Конспект открытого урока на тему "Знакомство со звуком и буквой Д"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Марченко Елена Николаевна

Конспект урока составлен для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, с учётом особенностей данного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.docx461.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока

учителя 6 Ж класса Марченко Е.Н.

по предмету чтение

Тема: «Знакомство со звуком и буквой «Д»

  Предмет: чтение.

  Место занятия в структуре образовательного процесса, урок по учебному плану.

  Номер урока по теме: 1

  Тип урока: сообщение новых  знаний.

  Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой Д, учить детей выделять звук и букву Д в начале слова.

  Задачи:

  - образовательные:

 - познакомить учащихся со звуком и буквой Д;

  - упражнять в правильном произношении звука Д;

  - учить соотносить образ буквы со звуком;

  - учить находить букву Д в ряду других букв;

  - учить детей выделять звук и букву Д в начале слова;

  - коррекционные:

  - развитие фонематического слуха посредством выделения звука Д в начале слова;

  - развитие внимания, памяти посредством нахождения образа буквы среди других букв;

  - коррекция звукопроизношения, развитие связной речи;

  - развитие пространственной ориентации;

  - развитие мелкой моторики путём закрашивания буквы Д.

  - воспитательные:

  - воспитание культуры поведения;

- отработка навыка коллективной (фронтальной) работы на уроке;

- развитие навыков самоконтроля и самооценки.

  Демонстрационный материал:

  -презентация 

  Раздаточный материал:

  -Карточки и полоски синего цвета,

  -индивидуальные карточки с заданиями.

                        Ход урока.

Этапы и приемы

работы

Цели этапов

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечания

 Организацион

ный

 момент.

 мобилизация внимания учащихся, профилактика искривления позвоночника

Звенит звонок весёлый,

Вошёл учитель в класс.

И вот притихла школа:
Настал урока час.
Сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спину, поставьте ноги на пол, руки лежат на парте спокойно, глаза смотрят на меня.

Дети выполняют инструкции учителя.

Учитель следит за правильной осанкой учащихся на протяжении всего урока.

Ориентиров

ка во              времени.

Коррекция

ориентировки во

времени (уточнение числа, дня недели, месяца,времени года,названия урока.)

Давайте еще раз вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели и время года, какой сейчас будет урок

Сегодня 25 января,

четверг, урок чтения.

Если дети затрудняются с ответами на вопросы, обратить их внимание на календарь погоды.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционного аппарата, повторение пройденных букв.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл гость. Его зовут  Дед Буквовед.

- Здравствуйте, ребята.

- Я давно собирался к вам в школу в гости прийти, познакомиться с вами, и узнать, как вы учитесь, как стараетесь. Сам я много лет назад в школе учился. А в каком классе вы сейчас учитесь?

- Когда я учился в 6 классе, я уже много букв знал. А вы знаете какие-нибудь буквы?

- Давайте поиграем с вами в игру: Я вам буду показывать буквы, вы их назовите чётко и красиво.

- Здравствуйте.

- в 6 Ж классе.

- Мы знаем много букв.

Учащиеся хором называют буквы: А, У, О, И, М, С, Б, Р.

Слайд №1.

Слайд №2.

Учитель следит за правильной артикуляцией.

Сообщение нового

материала.

Знакомство со звуком и буквой Д. Выделение звука Д в начале слова, соотнесение звука Д с буквой.

- Молодцы! Вы хорошо запомнили буквы.

- А я пришёл к вам не просто так, я хочу познакомить вас с новой буквой.

- Посмотрите на картинку. Что тут нарисовано.

- Это не просто дом:

Посмотри на этот дом –

Букву Д узнаешь в нём.

Этот дом похож на букву.

Эта буква называется «Д».

Буква «Д» звучит как молоток. Послушайте как молоток стучит «Д».

Посмотрите, как язык мой стучит за верхними зубами: «Д-Д-Д-Д»

Давайте Все вместе покажем, как стучит молоток и громко скажем «Д-Д-Д-Д».

-Дом похож на букву «Д», а буква «Д» похожа на дом. Давай попробуем сложить букву «Д» из палочек, как дом. Посмотрите на экран.

-У вас тоже есть палочки. Сложите свою букву «Д».

- Какая буква у тебя получилась?

- Посмотрите, у вас на партах карточки. Вы узнали нашу новую букву «Д»? Давайте её закрасим. Не забудьте, буква «Д» похожа на дом, а в доме есть окошко. Не закрасьте случайно в своей букве «Д» окошко.

- Вы запомнили букву «Д»? Давайте поиграем с вами в игру «Узнай букву».  Посмотрите на экран.  Я вам буду показывать буквы, а вы скажете мне, где буква «Д», а где нет.

Молодцы. Какие буквы остались на экране?

Трудно запоминать новые буквы? Устали?

Давайте немного отдохнём и разомнёмся.

- Это дом.

Учащиеся вместе с учителем произносят звуки «Д-Д-Д-Д»

Учащиеся складывают букву из палочек по образцу.

-Буква «Д».

Учащиеся выполняют задание.

-Буквы «Д»

Слайд №3

Учитель выполняет следующие движения: удары руками в кулаках друг о друга.

