10 правил успеха
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Красутских Ольга Викторовна

Из опыта подготовки  к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_po_ege.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

« 10 правил успеха» (из опыта подготовки  к ЕГЭ  по русскому языку)

     Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, Русский язык – это предмет, который должны знать  все! И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания. Не думаю, что своим выступлением я «открою Америку», но, возможно,  что- либо из моего опыта работы  пригодится  другим учителям. Итак…

Правило 1 . «Учи обучаясь!»

Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. То же относится и к части С. Имея опыт  самостоятельного написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

  • посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, семинары - практикумы;
  •  перенимать опыт у других учителей
  •  изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;
  •  знать критерии оценивания.

Правило 2 .

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков  я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ГИА и  ЕГЭ.  Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них.

Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность.

 Большим подспорьем  в подготовке к экзамену являются элективные курсы, направленные  на подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

Правило 3 .

Важным моментом в успешной сдаче ЕГЭ  является  заинтересованность родителей выпускников.

Контакт с родителями крайне важен. Так как они принимают непосредственное участие в происходящем на этапе выпускных экзаменов, им тоже необходима особая подготовка. Недостаток информации повышает тревогу родителей, которые, сами того не желая, передают её детям.

ЕГЭ для родителей : от понимания к взаимодействию.

А)  2 года назад   с классным руководителем выпускного класса в котором я преподавала, мы  провели  такой эксперимент. В начале 2011-2012 учебного года на родительском собрании была создана ситуация ЕГЭ. Родителям предложили решить тесты по разным школьным предметам с правом выбора ответа ( ч.А). В данном случае был совершенно неважен результат тестирования. Вопрос состоял в  другом: насколько они почувствовали себя психологически уверенными во время тестирования и попытались представить, что чувствуют дети, находясь в подобной ситуации. Б)  Затем мы попросили закончить данные тезисы, аргументировав выводы:

  • Если результат экзамена будет не совсем таким, каким хотелось бы, то…
  • Если ребёнок сильно волнуется, то …
  • Если ребёнок не волнуется совсем, то…

В) Обсуждение тезисов закончилось выводом, что нет смысла показывать детям  страх и пить валерьянку или, наоборот, подчёркивать своё безразличие к экзамену.

ЕГЭ – ситуация серьёзная, но не запредельная.

        В конце полугодия  предложили  родителям  присутствовать  на контрольном тестировании. Не секрет, что среди мам и пап могут быть и такие, кто ни разу не видел экзаменационных материалов. Затем родители могли совместно с учителем проверить тесты своих детей. Как показал опыт, после подобных мероприятий, родители предлагают свою помощь и дальше. Педагог достигает, таким образом, несколько целей:

  • во-первых, улучшается взаимосвязь ребёнок-родитель;
  • во-вторых, родители понимают, что решение тестов - это далеко не самый лёгкий труд;
  • в-третьих, во время контрольного  тестирования родитель ясно представляет себе, «на каком уровне знаний» находится его ребёнок;
  • в- четвертых, ещё теснее становится контакт с учителем, потому что проверка тестов продолжается теперь и дома, тем более, что ответы в книгах, используемых дома, « исчезают»

Правило 4

Несомненно, экзамен в новой форме - большая нагрузка для учащихся как  физическая , так и психологическая. Следует действовать сообща с педагогом- психологом: проводить индивидуальные беседы, коллективные тренинги, способствующие положительному психо-эмоциональному настрою.

Правило 5 .

Конечно, подготовка к экзамену  должна начинаться уже в пятом классе.  Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

 На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами они могут  воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе, особенно если ранее  не преподавала  у этих учащихся, сразу на  первой -  второй неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это в свою очередь, помогает мне  грамотно спланировать  не только уроки, но и дополнительные занятия:

Правило  6  Индивидуальные занятия -  один из самых эффективных способов  оказания помощи при подготовке к ЕГЭ

В этом году, как  обычно, я разбила класс на группы в соответствии с уровнем подготовленности и начала проводить  консультации, продолжив работу 2012--2013уч.г. От «азов" до уровня В8 «нарешиваем» тесты,  выполняем тренинги, затем составляю диагностические карты  по  выявлению пробелов в знаниях. На  дополнительных занятиях в вечернее время повторяем теоретический материал,  изученный ранее,   выполняем упражнения  с коллективным разбором и в качестве самостоятельной работы.

Правило 7  Использование  в работе  образовательных ресурсов.

