Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Буквы ы и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок открытия нового знания. Ведущая цель урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счёт изучения орфограммы "Буквы ы-и после ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл y_i_posle_ts.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка для 5 класса
по теме «Буквы и - ы после ц»

Тип урока: открытие нового знания.

Ведущая цель:  формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы и - ы после ц».

Цели урока:

  • Образовательные:

- различение звука и написания соответствующей буквы в слове;

- знакомство с правилом написания букв и – ы после ц;

- формирование навыка правописания по данному правилу;

- пополнение словаря иностранных корней;

- повторение изученных орфограмм (№ 12, 13, 14).

  • Развивающая: развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения, делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом.
  • Воспитывающая: формирование

- научного мировоззрения;

- умения взаимодействовать в коллективе;

- активного отношения к жизни.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1.Лексический диктант

2. Морфемный разбор

3. Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации)

III. Выявление места и причины затруднения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Привлечение к открытию новых знаний.

V. Динамическая пауза (физкультминутка).

VI. Реализация построенного проекта.

VII. Первичное закрепление с комментированием.

VIII. Работа со словом

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.

X. Сопоставительный анализ орфограмм.

XI. Рефлексия.

XII. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель

Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

УУД

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение

Приветствие обучающихся.

- Добрый день, ребята.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

- Откройте тетради, нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.

Записываем число, классная работа, а следующую строчку оставляем, ее заполним позже. Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий).

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

УУД

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.Целеполагание.

  1. Лексический диктант. (слайд 2)

Задание: по лексическому значению узнать слово, записать его, обозначить орфограммы (вспоминают материал по темам «О,Ё после шипящих в корне слова», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов по «цепочке»).

  • Письменный или устный пересказ. (Изложение)
  • Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. (Прилагательное)
  • Назовите глагол, который имеет значение «ухаживать за растениями, например, с целью получения плодов». (Выращивать)
  • Цвет, антонимичный белому. (Чёрный)
  • Разговор тихим голосом. (Шёпот)
  • Отдельная область производства, науки. (Отрасль)
  • Добавление к чему-нибудь, например, к журналу. (Приложение)
  • Молодой побег. (Росток)
  • Ткань из ниток, получаемых из коконов южного насекомого. (Шёлк)
  • Догадка, предварительная мысль. (Предположение)
  • Стать ветвистее, гуще, больше. (Разрастись)
  • Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли)
  • Плод дуба. (Жёлудь)
  • Рассказывать. (Излагать)

- Выполняя это задание, вам, ребята, пришлось разглядеть привычное в непривычном облике, и я хочу поприветствовать вас вот такими словами:

Мой привет вам, открыватели

Всех сокровищниц планеты!

Будьте счастливы, мечтатели,

Беспокойные искатели,

Фантазеры и поэты!

  1. Морфемный разбор слова мечтатель(разбор слова по составу):

Мечтатель – имя существительное. Образуем формы слова:

Мечтателя

Мечтателем

Изменяемая часть слова будет окончанием.

- Нулевое окончание указывает на сущ. в ед. числе, муж.роде,  им. пад.

         - Основа слова – мечтатель.

          - Суффикс  -тель- - суффикс сущ. со значением «лицо, человек» (например, читатель, писатель)

- Суффикс  -а- - суффикс глаг. со значением «действие» (играть)

- Корень –мечт-. Подбираем однокоренные слова: мечта, мечтающий, замечтаться.

- Молодцы! Справились.

  1. Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации.)

Слайд 3. Наблюдение. Произношение звука и написание буквы после твёрдого ц

Слайд 4. Сравните

Слово

Транскрипция

цирк

[цырк]

цифра

[цыфра]

станция

[станцый’а]

секция

[с’экцый’а]

сестрицы

[с’истр’ицы]

певицы

[п’ив’ицы]

лисицына

[л’ис’ицына]

птицына

[пт’ицына]

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель

Выявление и фиксация места и причины затруднения.

УУД

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

- Какой звук мы слышим после твердого [ц]? ([ы])

Почему именно этот звук? ([ц] – твердый непарный, [и] не может его смягчить)

А какие буквы пишутся после ц? (и, ы)

Слайд 5- Сформулируйте тему урока. Слайд 6(Буквы и-ы после ц)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Привлечение к открытию новых знаний.

УУД

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

- А как мы узнаем, когда и что надо писать, т.е. -и или -ы, после всегда твёрдого [ц]? Есть ли правило?

Слайд 7.

