное утверждение по теме?

 

3.     Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?

 

4.     Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.

 

5.     Содержит ли этот текст непонятные, сложные или "перегруженные" слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.

 

6.     Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.

 

7.     Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.

 

8.     Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что ... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), ... (основное утверждение), поскольку ...(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).

 

9.     Является ли полный тезис спорным, но в тоже время, приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?

 

10.  В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.

 

         Таким образом,  предлагаемый метод -   заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда читатель начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК значительно улучшает способность учеников читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется  при подготовке к групповой дискуссии  в ходе выявления слабых места  в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение составлять доказательства.

Приложение 2

Квест по книге

В современном мире одной из известнейших технологий является «квест» - новая и интересная форма работы, которая позволяет получить информацию самостоятельно или работая в команде.

        Квест – это возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений. 

В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Как игровой жанр он сформировался задолго до появления Интернета и изначально предполагал выполнение каких-либо заданий, записанных на бумажках.

Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.

Интрига – основа любого квеста.

Его суть заключается в том, чтобы проходя квест, ученики кратко познакомились с основой произведения, основными героями и событиями.

Структура квеста по книге следующая:

  1. Интрига
  2. Получение заданий и подсказок для достижения цели
  3. Получение конечного результата (клад)

Пример «Квеста по книге»

Любовь, предсказания, месть и интриги – все ты найдешь в этой удивительной книге. Хотите большое произведение изучить всего за 15 минут?  Тогда отправляйся в путь! В пути на вопросы все отвечай и подсказки получай.

Приступим!

Дорогой участник! чтобы получить первую подсказку Тебе предстоит выполнить первое задание,

Задание 1

Перед тобой текст, прочти его, тогда узнаешь важные факт из этого произведения.

…. Молчал1, спокойно смотря на метавшегося1 в лодке …, только его трубка задымила сильнее, и он помедлив4, вынул ее изо рта, чтобы лучше видеть4 происходящее.

        - …! – взвыл …. – Ты ведь слышишь1 меня, я погибаю, спаси!

        Но … не сказал ему ни одного слова1; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Пока не отнесло2 лодку так далеко, что еле долетали слова-крики …, он не переступил даже с ноги на ногу. .. рыдал.

Тогда1 набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре3 ни одного слова … крикнул:

- Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, …, и не забудь!

Тогда крики6 умолкли, и … пошел домой. …, проснувшись7, видела, что отец1 сидит перед угасающей лампой в глубокой задумчивости. Услышав голос девочки, звавшей его, он подошел к ней2, крепко поцеловал и прикрыл сбившимся одеялом.

        - Спи, милая, - сказал он, - до утра еще далеко.

        - Что ты делаешь7?

        - Черную игрушку я сделал, …, спи!

Почему назвали это «черной игрушкой», ты поймешь, если найдешь в тексте глаголы, и соберешь те буквы из них, номера которых указаны над ними.

Чтобы узнать, за что герой мстил …, выполни задание 2, но находится под одним из стульев, на котором сидит один из участников вашей группы.

Задание 2

В ребусе зашифровано предложение, расшифруй его

ребусыребусы         

ребусы    ребусы  4 = Р                                                       ребусыребусыребусы         

   ребусы       ребусыребусы   ребусы       ребусы

Третье задание найдешь на одном из подоконников

Задание 3

После смерти жены осталась маленькая дочь, которую воспитывал отец. У девочки не было друзей из-за мести ее отца.

Однажды, когда девочке исполнилось 10 лет, с ней кое-что случилось… А что с ней случилось, узнай сам, выполнив задание.

Прочитай предложение, следуя по направлению

Д

Е

В

О

В

О

Ж

К

О

О

Н

Е

Д

Ж

О

И

Т

И

Ч

В

Л

Ш

В

Т

О

П

Р

С

Л

А

Л

Е

Л

К

Ж

А

Е

Я

Т

Р

К

Н

К

А

З

Ы

Р

А

А

Ц

О

Б

И

А

Ы  

П

Е

Е

Щ

Е

Ш

Т

С

В

Е

М

Н

И

К

Й

Б

У

Д

У

Х

Задание 4

Перед тобой текст предсказания, которое волшебник проговорил девочке. Только для того, чтобы прочитать его, нужно правильно расположить предложения:

Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго.

Ты будешь большой, ...

Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус.

Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе.

Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там.

Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная в коврах, в золоте, цветах, поплывет от него быстрая лодка.

«Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу.

Тогда ты увидишь красивого храброго принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки.

«Здравствуй, …! - скажет тебе он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь жить там со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали».

Он посадит тебя в лодку и привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Чтобы проверить правильность выполнения задания, найди подсказку, которая находится под столом вашей команды

Подсказка

Переверни листы с предсказанием и проверь, получилась ли картинка, на ней изображен автор этого произведения.

Перед вами портрет автора произведения, давайте выясним, кто это. Определите, кто автор!

Задание 5

А теперь давайте узнаем имена главных героев

Имя принца, который увезет девочку, такое же, как и у известного британского короля, героя британского эпоса. Фамилию этого принца можно составить, если вспомнить русский алфавит. Записана последовательность цифр, запиши ту букву, которая стоит в алфавите по этим номером, и ты ее прочтешь.

4 18 6 11

Имя девочки так же зашифровано, прочти его.

1 19 19 16 13 30

А теперь соберите фрагменты.  Иллюстрация к какому произведению получилась?

