Программа курсов по выбору
материал по русскому языку на тему

Шакирова Елена Викторовна

Курсы по выбору

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_po_vyboru.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма

Утверждаю

Директор

МАОУ «Средняя школа №3»

(Ф.И.О.)

Приказ №________

от «___» __________201___ г.

 

Рассмотрено

на МС школы

Протокол №_____

От «___» __________ 201__ г.

 

Председатель МС

_____________________

(Ф.И.О.)

Согласовано

на МО учителей русского языка и литературы

Протокол № _____

от  «____» _________ 201__ г.

Руководитель МО

___________________

(Ф.И.О.)

Программа курсов по выбору

(9 класс)

«Это непростое изложение»

Программу составил: Шакирова Е.В.

Когалым, 2016

Пояснительная записка

Актуальность. Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определённые требования к молодому специалисту, активному члену общества. И, в первую очередь, это свободное владение русским языком, как его устной формой, так и письменной. В связи с этим возникла необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребёнка, развитию мотивации к познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология», адаптации учеников к государственной итоговой аттестации в 9 классе, гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.

             Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

  • писать изложения разных видов;
  • читать текст и анализировать его содержание;
  • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

              Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем). Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Обоснование целесообразности курса

Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы. Идея личностно ориентированного и когнитивно – коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, интегрировать знания. Данный  курс ориентирован на учащихся 8 – 9 классов, объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, является частью подготовки  к государственной итоговой аттестации за курс среднего общего образования.

Направленность образовательной программы.

Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания).

Системность знаний – это результат взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности. Качество, предполагающее овладение не только понятиями, основными положениями, следствиями, но и, самое главное, их связями, а также внутрикурсовыми, внутрипредметными и межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия во взаимосвязи, выявлять обобщенное знание, способность учащихся подводить конкретные знания под обобщённые, относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Данный  курс предоставляет нам такую возможность.

Программа курса предусматривает применение различных современных технологий обучения и воспитания: «Личностно-ориентированное развивающее обучение» И.С. Якиманской, методики А.Г.Ривина, «Сотрудничество в обучении» В.Дьяченко, проблемное и модульное обучение, тест-технологии. Индивидуальные консультации и применение современных технологий позволяет уделить особое внимание и оказать помощь воспитанникам, требующим развития по индивидуальной траектории. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности. Успех данной программы определяется именно сотворчеством, сотрудничеством обучающихся друг с другом, с наставником.    

Данная программа модифицирована, составлена на основе программы для 5-9 классов «Основы русской словесности (От слова к словесности)» (автор Р.И. Альбеткова), «Развитие связной речи. 5-9 класс» (автор Е.И.Никитина): («Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы». Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002) с учётом изучения русского языка по базовым программам («Программно – методические материалы.  Русский язык 5 – 9 классы» – М.: Просвещение, 2008).

Особенностью программы курса является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА в новой форме.

Цели программы: 

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология»; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
  • Адаптация учеников к государственной итоговой аттестации (в том числе по новой форме), обеспечение эмоционального благополучия ученика.

Задачи курса:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
 Главные принципы, на которых строится курс:  научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Особенности программы.

Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка, практические занятия по комплексному анализу текста, и  его сжатому пересказу. 

В процессе обучения используется пособие «Русский язык. Комплексный анализ текста. 7 – 9 классы» Малюшкина А.Б., «Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам» Т.В. Губернской. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы, подобранными учениками самостоятельно и при помощи учителя. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области «Филология» и делают процесс обучения полезным и увлекательным. Программа имеет практическую направленность.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Формы и режим занятий.

Основная форма обучения - учебное занятие. Место проведения - учебный кабинет. Занятия проводятся во время, свободное от школьных занятий. Программа мобильна, формы и режим работы могут меняться в зависимости от потребностей обучающихся:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала 
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Работа с пакетами КИМов;
• Написание изложений и сочинений.
Курс рассчитан на
34 часа.

Учебно-тематический план.

Тема

К-во часов

Теор.

Практ.

Контроль

Дата/

факт

1.

Изложение. Виды изложений.

1

1

2

Виды изложений. Тема и основная мысль (идея) текста, проблема, способы их определения и формулирования. Способы связи предложений в тексте.

2

1

1

практикум

3.

Композиция построения текста. Абзац. Членение текста на части. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

2

1

1

 исследование

4.

Ключевые слова, их роль в определении границ главной информации.

2

1

1

5.

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.                

2

1

1

практикум

6.

Формы словесного выражения. Устная и письменная форма словесного выражения.

