Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Жидикова Юлия Викторовна

Открытый урок в 5 классе по теме: "Сложное предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.79 МБ
Файл 5_klass.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей г.Зернограда. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ . Подготовила: Учитель русского языка и литературы Жидикова Ю.В.

Слайд 2

Пятое февраля. Классная работа.

Слайд 3

Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении выделите грамматическую основу. 1. Первый пушистый сне… падал медленно на землю. 2. Первый пушистый сне… падал медленно на землю, и дети радовались ему.

Слайд 4

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 5

Цели урока: 1. Познакомиться с понятием… 2) Уметь отличать ... от ... 3) Учиться ставить ...

Слайд 6

Определите тип предложения. Расставьте знаки препинания. Составьте их схемы . 1. Пришла зима. 2. Пришла зима и нарядила деревья в белые шубки. 3. Пришла зима и деревья нарядились в белые шубки .

Слайд 7

1.Простое [ = - ] 2.Простое [ = - и = ] 3.Сложное [= - ], и [ = - ]

Слайд 8

Игра «Определи предложение по структуре» 1.Наступила долгожданная зима. 2.Подул сильный ветер, и с деревьев облетели листья. 3.Появились первые заморозки. 4.Перелётные птицы улетели в теплые страны, и лес затих. 5.Зайцы поменяли шубки. 6. Скоро вся земля покроется снегом, всё вокруг изменится.

Слайд 9

ТЕСТ Выбрать верное определение сложного предложения. 1. Сложные предложения - это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых. 2. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более грамматических основ.

Слайд 10

Части сложного предложения могут быть связаны: 1. С помощью обобщающих слов. 2. С помощью союзов. 3. С помощью интонации

Слайд 11

Выберите схему сложного предложения . 1.[– =], [– =]. 2.[– =]. 3.[– =, =].

Слайд 12

Какое предложение является сложным ? 1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба. 2. Солнце садилось и его косые лучи освещали верхушку высокого дуба.

Слайд 13

«Закончи предложение» Сегодня я узнал, что… Теперь я умею… Я знаю, что…



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Сложное предложение 5 класс

Триединая дидактическая цель:

Обучающая

- Познакомить учащихся с понятиями «сложное предложение».

- Ввести в активный словарь понятие  «сложноподчиненное предложение».

- Учить ставить запятые в сложном предложении, чертить схемы.

Развивающая

- Развивать речевую и коммуникативную активность, формировать умение высказывать свою точку зрения.

Воспитывающая

-Воспитывать интерес к изучению  русского языка.

Педагогические задачи:

Формирование:

Личностные результаты

- Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие навыков целеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность.

- Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

- Личностный выбор на основе социальных, моральных и личностных ценностей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Нравственно-эстетическая ориентация.

Регулятивные УУД

- Умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

- Умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

- Умение анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом.

- Умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности.

- Умение определять последовательность действий для достижения результата.

- Умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.

-Умение осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности.

Познавательные УУД

- Умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.

- Умение формировать логические действия по определению познавательной цели.

- Умение выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач.

- Умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

-Умение проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные УУД

- Умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

п/п

Этап и цель урока

Действия учителя

Действия учеников

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты

Организацион-ный момент (1-2 минуты)

Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает контакт

с обучающимися.

- Мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране

Синтаксис - одной из самых красивых и богатых стран, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показывать свои знания и умения.

А что мы изучаем в синтаксисе?

- А с какой страной он граничит?

- Что изучает пунктуация?

Запишем число, классная работа

Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

С пунктуацией.

( Пунктуация изучает знаки препинания и правила их постановки.)

- Записывают число.

Регулятивные:умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

1.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.

Целевая установка:

определение темы урока обучающимися

Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении выделите грамматическую основу.

Первый пушистый сне… падал медленно на землю.

Первый пушистый сне… падал медленно на землю, и дети радовались ему.

Как называется первое предложение по количеству грамматических основ?

А второе, как вы думаете?

- Итак, мы изучили город «Простое предложение», а теперь перед нами

« Сложное предложение».

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.

Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока.

В первом предложении одна грамматическая основа.

Во втором - две грамматические основы.

Простое.

Сложное

Тема сегодняшнего урока — «Сложное предложение».

Осознание значимости изучаемых знаний.

Регулятивные:умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

Самоопределение, адекватная мотивация.

2.

Формулировка целей и задач урока

Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.

- Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему и на опорные слова.

1) Познакомиться с понятиями ... (« Сложное предложение»), и ...

( « типы сложных предложений»);
2) 
Уметь отличать ... (простые предложения) от ... (от сложных )

3) Учиться видеть при помощи чего …. (они соединяются)
4)
 Учиться ставить ...(знаки препинания в сложном предложении)

Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.

Формулируют цели совместно с учителем

Планируемые предметные знания и умения.

Знать:

- основные понятия по теме;

- отличия простого предложения от сложного;

- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь:

- находить грамматическую основу;

- отличать простые предложения от сложных;

- учиться определять типы сложных предложений;

- учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;

- учиться чертить схемы

Регулятивные:

анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

Познавательные:формировать логические действия по определению познавательной цели.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

3.