Вы успешно прошли квест по произведению «Алые паруса» Александра Степановича Грина. Не читая произведения, что вы узнали о нем?

232206_illustraciya-k-knige-alye-parusa     220px-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BD

Приложение 3

Прием «25 слов»

        Прием, который требует сократить содержание текста до объема 25 слов, причем передать необходимо тему, ключевые понятия, задание выполняется на время, например, за 10 минут.

        Благодаря этому приему учащиеся освоят навыки сжатия текста, научатся видеть в тексте ключевые моменты.

Приложение 4

Техника «Фишбоун»

Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Картинки по запросу фишбоун

Приложение 5

Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Как нарисовать ментальную карту: инструкция

  1. Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
  2. От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
  3. Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям под ветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Картинки по запросу ментальная карта

Приложение 6

Прием «Презентация в лифте»

Презентация в лифте – это формат презентации или выступления в условиях ограниченного времени, обычно одной минуты – (время движения лифта в высотном здании). Особенность «Презентации в лифте» заключается в том, что в течение одной минуты, предприниматель должен объяснить суть своей бизнес идеи и ее привлекательность для инвестора.

Прием «Презентация в лифте» был заимствован у предпринимателей, которые стремились убедить инвестора в выгодности их проекта.

История данного приема уходит далеко в середину 20-го века. Начинающие предприниматели пытались нарочно выловить вечно занятых потенциальных инвесторов, пока те едут в лифте на верхние этажи небоскреба, чтобы рассказать им про свой проект. Одним из ярких примеров презентации в лифте является случай, произошедший с основателями компании Google. В далеком 1998 году тогда еще начинающие предприниматели Сергей Брин и Ларри Пейдж получили на развитие своей еще несуществующей компании 100 тысяч долларов, потому что успели доходчиво объяснить опаздывающему на встречу Энди Бехтольшайму выгодность вложения в Google.

В учебном же процессе эта технология используется для того, чтобы  заинтересовать учащихся с первых минут урока, при этом формируются навыки составления краткого пересказа, описания героя, то есть устного выступления и т.д. Используя эту технологию на занятиях, учитель способствует развитию красноречия у учащихся и дару убеждения. Технология «Презентация в лифте» может быть использована на уроках и внеурочных занятиях в рамках дискуссии, обсуждения какого-либо вопроса, особенно если возникают противоположные точки зрения, а так же при реализации социально-значимых проектов.

Но есть некоторые рекомендации для «презентации в лифте».

  • В начале желательно, максимально привлечь внимание слушателя, заставить его думать о том,  что вы говорите. Например, можно привести какой-то неожиданный вызывающий эмоции факт, который в дальнейшей речи будет подчеркивать важность того, что говорите. Например, в начале своего мастер-класса я вам говорила об отсутствии интереса у учащихся к уроку.
  • В основной части «Презентации в лифте» важно, сказать, чем отличается объект презентации от всего остального.
  • В конце необходимо обратить внимание на то, что это именно ваша точка зрения. Однако важно не перехвалить себя, а наоборот сказать, о важности роли именно этого. Слушатели должны окончательно убедиться в вашей правоте.

Для успешного овладения приемом «Презентация в лифте»  необходимо следовать следующим правилам, которые способствуют развитию определенного умения, а какого я Вам предлагаю назвать

  1. Обращаться надо к слушателю лично, и говорить то, что он хочет услышать.    –  умение  взаимодействовать с другими людьми , демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству. и так по каждому
  2. Речь должна быть чистой, эмоциональной, без лишних пауз и подбора нужных слов – умение вести эффективные диалог
  3. Говорить нужно быстрее обычного, но не слишком быстро – формирование дикции
  4. Не нужно говорить о том, что не является ключевым фактором успеха вашего объекта выступления. Если какую-то информацию можно выкинуть – выкидывайте, сокращайте. – умение видеть главное в тексте, суть.

Хотя выступление занимает минуту, но чтобы научиться грамотно и убедительно излагать свои мысли, обучающемуся нужно проделать большой путь, должны развиваться умения:

  • умение работать с текстом (задавать явные и неявные вопросы, составлять план текста, составлять пересказ текста),
  • аргументировать свою точку зрения,
  • грамотно выстраивать высказывания,
  • выступать перед аудиторией,
  • участвовать в обсуждении,
  • умение убеждать в своей правоте.

В отличие от других видов выступления, «Презентация в лифте» не имеет рекомендованной структуры. Подготовка к «Презентации в лифте» является творческим процессом, поэтому создавать ее нужно, опираясь на собственную креативность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные образовательные технологии на уроке иностранного языка как средство достижения планируемых результатов.»

В данной статье представлены современные образовательные технологии обучения иностранному языку...

Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС.

Распространение собственного опыта по теме: "Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС"....

Оценка достижений планируемых результатов по русскому языку

За что ваш ребенок получил оценку "отлично" или "неудовлетворительно"? Как он должен уметь написать сочинение (изложение,диктант, словарный диктант), как ответить на вопрос учителя, чтобы получить пол...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....

Комплексный анализ текста как средство достижения планируемых результатов освоения образовательных программ

В статье дается краткий анализ планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку в части знаний, умений и навыков с учетом требований ФГОС, а также предлагается практический...

Лист достижений планируемых результатов по русскому языку раздел "СЛОВО" 1 класс

Набор заданий к листам достижений для диагностики планируемых результатов.Таблица с набором заданий к листу достижений по теме "СЛОВО" 1 класс...