Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Панькова Зоя Викторовна

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka_kak_slovoobrazuyushchaya_morfema.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку по ФГОС

Класс:  5

Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение  Т.А.Ладыженской.)

Тема: Приставка как словообразующая морфема.

 Значения приставок. Правописание приставок.        

Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

2017 – 2018 уч.г

Тема: Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.        

        

Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Задачи урока:

 Образовательные: 1.Продолжить формирование  умения  обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).

2.Формировать   язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь     русскому языку,  к окружающему миру.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: компьютер, проектор.

Цели как деятельность учеников.

Л: осознавать ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

М/п: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.

6/4ЛР: выделять приставку в словах, определять значение приставки на основе лексического анализа слова, разграничивать синонимичные и антонимичные приставки; писать буквы гласных и согласных в приставках (традиционные приставки).

3ЛР: наблюдать за использованием слов с приставками в художественной речи, выявлять особенности языковой игры при употреблении слов с приставками, развивать умения культуры речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка на основе домашнего задания.

1. Письмо по памяти.

Ученики пишут по памяти выученное дома стихотворение «Ивушка, ивушка, зеленая моя!» - упр. 412.

Подчёркивают буквы, которые они вставляли, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Самопроверка.

Личностные результаты

1. Развитие чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность русской речи.

ТОУУ

III. Введение в тему урока. Формулиро-вание вопросов по теме урока.

Учитель диктует предложение:

Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. (К. Паустовский)

– Найдите глаголы и определите, что они называют.

– Что общего в их строении?

– Выделите приставки.

– Выскажите предположения, какая может быть тема урока. (Значения приставок.) Откройте учебник, проверьте.

– Какие вопросы могут быть рассмотрены на уроке? Составьте предварительный план.

– Какую орфографическую задачу мы будем решать на уроке? (Как пишутся приставки.)

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно составлять план на основе предположений.

IV. Актуализа-ция и углубление изученного.

1.Стр. 20-21 – наблюдение по учебнику.

Упр. 415  - Ученики выполняют в парах задания, отвечают на вопросы, делают необходимые выводы.

2. 

– Назовите ключевые слова темы.

– Знакомы ли они вам? Из какого раздела языка? («Лексика», «Морфемика».)

– Как вы думаете, почему работу над морфемами мы проводим после изучения лексики, а не до? (Мы уже знаем, что такое синонимы, антонимы, а теперь эти понятия переносим на морфемы.)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие учебно­ языковых и речевых умений.

1. Упр. 416 – развивается умение находить в тексте слова с антонимичными приставками.

2. Продолжение наблюдений по учебнику над правописанием приставок.

Упр. 417; упр. 418. Ученики делают вывод, что произносятся приставки по­разному, а пишутся всегда одинаково.

3. Работа над правилом правописания букв гласных и согласных в приставках.

– Что нового вы узнали? Приведите свои примеры.

4. упр. 419 – озаглавить текст, определить какого стиля. Выписать 5 слов с основой, равной корню.

Личностные результаты: 

2. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

3. Развитие интереса к языку и чувства языка.

4. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Коммуникативные УУД

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

4. Соблюдать в практике речевого общения основных лексических норм современного литературного языка.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

VI. Итог урока.

– Какова  роль приставки в слове? А роль слов с приставками в речи?

– Какое упражнение было самым интересным?

– Сформулируйте вывод по уроку с опорой на ключевые слова темы (ключевые слова найдите и прочитайте по учебнику).

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

4. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

5. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Подготовить мини­сообщения о роли приставок в устной и письменной речи.

2. Упр. 420- выборочное изложение..

3. Словарные слова записать в словарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки как словообразующие морфемы"

технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки  как словообразующие морфемы" соответствует требованиям ФГОС. Урок разработан по учебнику Л.М.Рыбченковой...

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...

Правописание приставок. Правописание согласных –з и –с в приставках

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Правописание согласных –з и –с в приставках"....