Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Родионова Анна Анатольевна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Синтаксис и пунктуация. Повторение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.29 КБ
Файл russkiy_yazyk.pptx75.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Торжка Тверской области

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ

Повторение изученного по теме

«Синтаксис. Пунктуация».

                                                             

                  Разработала:

                                                      Родионова Анна Анатольевна,

                                                              учитель русского языка и литературы

                                                               

                                                  г. Торжок 2017г

Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС .

Разработала: учитель русского языка и литературы Родионова Анна Анатольевна

Предмет: русский язык

Дата: 16.11.2017 г.

Класс: 5

УМК:  под редакцией Т.А.Ладыженской

Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: традиционная

Оборудование:

     мультимедийный проектор;

     опорный конспект урока;

презентация;

раздаточный материал.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

  • Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
  • Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
  • Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
    Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

Ход урока

I Орг. момент.

- Здравствуйте, меня зовут Анна Анатольевна, я учитель русского языка и литературы с СОШ №3, участвую в конкурсе «Учитель года», поэтому урок сегодня у вас проведу я. В кабинете так же присутствуют гости, обернитесь, поприветствуйте их.

II. Актуализация знаний.

Запись на доске:

Землю, на, листья, сухие, тихо, падают.

Лес, сомкнулась, листва, и, потемнел.

- Каждое слово в отдельности понятно, но не ясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам языка, связать их по смыслу.

1. Сухие листья тихо падают на землю.

2. Листва сомкнулась, и потемнел лес.

- Молодцы, ребята. Скажите, а как вы понимаете значения слов ЛИСТВА СОМКНУЛАСЬ (соединиться вплотную)

- Ну а теперь откройте тетради, запишите число, классная работа.

- В тетради запишите получившиеся предложения через строчку.

- Ребята, скажите, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст, а также правила их построения. (Синтаксис)

- Посмотрите, во всех предложениях на конце предложения стоит точка, во 2м предложении мы поставили запятую.

-Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются система знаком препинания и правила их постановки? (Пунктуация)

- Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить, Сформулируйте тему нашего урока?     (Синтаксис и пунктуация)

- Какую цель вы поставите себе на уроке, что мы будем делать?

- Цель нашего урока -  обобщить и повторить то, что знаем о синтаксисе и пунктуации, закрепить навыки разбора предложений, а также вспомнить, как правильно записать прямую речи и уметь правильно составлять диалог.

III. Обобщение и систематизация знаний.

- Скажите, а можно ли обойтись без знаний постановки знаков препинания (Фрагмент мультика «В стране невыученных уроков»).

 А в жизни нам с вами как может пригодиться?

- Вернемся к нашим предложениям. Скажите, а чем же отличаются предложения друг от друга? (1- простое, 2- сложное)

- Мы знаем, что предложения бывают простыми и сложными.

- Чем же они отличаются друг от друга? (В простом предложении 1 грамматическая основа, в сложном - 2 и более грамматические основы).

- Давайте выполним синтаксический разбор этих предложений самостоятельно, запишем схемы.

1. Сухие листья тихо падают на землю. 

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое) [ - =].

2. Листва сомкнулась, и потемнел лес.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное) [- =], и [= -].

-Проверяем, поменяли с соседом тетрадями. Теперь вы должны проверить работу одноклассника.

 - Молодцы, поднимите руку те, кто справился без ошибок.

- До сих пор мы с вами работали с «готовыми» предложениями, сейчас же ваша задача другая: по указанным схемам постройте предложения. Обсудите полученные предложения в паре. (Устно)

[- =], [= -].      [ - =].       А: «П».

- Какую схему вы бы могли назвать лишней, почему?

- Что же такое прямая речь? (Высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.)

- Прямая речь выделяется кавычками, первое ее слово пишется с заглавной буквы.

- Давайте вспомним правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

- Перед вами правила, но…. Есть начало, а концовка убежала, соберите все 3 правила так, чтобы получись верные высказывания. Работаем в группе по 4 человека.

  • Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается, ….. после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы.
  •  Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, …. Слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.
  •  Если слова автора разрывают прямую речь, ….. то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.

- Проверяем, все ли верно у вас получилось.

- Молодцы. Перед вами карточка с заданием. Дано четверостишье, вам необходимо в тексте вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания, а также составить схему предложения.

ЗаЯвили запЯтые:

«Мы особы занЯтые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни раССказ».    

А: «П».

(должны поставить точку в конце предложения.)

- Проверяем. Молодцы.

- Вы сейчас работали в группах, говорили друг с другом, обсуждали, как называется такой разговор? (ДИАЛОГ- разговор 2х или более лиц).

- А если бы мы захотели записать диалог, то как бы мы это сделали? (Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)

- В диалоге из рассказа В. Распутина «Уроки французского», который вы будете изучать в 6 классе на уроке литературы,  расставим знаки препинания.

- Работаем самостоятельно, проверяем в группе

Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()

() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.

() А что это была за игра? В чем она заключается?

() Зачем вам () насторожился я.

() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

В. Распутин. «Уроки французского»

- Проверяем, какие знаки препинания вы поставили. Сравните с образцом, исправьте ошибки.

(Резерв) – Чтение по ролям.

