Современный урок.Развитие речи в 7 классе. Тема.Подготовка к сочинению - описанию по картине А.И.Куинджи "Радуга"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Лысяк Валентина Владимировна

Картина И.А.Куинджи "Радуга" относится к "мариупольскому" периоду творчества художника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx169.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок в 7 классе.
Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине                      А.И. Куинджи «Радуга»

Цель:

  • научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;
  • вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А.И. Куинджи «Радуга»;
  • воспитать уважение к творчеству художника-земляка; воспитать любовь к родной природе.

Задачи урока: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.

Формирование УУД

  • Личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам;
  • Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем;
  • Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям;
  • Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы);
  • Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительных средств языка, соблюдение норм правописания при письме. 

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет художника А.И. Куинджи; картина А.И. Куинджи «Радуга»

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой на урок:

-Здравствуйте!

Добрая ласковость слова

Стёрлась на «нет» в ежедневном привете.

Здравствуйте!

Это же – будьте здоровы!

Это же –дольше живёте на свете!

- Ребята, сегодня у нас будет интересный урок. На нём мы узнаем о жизни и творчестве нашего земляка – художника, познакомимся с одной из его картин. Хотелось бы узнать, что именно вы ждёте от этого урока (целеполагание)

Мотивация к работе. Приём «До...»

- Каково толкование слов пейзаж? Радуга?

  1. Актуализация знаний

Работа по вопросам (фронтально):

- Когда возникает это небесное явление?

- А кто из вас рисовал радугу?

- Какие цвета использовали?

- Какие это части речи?

- А если рисовать картину словами, как это называется? (Описание).

- Как ещё называется описание природы? Прослушайте песенку Г. Гладкова и дайте ответ:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется (пейзаж).

  1. Подготовка к работе над картиной

Приём «Цепочка».

Вопрос - ответ:

– Итак, что такое пейзаж?

- Как называем художника, рисующего пейзаж?

- Каких русских пейзажистов знаете?

–Ребята, а кто такой А.И. Куинджи?

Приём «Работа с информацией»

Искусствовед 1. Архип Иванович Куинджи, наш земляк, родился в городе Мариуполь в 1842 году в бедной семье. Рано осиротел. Чтобы выжить, приходилось много работать. Но мечта рисовать никогда не оставляла мальчика. И только в двадцать два года он отправляется на учёбу в Санкт – Петербург.

Искусствовед 2. Куинджи не терял надежды стать художником, но для этого необходимо было поступить в Императорскую академию художеств. Первая попытка провалилась. В 1868 году будущий мастер представил на академическую выставку картину «Татарское село при лунном освещении». Академикам полотно понравилось, и он был принят на учёбу. Пройдут годы, прежде чем мир увидит знаменитую «Ночь на Днепре».

Учитель: О какой картине художника пойдёт речь на уроке, нам сообщит литературовед.

Литературовед 1. Предлагаю вашему вниманию стихотворение современного российского поэта Александра Бывшего:

Над землёю коромысло

Разноцветное повисло.

Льются вешние лучи,

В них купаются грачи,

И, омытые водою,

Долгожданной, дождевою,

Шепчут радостно луга:

«Здравствуй, радуга – дуга

C:\Users\Himera\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\raduga-kuindzhi+.jpg

Учитель. Правильно, это картина Архипа Ивановича Куинджи «Радуга». Давайте внимательно её рассмотрим.

Интересно, почему живописец обратился к этой теме? Давайте спросим у самого мастера.

Приём «Интервью с автором»

- Архип Иванович, в каком году Вы написали это полотно?

- Картина закончена в 1905 году, трудился над ней целых пять лет.

- Какова история создания этого пейзажа?

- Идея создать такую картину возникла после очередного моего приезда в родные края. После дождя над степью возникло прекрасное небесное явление. Так и пришла мысль оставить на память этот волнующий момент.

- Это единственное изображения радуги в ваших работах?

-Нет, тема радуги присутствует во многих моих картинах.                                                                                              – Почему?