      -   демонстративные (теоретический материал)

  • Интерактивные (учебный материал)
  • Диагностические ( тематические тесты, тренажеры)

регулярно использую  ЦОР, пополняю методическую копилку ,использую материалы и коллег разных школ, чаще всего адаптируя их. В последнее время   использую  на занятиях  видеоуроки   других преподавателей на разные темы, считаю  что такая форма эффективна, так как  у учащихся  появляется возможность повторить теорию в изложении другого учителя

В моей копилке довольно много таких видеоуроков

 

-     Сообщаю учащимся адреса сайтов для самостоятельной подготовки к ГИА, ЕГЭ

-   Все учащиеся ведут папки, в которых собираются как теоретическая, так и практическая информация . Также формируется электронная папка, содержащая теорию, практику(презентации,

тренажеры), удобная для дополнительной работы, повторения материала учащимися.

Для подготовки учащихся к  ГИА и ЕГЭ, конечно,   все используют тестовый материал, предложенный ФИПИ.  Но так как сборников великое множество,  для удобства работы  в начале учебного года для всех учащихся класса приобретаем одинаковые пособия, по которым  на дополнительных занятиях  во внеурочное время коллективно решаем тесты, разбирая  по ходу возникающие вопросы,  трудные моменты.

Правило  8

         В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию частей А и В. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. После проведения тренинга, проверочных работ и пробных экзаменов результаты заносятся в карту. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, «западающие» темы и планировать работу по их устранению.

Правило 9

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку - это часть С. Главное - убедить учеников, что сочинение  нужно писать обязательно!!  Рассказываю в общих чертах о том, как проходит проверка части С в Салехарде и о том, к чему может привести нежелание приложить усилия

Как известно, без выполнения задания части С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать текст, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от  проблемы  во время её доказательства, то есть несоответствие аргументов озвученной проблеме. Как избежать этого досадного явления?

Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце,

выявление главной из них

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», « В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

С 10 класса у учащихся формируется еще одна папка. В нее мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк литературных  аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу 11 класса  у каждого  ученика  собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений. 
При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем.

Правило 10

Приём «идеального сочинения» В группах по 5 человек распределить обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 - выявляет проблему и даём комментарий, 3 - определяет авторскую позицию, 4 формулирует собственную позицию и даёт аргументацию, 5 пишет заключение. Класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Класс вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение.

Можно проводить работу над текстом по-другому, в несколько этапов. На первом этапе отрабатывается коллективно по алгоритму один текст. На втором этапе парам раздаются тексты для работы. Учащиеся дома самостоятельно пишут сочинение, а в классе по критериям оценивают друг у друга работу и ставят баллы. Третий этап работы: учитель проверяет и сочинение, и оценку партнёра за данную работу. Такая деятельность даёт возможность учащимся не только самостоятельно работать над сочинением, но и учиться у своего одноклассника или делать ему замечания. Как и в тестах, целесообразно выполнять работу над ошибками. Тогда ученик доводит до совершенства свою работу, запоминает свои « слабые места». Перед учениками стоит задача - написать сочинение, характеризующееся «смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения». Объясняю учащимся, что сочинение на ЕГЭ имеет привычную трехчастную композиционную схему: вступление, основную часть, заключение. Между этими частями необходимо продумать «перекидные мостики» - логические переходы. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами. Тщательно проверяем черновики: все ли отмечено? Еще раз перечитываем исходный текст: со всеми ли утверждениями автора можно согласиться? Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст - это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

Некоторые учителя часы, отведенные на литературу, берут для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Этого категорически делать нельзя. Ведь в части С ученикам придется искать доказательства для раскрытия какой-то темы. А темы эти, как правило, повторяются ( Проблема войны и мира, экологии, проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, память и т.д.) И в доказательствах лучше опираться именно на литературный материал.

 Все вышесказанное не является пределом и эталоном для любого учителя-словесника при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.

Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»

Памятка для выпускника ( тактика работы с тестом)

 Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Следи за временем: в идеале  на выполнение задания  должно уходить не более 1,5 минуты

Из трех отведенных часов -  часть А  -  не более 60 минут,  часть В - 30 -40 минут, тогда останется достаточно времени на написание эссе - сначала на черновике, потом  на его проверку.

 Начни с легкого, т.е. с части А! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

 Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

 Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

 Думай только о текущем задании!  Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!

 Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах

 Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

 Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки!!!