По возможности учащиеся осуществляют контроль артикуляции в зеркале.

Слайд №4.

Учитель, по необходимости, помогает.

С

лайд №5

Игра «Узнай букву».

Физминутка.

Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики.

Кто работал? Кто устал?

Перерыв для вас настал.

Мы хотим построить дом,

Что б уютно было в нём.

Инструменты мы возьмём

И строительство начнём.

Молоточком мы стучим-

Дом построить мы хотим.

Тук да тук, тук да тук-

Раздаётся громкий звук.

Приходите к нам друзья-

Жить без дружбы нам нельзя.

Вот какой хороший дом.

Дружно жить мы будем в нём.

Учащиеся повторяют движения за учителем.

Учитель показывает движения учащимся.

Самостоятельная работа учащихся.

- Выделение буквы  Д среди других букв.

-Продолжаем урок.

 -Посмотрите, у вас на столе карточки  с буквами.

-Игорь, прочитай эти буквы.

-Возьмите карандаш, найдите  и подчеркните  нашу новую букву «Д».

- Молодцы, все хорошо посторались.

Игорь читает буквы.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель, по необходимости, помогает.

Сообщение новых знаний.

- Выделение звука и буквы «Д» в начале слова, соотнесение звука «Д» с буквой.

-Какую букву мы подчеркнули?

-Посмотри, дед-Буквовед, как хорошо ребята справились с заданием. Все правильно подчеркнули новую букву «Д».

-Да, ребята молодцы. Правильно нашли букву «Д».

-Ребята, посмотрите на экран: рядом с нашим гостем написано слово «дед». В слове «дед» тоже есть новая буква «Д». Посмотрите: в начале слова и в конце слова. Целых 2 буквы «Д».

- Да, в слове «дед» 2 буквы «Д».

- Посмотрите на картинку. Это мой дом. Красивый у меня дом? Это деревенский дом. Я живу не в городе, а в деревне (около картинки написано слово «дом»).

-Здесь написано слово «дом». Есть ли в слове «дом» буква «Д». Покажите её.

-Правильно, слово «дом» начинается на букву «Д».

-А на крыше дома, посмотрите:

 Вот стоит дымок пуская буква «Д» -

 Труба печная.

 А из трубы идёт дым.

- Посмотрите, а в слове «дым», есть буква «Д»?

- А около дома растёт могучее дерево. Кто скажет, как называется это дерево? Игорь, прочитай, пожалуйста.

- Слово «дуб». Есть ли в слове «дуб» буква «Д»?

-Посмотрите, в каждом слове есть буква «Д»:

ДеД, Дом, Дым, Дуб.

- Букву «Д».

         

Учащиеся выделяют букву «Д» в словах «дом», «дым»,  «дуб».                                                                    

Слайд №6.

Слайд №7.

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд № 11

Самостоятельная работа учащихся.

- Выделение буквы  «Д» в словах.

- Посмотрите на свои карточки. Что там нарисовано?

- Возьмите карандаши и подчеркните все буквы «Д» в словах.

- Какую букву вы подчеркнули?

- Посмотрите, дедушка, как хорошо ребята справились с заданием.

- Да, вы хорошо постарались.

- Дед, дом, дым, дуб.

Учащиеся выполняют задание.

- Букву «Д».

Учитель, по необходимости, помогает.

Итог урока.

Оценка работы учеников на уроке.

Но ваш урок уже заканчивается. Скоро будет перемена. А мне пора идти по своим делам. А вы запомнили, какую букву вы сегодня узнали?

- Молодцы, всегда старайтесь на уроках и скоро вы будете знать все буквы.

- До свидания, ребята! Учитесь хорошо.

-До свидания, Дед-Буквовед.

- Наш урок  заканчивается. Вы хорошо потрудились на уроке, вы все были молодцы, старались выполнять задания.

- Дома вы продолжите изучать букву «Д». Домашнее задание у вас на карточках.

- Букву «Д».

 

–До свидания.

Индивидуальные карточки.

   

           

    А    Д     Д    М     Д     С     Д     Б      О     Д      Д     д    В

   

         

                                                                                                                                                     

                дед                 дом                   дым                  дуб          

                                                                                                                                                                           

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по английскому языку на тему «Буква Ii (в закрытом слоге). (в старшей и подготовительной группе)

Цели: 1) активизировать лексический материал, ранее изученный на занятиях (по темам: "Мои игрушки", "Цвета", "Счет"). 2) тренировать дошкольников в восприятии и произнесении звуков: [h], [w], [f]...

Конспект открытого урока "Согласный звук и буква "Д"

Познакомить детей с новым согдасным звуком и буквой "Д", учить четко и правильно его произносить и давать краткую характеристику звуку. На уроке педагог использовал большое количество демонстрационног...

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 1 классе Звук и буква Г

    Цель данного урока: познакомить учащихся со звуком и буквой [г];научить выделять звук [г] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова....

конспект открытого урока по письму "Звук и буква К" в 6 классе

Данный урок был составлен для учащихся 6 класса со сложной структурой дефекта...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Буквы ы и после ц"

Урок открытия нового знания. Ведущая цель урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счёт изучения орфограммы "Буквы ы-и после ц&qu...