Формирование мотивации

Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности.

Выдвините гипотезу:

-Что было бы с нашей речью, если бы мы говорили только простыми предложениями?

Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»

Если бы мы говорили только простыми предложениями, то наша речь была бы бедной, мы бы не могли всегда правильно пояснять свои мысли. Речь - это выражение наших мыслей. А в мыслях у нас всегда присутствуют сложные идеи, всякие причинно-следственные связи.

Регулятивные:умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности.

Познавательные:осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

4.

Актуализация опорных знаний.

Целевая установка:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

Определите тип предложения. Составьте их схемы.

1.Пришла зима.

2.Пришла зима и нарядила деревья в белые шубки.

3. Пришла зима, и деревья нарядились в белые шубки.

Проверка по образцу.

1.Простое [ = - ]

2.Простое [ = - и = ]

3.Сложное [= - ], и [ = - ]

 

Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. Самопроверка, самооценка.

Знать:

- основные понятия по теме;

- отличия простого предложения от сложного;

- правила

Уметь:

- находить грамматическую основу;

- отличать простые предложения от сложных;

- учиться чертить схемы

Регулятивные:умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:осмысление способов и условий действий.

Коммуникативные:умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог.

Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

5

Физминутка

Целевая установка:

снятие напряжения, усталости

Игра «Определи предложение по структуре». (Учащиеся хлопают в ладоши, если предложение простое, топают ногами, если сложное).

  1. Наступила долгожданная зима.
  2. Подул сильный ветер, и с деревьев облетели листья.
  3. Появились первые заморозки.
  4. Перелётные птицы улетели в теплые страны, и лес затих.
  5. Зайцы поменяли шубки.

6 Скоро вся земля покроется снегом, всё вокруг изменится.

Выполняют физическое упражнение

Знать:

- основные понятия по теме;

- отличия простого предложения от сложного;

Уметь:

- находить грамматическую основу;

- отличать простые предложения от сложных;


Познавательные:умение устанавливать взаимосвязи между явлениям

Регулятивные:

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: умение слушать, понимать информацию

Здоровье сбережение.

6.

Практическая деятельность обучающихся (исследователь-ского, творческого характера).

1.Предлагает учащимся самостоятельно изучить тему урока исходя из поставленных целей. (проблем)

 Чтение учебника стр 182-185

Работают с учебной информацией.

Знать:

- основные понятия по теме;

- отличия простого предложения от сложного;

- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь:

- находить грамматическую основу;

- отличать простые предложения от сложных;

- учиться определять типы сложных предложений;

- учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;

- учиться чертить схемы

Регулятивные:принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные:умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные:осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.

Умениеосуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Здоровье-сберегающие, морально-нравственные, этические, эстетические планируемые результаты.

7

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.

Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.

Осуществляет контроль в течение всего урока.

Предлагает выполнить

Тест.

I. Выбрать верное определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких грамматических основ.

II. Части сложного предложения могут быть связаны

  1. С помощью обобщающих слов.
  2. С помощью союзов.
  3. С помощью порядка слов.

III. Выбрать схему сложного предложения.

  1. [– =], [– =].
  2. [– =].
  3. [– =, =].
  4. Какое предложение является сложным?
  1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
  2. Солнце садилось и его косые лучи освещали верхушку высокого дуба.

Работают самостоятельно в рабочих тетрадях

Знать:

- основные понятия по теме;

- отличия простого предложения от сложного;

- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь:

- находить грамматическую основу;

- отличать простые предложения от сложных;

- учиться определять типы сложных предложений;

- учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;

- учиться чертить схемы

Регулятивные:

уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Познавательные:

проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов.

Коммуникативные:

осуществлять учебное сотрудничество, управлять поведением партнера, производя контроль, коррекцию, оценку его действий.

Личностное самоопределение.

8

Итог урока.

Организует подведение итогов урока.

 Что такое сложное предложение?

Части сложного предложения как могут быть связаны?

Когда перед союзом И ставится запятая?

 

Участвуют в подведении итогов урока.

Ответы детей.

Знать:

- основные понятия по теме;

- отличия простого предложения от сложного;

- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь:

- находить грамматическую основу;

- отличать простые предложения от сложных;

- учиться определять типы сложных предложений;

- учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;

- учиться чертить схемы

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

Личностное самоопределение.

9

Домашнее задание

У.513. Правило с.182-183

Записывают домашнее задание

Знать:

- основные понятия по теме;

- отличия простого предложения от сложного;

- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь:

- находить грамматическую основу;

- отличать простые предложения от сложных;

- учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;

- учиться чертить схемы

Регулятивные:умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.

Коммуникативные:умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив.

Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора.

10

Оценивание обучающихся

Целевая установка:

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал.

Заносят отметки в дневники.

Оценивание предметных результатов урока.

Регулятивные:объективно оценивать результаты своей деятельности

Познавательные:умение осмыслить предложенную информацию

Коммуникативные:давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

Личностное самоопределение.

Установление связи между целью учебной деятельностью и ее результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....