2

1

1

 наблюдение

 

7.

Средства художественной выразительности

2

1

1

тест

 

8.

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

2

1

2

 практикум

9.

Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

2

 1

1

 

10.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза.

2

1

1

 

11.

Употребление средств изобразительности в произведениях словесности.

2

1

1

 

12.

Средства языка художественной словесности.  Многообразие языковых средств и их значение.

2

1

1

тест

 

13.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышение и понижение голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

2

1

1

практикум

14.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов.

2

1

1

15.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

2

1

1

16.

Словесная форма выражения художественного содержания. Отбор и организация словесного материала.

2

1

1

практикум

17.

Контрольное изложение

2

Итоговый контроль

Всего

34

16

18

2

5

Содержание курса.

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

Формы словесного выражения. Устная и письменная форма словесного выражения. Использование  разговорного языка в художественном произведении.

Средства языка художественной словесности.

Средства художественной выразительности. Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств изобразительности в произведениях словесности.

Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств и их значение.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышение и понижение голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов.

Значение средств художественной изобразительности. Употребление переносного значения слов – тропов. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развёрнутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение и стиль писателя. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Парадокс, алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса, парцелляции.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Художественный образ. Художественная действительность. Словесная форма выражения художественного содержания. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Нравственные проблемы в произведениях словесности.

Практическая направленность курса

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  •  умение понимать основную мысль прослушанного текста;
  •  умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;
  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  •  умение понимать главную мысль прочитанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  •  умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
  •  умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
  •  умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
  •  умение определять средства связи предложений в тексте;
  •  умение проводить звукобуквенный анализ слова;
  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  •  умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
  •  умение определять основные способы образования слов;
  •  умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  •  умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  •  умение последовательно излагать собственные мысли;
  •  умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  •  умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

 В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

1) текст как речевое произведение;

2) смысловая и композиционная цельность, связность текста;

3) функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

4) средства связи предложений в тексте;

5) звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

6) лексическое значение слова и фразеологического оборота;

7) морфемно-словообразовательный анализ слова;

8) основные способы словообразования;

9) морфологический анализ знаменательных частей речи;

10) морфологический анализ служебных частей речи;

11) простое предложение: главные и второстепенные члены;

12) двусоставные и односоставные предложения;

13) сложносочиненное предложение;

14) сложноподчиненное предложение;

15) сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

16) сложные предложения с разными видами связи между частями;

17) синтаксический анализ простого предложения;

18) синтаксический анализ сложного предложения.

В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые)

Литература для учителя

1. Львова С. И. ГИА 2008. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2008.

2. Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2008.

В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, рекомендуется использовать следующие:

1) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

2) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.

3) Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.

4) Гулидов И.Н. Методика конструирования тестов / И.Н. Гулидов, А.Н. Шатун А.Н.  – М.: Форум – Инфра-М, 2003.

5) Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.

6) Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.


Литература для ученика
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

2) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.

3) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.

4) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.

5) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

Памятка для учащихся  «Требования к  сжатому изложению»

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Требование к сжатому изложению

  • сохранение последовательности в развитии событий;
  • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
  •  использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;
  •  установление смысловой связи  между предложениями;
  • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
  • исключение подробностей, деталей;
  • обобщение конкретных, единичных явлений;
  • сочетание исключения и обобщения.

Памятка для учащихся  «Как писать сжатое изложение»

  1. Прослушайте текст.
  2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:
  •  Определите тему текста (о чем текст?).
  •  Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  •  Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  •  Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  •  Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

3) Прослушайте текст во второй раз.

4) Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

5) Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

6) Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

7) Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

8) Объём изложения – не менее 90 слов.

9) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Памятка для учащихся  «Способы сжатия текста»

Способы сжатия текста:

  • исключение подробностей, деталей;
  • обобщение конкретных, единичных явлений;
  • сочетание исключения и обобщения;
  • сокращение (обобщение) отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
  • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
  • пропуск предложений с описаниями  и рассуждениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса по выбору "Компьютерная графика"

Программа курса способствует формированию универсальных учебных действий....

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Программа курсов по выбору "Комбинаторика и элементы статистики" для предпрофильной подготовки.

В работе представлена программа предметно-ориентированных курсо по выбору, в ней также представлено поурочное планирование с теоретической и практической частью....

программа курса по выбору "Компьютерная графика в дизайне интерьера ванной комнаты"

Рабочая программа является модернизированной в связи  сокращением количества часов. Сокращение часов стало возможным благодаря объединению теми самостоятельному изучению учащихся. Практичес...

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...