- Давайте понаблюдаем, когда в словах после ц пишется ы, а когда – и.  В какой морфеме встречается орфограмма? (В корне, суффиксе, окончании)

Составляем таблицуСлайд 8

ци

цы

В корне: цифра, цинга

В словах на -ция: корпорация, авиация

В окончании

В суффиксе

Искл.: Цыган (на) цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

Работа по учебнику.

- Открываем учебники на стр. 39, читаем правило, сравниваем таблицу (смотрят правильно ли сформулировали правило и составили таблицу.

V. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель

Сменитьвиддеятельности.

УУД

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Слайд 9.Учим слова – исключения с движениями рук: на каждое слово одно движение (на плечи, вверх, в стороны, согнуть в локтях, кулаки упереть в бока).

VI. Реализация построенного проекта.

Цель

Построение и фиксация нового знания.

УУД

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Слайд 10. Знакомство с образцом (алгоритмом) рассуждения. Слайд 11. Применение алгоритма. Объясняют орфограмму.

Задание на карточках (работа в парах): данные слова записать в две колонки (в зависимости от написания), обозначить орфограмму.

Дверцы, цирк, демонстрация, отличницы, репетиция, станция, буфетчицы, цинга, корпорация, цыганский

Слайд 12.Словарная работа (цинга, корпорация).

VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель

Применение нового знания в типовых заданиях.

УУД

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Упражнение № 462 с комментированием у доски.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.

VIII. Работа со словом (упр.465)

Цель

Расширение словарного запаса, осмысленное включение слова в речь

УУД

Познавательные: расширение словарного запаса, сопоставление, анализ, обобщение информации.

Регулятивные: способность ставить учебную цель и реализовывать ее, осознанное управление своим поведением.

Коммуникативные: работа в паре, аргументация своей точки зрения, взаимопомощь.

Личностгные: развитие опыта межличностныхотношеий, умение вести диалог..

Слова «циркуль» и «цирк». Что между ними общего с точки зрения грамматики? (орфограммы) А в значении?

Послушайте, как рассуждал один ученик.

«Главное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглеры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочел в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». После этого я стал подыскивать другие родственные слова: «циркулярная» (пила), «циркулировать»».

- Так что же общего в словах «циркуль» и «цирк»? (они произошли от одного и того же латинского слова и имеют общее в лексическом значении: круг, окружность.)

Пополним наш словарь иностранных корней (запись в «Словарики иностранных корней»):

Циркулюс (лат.) – круг, окружность. Циркулировать – двигаться по кругу, циркулярная (пила) – пила, имеющая круглый нож, который движется по кругу.

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель

Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

УУД

Познавательные: умение действовать по образцу.

Регулятивные: умение решать проблемы, контроль, коррекция.

Личностные: способность самооценки своих действий

Задание: образовать прилагательные, отвечающие на вопрос  чей? при помощи суффикса  -ын.

Синица, лисица, птица, курица, царица, куница.

X. Сопоставительный анализ орфограмм

Цель

Предотвращение возможных ошибок при выборе применяемого правила.

УУД

Познавательные: анализ, умение различать орфограммы, умения обобщать, квалифицировать.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

Слайд14.

Слово целина и цена на то же правило? (работа в малых группах)

- Дети рассуждают, доказывают и приходят к выводу, что – нет. Это безударные гласные, проверяемые ударением.

Слайды 15-21.

XI. Контроль и самоконтроль (работа в группах).

  1. Лексический диктант.
  2. Тестовые задания.

- Обсуждают, выбирают ответ в группах, называютего все, объясняет одна из групп (по очереди), затем проверяют.

Слайды 22-23

X. Итог. Домашнее задание:

§ 87, упр. 464.

Дополнительно – варианты по выбору обучающихся:

1) составить синквейн  на изученную орфограмму,

2) написать  лингвистическую сказку о буквах и - ы после ц,

3) подготовить лексический диктант по изученной орфограмме из 10-15 слов.

Слайд 24. XII. Рефлексия

(Самооценка и оценка деятельности).

Цель

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

УУД

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Дети оценивают свою работу, выбирают один из знаков и еще рисуют на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы обих настроении в конце урока.Слайд 25

- Учитель благодарит всех за урок.

- Как мы пришли к выводу орфограммы? Какие этапы урока самые интересные? Понятно ли мне правило? Что помогло мне его запомнить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Буквы -О, -Е после шипящих и -Ц в суффиксах прилагательных"

Открытый урок подготовлен по программе Т.Ладыженской для учащихся 6 класса...