- По моему мнению, радуга – это символ света, победа над грозовым ненастьем, победа добра над злом.

- Где сейчас хранится полотно?

- Оно выставлено в Государственном Русском музее города Санкт-Петербург.

- Спасибо за содержательный рассказ.

Беседа по картине. Запись ключевых слов в тетради

- Определите, какое время года?

- По каким признакам пришли к такому выводу?

- Что изображено на переднем крае пейзажа?

- Какой фон картины?

- Какой момент погоды показал художник?

- Какое поле? Что на нём растёт?

- Какой изображена радуга?

- Почему на переднем крае нарисована дорога? В каком она состоянии?

- Какими были пути сообщения в прошлом?

- Какие цвета использовал художник для изображения дороги, радуги?

- Какое художественнное средство можно использовать в данном случае?

- Соответствуют ли эти образы идее художника?

4. Физкультминутка

5. Работа в группах

Подбор рабочего материала для связного высказывания по теме.

Приём «Находчивые» лингвисты»

I группа. Обучающиеся работают над подбором эпитетов к образу небо; поле; дорога; радуга.

II группа. Обучающиеся работают над подбором метафор к образу небо; поле; дорога; радуга.

III группа. Обучающиеся работают над подбором олицетворений к образу небо; поле; дорога; радуга.

IV группа. Обучающиеся работают над подбором сравнений к образу небо; поле; дорога; радуга.

V группа. Обучающиеся работают над палитрой красок, которые использовал художник.

Приём «Отчёт о проделанной работе»

Составление плана и запись рабочего материала в таблице

План

Рабочий материал

Вступление

Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне.

Основные образы:

Небо

пасмурное, хмурое, сердитое, просветлённое, словно испуганное;

Поле

бескрайнее, жёлто-зелёное, засеянное, ровное, словно стол, утолило жажду;

Дорога

сырая, тёмно-коричневая, грязная, бежит, словно змея, извивается во ржи;

Радуга

трёхцветная, лёгкая, словно живая, улыбается, побеждает зло;

Палитра красок

Тёмно-коричневый, жёлто-зелёный, изумрудно-зелёный, оранжевый, жёлтый, белый;

Писатель Михаил Неведомский, биограф А.И. Куинджи, о шедевре:

«Зелёная равнина-поле между отлогими, ровными, как валы, холмами; на правом холме- хуторок, типичный малороссийский ландшафт. Солнечный свет, пробившись сквозь облака, ударил в склон холма почти в центре картины, и она засветится только тут: всё остальное на земле - в полутени... А по небу громоздятся тучи; справа ещё не кончился ливень, и его длинные, чуть косвенные, тёмные полосы спускаются с самого верха и донизу. В небе (посредине-на фоне оранжевых, светлых облаков, а по правую и левую сторону- на фоне тёмной, буроватой тучи) сияет широкий мост радуги: тона её удивительно чисты и легки...»

Заключение. Почему картина названа «Радуга»? Какое впечатление она вызывает у вас?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Учитель. Попробуйте составить связный текст, опираясь на ключевые слова; на план; на подобранные художественные средства речи.

– Устные ответы обучающихся.

  1. Рефлексия. Приём «После...»
  • О каком художнике мы говорили с вами на уроке?
  • С какой картиной живописца познакомились?
  • Реализовались ли ваши ожидания от урока?
  • Что понравилось на уроке?
  • После увиденного и услышанного, чему научились?

  1. Написание сочинения                                                         8.Проверка работ. Оценивание

    9.   Домашнее задание:

1) подготовить интервью с художником;

2) выполнить письменную работу по описанию другой понравившейся картины;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе

1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...

Открытый урок по русскому языку в 7б классе. Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"Продолжение знакомства с особенностями написания сочинения-описания, формирование умения вдумываться в ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе (ОВЗ) по теме "Сочинение-описание по картине И. Левитана "Весна. Большая вода".

Материал для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями навыков связной письменной речи....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом"

Развернутый конспект урока (развитие речи) по подготовке к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом" по русскому языку (программа Ладыженской). 5 класс....