- Скажите, сколько героев участвует в диалоге (2 и автор)

- распределите роли в группах

(Из разных групп спросить 3 человек)

IV. Рефлексия.

- Ребята, перед вами листочки. Как бы вы смогли оценить свою работу на сегодняшнем уроке?

  •  Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
  • Справился сам, допустил ошибки
  • Не смог справиться с заданиями

- Как вы справились с заданиями (Спросить 2 человека, которые хорошо работали.)

- Есть те кто не справился?

V. Итог

- Ребята, посмотрите на цель, которую мы сегодня с вами поставили в начале урока.

- Поднимите руки те, кто этой цели достиг.

- Я рада, спасибо всем за работу, но особенно хотелось бы отметить…..

- Спасибо за урок.

Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()

() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.

() А что это была за игра? В чем она заключается?

() Зачем вам () насторожился я.

() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

В. Распутин. «Уроки французского»

Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()

() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.

() А что это была за игра? В чем она заключается?

() Зачем вам () насторожился я.

() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

В. Распутин. «Уроки французского»

Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()

() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.

() А что это была за игра? В чем она заключается?

() Зачем вам () насторожился я.

() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

За..вили зап..тые

Мы особы зан..тые,

(Не)обходит..ся без нас

Ни диктовка, ни ра…каз

  • Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается,

….. после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы.

  •  Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается,

 …. слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.

  •  Если слова автора разрывают прямую речь,

 ….. то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.

  • Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается,

….. после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы.

  •  Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается,

 …. слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.

  •  Если слова автора разрывают прямую речь,

 ….. то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.

Резерв

Запишите высказывания в виде предложений с прямой речью. В качестве слов автора используйте наиболее подходящие глаголы, данные в материале для справок. Слова автора ставьте перед и после прямой речи. Расставьте нужные знаки препинания.


  • Умей чувствовать рядом с собой человека. (В.А.Сухомлинский) 2) Говори, да не проговаривайся! (Пословица) 3) Добрый день, дети, и пусть в вашей жизни будет множество добрых дней! (М.Горький) 4) Кто в году четыре раза переодевается? (Загадка) 5) Добро помни, зло забывай. (Пословица) 6) Человек должен быть интеллигентным! (Д.С.Лихачев) 7) Слово – великое орудие жизни. (В.Г.Короленко)


Материал для справок: писать, размышлять, рассуждать, вопрошать, убеждать, внушать, говорить, просить, призывать, спрашивать, провозглашать, пояснять, помнить, считать, утверждать и т.д.


Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?

  •  Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
  • Справился сам, допустил ошибки
  • Не смог справиться с заданиями

Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?

  •  Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
  • Справился сам, допустил ошибки
  • Не смог справиться с заданиями

Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?

  •  Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
  • Справился сам, допустил ошибки
  • Не смог справиться с заданиями

Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?

  •  Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
  • Справился сам, допустил ошибки
  • Не смог справиться с заданиями

Как бы вы смогли оценить свою работу на уроке?

  •  Самостоятельно выполнил задания без ошибок,
  • Справился сам, допустил ошибки
  • Не смог справиться с заданиями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

Землю, на, листья, сухие, тихо, падают . Лес, сомкнулась, листва, и, потемнел.

Слайд 3

Сухие листья тихо падают на землю. Листва сомкнулась, и потемнел лес.

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: Синтаксис и пунктуация. Повторение. ЦЕЛЬ УРОКА: ?

Слайд 5

Сухие листья тихо падают на землю. Листва сомкнулась, и потемнел лес.

Слайд 6

Сухие листья тихо падают на землю.

Слайд 7

Сухие листья тихо падают на землю. . ( Повеств ., невоскл ., простое, распр.) [ - =].

Слайд 8

Сухие листья тихо падают на землю. . ( Повеств ., невоскл ., простое, распр.) [ - =]. Листва сомкнулась , и потемнел лес . ( Повеств ., невоскл ., сложное, союзное .) [ - =], и [= - ].

Слайд 9

[ - =]. [ - =], [- = ]. А : «П».

Слайд 10

1. Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается, после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы. 2. Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, с лова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая. 3. Если слова автора разрывают прямую речь, то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.

Слайд 11

За..вили зап .. тые Мы особы зан .. тые , (Не)обходит.. ся без нас Ни диктовка, ни ра … каз

Слайд 12

За я вили зап я тые : «Мы особы зан я тые , Н е обходится без нас Ни диктовка, ни ра сс каз» .

Слайд 13

Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила() () Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете? () Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег. () А что это была за игра? В чем она заключается? () Зачем вам () насторожился я. () Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся. В. Распутин. «Уроки французского»

Слайд 14

Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила : - Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете? - Как же сейчас играть ? - удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег. - А что это была за игра? В чем она заключается? - Зачем вам ? - насторожился я. - Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 7 классе "Имя прилагательное.Повторение"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение"Составлен  с использованием блочного метода , опорного конспекта по теме, с опорой на фраменты текста из книги "Каникулы в...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"

Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"».

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"»....

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Повторение изученного по теме "Глагол"

План-конспект урока по русс кому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...

Конспект урока по русскому языку на тему «Лексика. Обобщение и повторение»

Разработанный урок поможет при подготовке и проведении урока русского языка в 5 классе...

Презентация. Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение из...