"Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бадарчы Марта Оюновна

Урок русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 5 классе

на тему «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Цели:

  1. Формировать навыки орфографически правильного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных.
  2. Развитие связной речи, развитие творческих способностей.
  3. Нравственное и патриотическое воспитание.

Тип урока: урок закрепления знаний (вторичное осмысливание уже известных знаний);

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, опережающий.

Оформление:  слайды с портретом С.А. Есенина, А. Прокофьева, изображением березы, природы; релаксирующая музыка.

 

  1. Организационный момент урока.  Рапорт дежурного.
  2.  Проверка домашнего задания.  (Дежурный проверяет и докладывает).
  3. Минутка поэзии.  Выразительное чтение. Ученик читает стихотворение А. Прокофьева «Русская березка».  (Слайд с текстом стихотворения)

Русская берёзка
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
(А. Прокофьев)

 Задания:  а) определяем тему, идею; находим изобразительные средства. (Эпитеты, олицетворения, метафоры, литота, инверсия)

                 б) Работа с орфограммами:  березка, грустную.

Слово учителя: Есть замечательный русский поэт, С.А. Есенин (слайд), который посвятил около 60 своих стихотворений красавице - березе. Не только поэты и писатели воспевают это чудо - дерево, но и художники не могут устоять перед красотой  березы (слайд).

  Действительно, когда смотришь на это чудо – дерево, у тебя невольно поднимается настроение, переполняют чувства за нашу природу.

-Вопрос:  Почему  поэты, писатели, художники воспевают ее? ( Чтобы мы берегли природу, гордились ею.)  Говорят,  человек - дитя природы. Если не будет лесов, рек, гор, то мы не можем существовать.

           в) Отгадайте загадку: Сам алый сахарный,

                                               Кафтан зеленый бархатный (арбуз).

Вопрос: Какая часть речи преобладает в стихотворении и загадке? Правильно, сегодня урок посвящен имени прилагательному.

  1. Повторение. – Какая часть речи называется именем прилагательным?                                                 Как их по -другому называют?  (Слова – волшебники)

               - С какой частью речи согласуется имя прилагательное? Как их    иначе называют? ( Нитка с иголкой)

               - Как определить род, число, падеж имен прилагательных?

                     

Слайд - Слова – волшебники, Нитка с иголкой - ПЕРИФРАЗЫ

Вывод: Повторили хорошо, теперь продолжим тему.

    5. Пишем число, тему урока «Правописание падежных окончаний  прилагательных». (Сообщаются цели урока)

  А) Читаем правило орфограммы №19 и составляем кластер.

Вернемся к стихотворению о березке. Стр 214.

  Б) Работа у доски

 Задание: выписываем первые два  словосочетания для дальнейшей работы.

 (1 с/с- Березка русская, светлая, грустная

   2 с/с – беленом сарафанчике. Беленом – словарная работа).

- В каком роде, числе и падеже стоят прилагательные? (ж.р; в.п; ед. ч)

-Просклоняем, выделяя окончания.

  В) А остальные составляем словесный портрет лучшего друга или подруги.

  Г) (Слайд) У меня есть подруга. Она невысокого роста, красивая, темноволосая, кареглазая. Она веселая, воспитанная, дружелюбная. Угадайте, кто она?

Вывод:  Какую роль играют имена прилагательные? Как они изменяются? Какие у них окончания?

  1. Физминутка.  Варим кашу, варим кашу

                          Рисовую, гречневую

                          Овсяную, манную,

                          Добавляем сахар, соль,

                          Молоко и масло.

                          Разливаем на тарелки

                          И, ура, едим, едим!

Вопрос: Имена прилагательные в каких падежах были использованы  в вашей речи?

Вывод делают сами учащиеся: Мы научились просклонять имена прилагательные не только письменно, но и устно, т. е. употреблять в  устной речи.

  1. Игра – разминка. На столе перед каждым лежат слова. У каждого – отдельное слово. Соберите все слова и составьте предложение.

Результат: перед вами подсказка – цвета радуги. С какого цвета начинается и каким цветом кончается радуга?

  1. Итог урока.
  2. Оценки с комментариями
  3.  Домашнее задание: девочкам – мини-сочинение « Я - тающее мороженое»; мальчикам – 5 пословиц и 5 поговорок с именами прилагательными, определить род, число, падеж всех имен прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе....

Открытый урок по теме :"Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Открытый урок по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"....

"Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных

Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных...