Олимпиада по русскому языку для 8 класса
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему

Расова Людмила Алексеевна

Школьный уровень Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2017/2018 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

Максимальное количество баллов - 73 балла.  

Время выполнения – 1час 30 минут.

Включает один вариант. Состоит из 12 вопросов.

Ф.И. учащегося ______________________________________ класс ___ «____»

Школа _______________________________

1. Обозначьте ударный слог в словах.

Завсегдатай, зубчатый, оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный, верба, коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.   (Итого 12 баллов (по 0,5 б.)

2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию? 

А) Е.Дашкова Б)Н.Карамзин В)ЕкатеринаII Г) В.Тредиаковский  ( Итого 1 балл)

3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.

Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

А) [чн ]; Б) [шн]; В) возможны два варианта произношения [чн - шн].

 (По 0,5 балла за каждый верный пример).

4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

 Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и. (Итого 4,5 балла (по 0,5 б.)

5. Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную. 

Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.

(Итого 6,5 балла (по 0,5б.)

6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько. Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина. (Итого 6 баллов)

 

7. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести? (3 балла (по 0,5б.)

8. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.  (Итого10 баллов)

 9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами? (Итого 4 балла)

10. Я глядел (во)все стороны ож..дая увид..ть грозные б..ст..оны башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением 4.Да вот она отвечал ..мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. <… > 5.Я велел ехать к к..м..нданту и через минуту к..битка ост..новилась перед деревя(н,нн)ым дом..ком выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.

6. …Я вошел в чистеньк..ю комнатку убра(н,нн)..ю (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене в..сел диплом оф..церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст..вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр..бение кота.

  1. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  2. 2. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
  3. Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому, разберите его по составу. (Макс. 10 б)

11.Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв. (5 баллов)

12.Об одном из пунктуационных знаков французский писатель ХIХ века Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке». Какой это знак? (5 баллов)


Ключи 8 класс.

1. ЗавсегдАтай, зубчАтый, оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный, вЕрба, коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.

За одно слова 0,5 балла.

Итого 12 баллов

2. А) 1 балл

3. А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.

Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.

По 0,5 балла за каждый верный пример.

4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.

Итого 4,5 балла (по 0,5б.)

5. Обезболивать, укорачивать,

сосредоточивать, задабривать,

подытоживать, оспаривать,

обусловливать, осваивать,

узаконивать, усваивать,

уполномочивать, удостаивать,

Итого6,5 баллов (по 0,5б.)

6. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);

2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);

3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);

4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).

По 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.

Максимальное количество баллов – 6баллов.

7. К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать - разноспрягаемые.

Итого 3 балла (по 0,5б.)

8. Неприятный ветер – согласование;

не шло сверху – примыкание;

не шло снега – управление;

темно не очень – примыкание;

вставала за облаками – управление.

10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.

Итого 10 баллов.

9.В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является


англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.

По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.

Итого 4 балла

10. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» - спросил я с удивлением. «Да вот она», - отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали.<…> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

1.До 5 баллов – по нормам оценки.

2.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.

3.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.

Макс. 10 баллов

11.

Эти люди практически однофамильцы. Их фамилия образована от глагола ковать – кую, но от разных его основ: ку+ю > ку+знь > ку+зн+ец > Кузнец+ов; ков+а+ть > ков+а+ль > Ковал+ев(ский).

12.

Вопросительный знак

Итого: 73 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку. 6 класс

Интересные задания для работы с одарёнными детьми....

Олимпиада по русскому языку. 6 класс

Олимпиада включает задания по всем разделам курса, составлена с учетом материала по подготовке учащихся к предметным олимпиадам....

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Главное назначение материала-ознакомить с характером и направлением конкурсных заданий, помочь подготовить учащихся к  различным видам олимпиадных заданий....

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Олимпиадне задания по русскому языку (9 класс) 2011 года...

Школьный тур олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку, 2011 год...

Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе  содержат в себе задания  по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...

Олимпиада по русскому языку 6 класс

В материале представлены задания для проведения школьной олимпиады по русскому языку...