Главные вкладки

    "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Бадарчы Марта Оюновна

    Урок русского языка 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx20.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока русского языка в 5 классе

    на тему «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

    Цели:

    1. Формировать навыки орфографически правильного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных.
    2. Развитие связной речи, развитие творческих способностей.
    3. Нравственное и патриотическое воспитание.

    Тип урока: урок закрепления знаний (вторичное осмысливание уже известных знаний);

    Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, опережающий.

    Оформление:  слайды с портретом С.А. Есенина, А. Прокофьева, изображением березы, природы; релаксирующая музыка.

     

    1. Организационный момент урока.  Рапорт дежурного.
    2.  Проверка домашнего задания.  (Дежурный проверяет и докладывает).
    3. Минутка поэзии.  Выразительное чтение. Ученик читает стихотворение А. Прокофьева «Русская березка».  (Слайд с текстом стихотворения)

    Русская берёзка
    Люблю берёзку русскую,
    То светлую, то грустную,
    В белёном сарафанчике,
    С платочками в карманчиках,
    С красивыми застёжками,
    С зелёными серёжками.
    Люблю ее нарядную,
    Родную, ненаглядную,
    То ясную, кипучую,
    То грустную, плакучую.
    Люблю берёзку русскую,
    Она всегда с подружками,
    Под ветром низко клонится
    И гнется, – но не ломится!
    (А. Прокофьев)

     Задания:  а) определяем тему, идею; находим изобразительные средства. (Эпитеты, олицетворения, метафоры, литота, инверсия)

                     б) Работа с орфограммами:  березка, грустную.

    Слово учителя: Есть замечательный русский поэт, С.А. Есенин (слайд), который посвятил около 60 своих стихотворений красавице - березе. Не только поэты и писатели воспевают это чудо - дерево, но и художники не могут устоять перед красотой  березы (слайд).

      Действительно, когда смотришь на это чудо – дерево, у тебя невольно поднимается настроение, переполняют чувства за нашу природу.

    -Вопрос:  Почему  поэты, писатели, художники воспевают ее? ( Чтобы мы берегли природу, гордились ею.)  Говорят,  человек - дитя природы. Если не будет лесов, рек, гор, то мы не можем существовать.

               в) Отгадайте загадку: Сам алый сахарный,

                                                   Кафтан зеленый бархатный (арбуз).

    Вопрос: Какая часть речи преобладает в стихотворении и загадке? Правильно, сегодня урок посвящен имени прилагательному.

    1. Повторение. – Какая часть речи называется именем прилагательным?                                                 Как их по -другому называют?  (Слова – волшебники)

                   - С какой частью речи согласуется имя прилагательное? Как их    иначе называют? ( Нитка с иголкой)

                   - Как определить род, число, падеж имен прилагательных?

                         

    Слайд - Слова – волшебники, Нитка с иголкой - ПЕРИФРАЗЫ

    Вывод: Повторили хорошо, теперь продолжим тему.

        5. Пишем число, тему урока «Правописание падежных окончаний  прилагательных». (Сообщаются цели урока)

      А) Читаем правило орфограммы №19 и составляем кластер.

    Вернемся к стихотворению о березке. Стр 214.

      Б) Работа у доски

     Задание: выписываем первые два  словосочетания для дальнейшей работы.

     (1 с/с- Березка русская, светлая, грустная

       2 с/с – беленом сарафанчике. Беленом – словарная работа).

    - В каком роде, числе и падеже стоят прилагательные? (ж.р; в.п; ед. ч)

    -Просклоняем, выделяя окончания.

      В) А остальные составляем словесный портрет лучшего друга или подруги.

      Г) (Слайд) У меня есть подруга. Она невысокого роста, красивая, темноволосая, кареглазая. Она веселая, воспитанная, дружелюбная. Угадайте, кто она?

    Вывод:  Какую роль играют имена прилагательные? Как они изменяются? Какие у них окончания?

    1. Физминутка.  Варим кашу, варим кашу

                              Рисовую, гречневую

                              Овсяную, манную,

                              Добавляем сахар, соль,

                              Молоко и масло.

                              Разливаем на тарелки

                              И, ура, едим, едим!

    Вопрос: Имена прилагательные в каких падежах были использованы  в вашей речи?

    Вывод делают сами учащиеся: Мы научились просклонять имена прилагательные не только письменно, но и устно, т. е. употреблять в  устной речи.

    1. Игра – разминка. На столе перед каждым лежат слова. У каждого – отдельное слово. Соберите все слова и составьте предложение.

    Результат: перед вами подсказка – цвета радуги. С какого цвета начинается и каким цветом кончается радуга?

    1. Итог урока.
    2. Оценки с комментариями
    3.  Домашнее задание: девочкам – мини-сочинение « Я - тающее мороженое»; мальчикам – 5 пословиц и 5 поговорок с именами прилагательными, определить род, число, падеж всех имен прилагательных.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

    Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе....

    10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

    Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

    Открытый урок по теме :"Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

    Открытый урок по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"....

    "Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных"

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....