Урок русского языка в 6 классе "Правописание Н и НН в причастиях"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Демчук Екатерина Юрьевна

Урок русского языка в 6 классе "Правописание Н и НН в причастиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_n_i_nn_v_prichastiyah_6_klass.docx58.48 КБ

Предварительный просмотр:

02.02.18

6 класс

Тема

Правописание -н- и -нн- в причастиях

Цели:

  • Обучающие:
  • ознакомление с правилом написания «Н и НН в суффиксах причастий»;
  • формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия;  формирование умения составлять схему-алгоритм.
  • Развивающие:
  • развитие логического мышления учащихся, их творческих способностей;
  • развитие умение работать в группах, умение анализировать полученный материал и применять его на практике.
  • Воспитательные:
  • воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи; воспитание положительного и внимательного отношения к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Мотивация

Ребята, сегодня мы попали в исследовательскую лабораторию. Один ученый позволил нам с вами ассистировать ему при проведении исследования. Мы все очень будем стараться и поможем нашему хорошему ученому.

2. Актуализация изученного (в форме вопросов у доски)

Проводя эксперименты, ученые всегда идут путем проб и ошибок. Вот и наш профессор просит вас помочь ему. Ведь когда открываешь новое знание, опираешься на уже изученные факты. Давайте поможем ему отобрать нужные компоненты для исследования. Перед вами вопросы, которые требуют конкретного ответа – ДА или НЕТ.

1. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ?
2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ?
3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?
4. Причастный оборот –  это причастие + главное слово. ДА? НЕТ?
5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ?
6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ?
7. Страдательные причастия образуются с помощью суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять, -еть. ДА? НЕТ?

3. Проблемная ситуация

Молодцы! А теперь приступим к самой проблеме. Ученый исследует интересный лингвистический материал и пока не может разобраться, в чем причина. Обратите внимание на доску. Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Почему?

Тушёные овощи, тушённые в духовке овощи, потушенные овощи 

Мы не можем ответить пока на этот вопрос. Тогда давайте приступим к исследованию.

4.Формулирование темы и цели урока.

Что мы будем изучать? Какой факт русского языка? Какова тема урока?

А каковы цель нашего исследования?

- узнать…

- понять…

- научиться…

5. Открытие новых знаний. Исследовательская работа в группах.

Проведем эксперименты.

1 группа.

Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн.

Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка, 

брошенные скворечники, сказанное слово,  моченые яблоки,

рождённый младенец, стираное бельё.

Ключ:

сов.вид. – купленный, решённая, брошенные, сказанное, рождённый;
нес. вид. – кошеные, глаженая, мочёные, стираное.

2 группа.

Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн.

Кошеные травы – скошенные травы
Мощёная улица – вымощенная улица
Тканый ковёр – вытканный платок
Резаный арбуз – изрезанный арбуз

3 группа.

Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний  второго столбика.  Объясните написание н-нн.

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр
Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста
Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки
Варёный картофель – варённый в котелке картофель

4 группа.

Задание: выделите суффиксы, объясните написание н-нн.

Утрамбованная дорога
Замаскированный дом
Фасованные сладости
Концентрированный напиток
Военизированная охрана
Маринованные огурцы

Выступления учащихся с результатами исследования.

6. Составление таблицы вместе с учителем.

Молодцы! Давайте подведем итог исследования. К каким результатам мы пришли?

Н

НН

1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый – что делать? топить)

2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет)

 3.Нет зависимого слова (топленое масло)

4. Нет -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

1. Образовано от глагола совершенного вида (брошенный – что сделать? бросить)

 2. Есть приставка (растопленное масло)

3. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло)

4. Есть -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный)

Наш ученый очень благодарен вам, своим юным помощникам. Теперь открыта еще одна загадка науки. А мы можем с гордостью сказать, что мы великие исследователи.

Теперь мы можем объяснить написание данных на доске слов?        

Тушёные овощи, тушённые в духовке овощи, потушенные овощи 

Оцените работу ваших групп устно.

7. Лингвистическая физминутка 

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу отыменные прилагательные и причастия. Если слышите причастие – руки вверх – потянулись, отыменное прилагательное – руки в стороны – поворот туловища вправо-влево.

ЗАКОННЫЙ, ПОТРАЧЕННЫЙ, СОВИНЫЙ, ИЗУЧЕН, ОЛОВЯННЫЙ,  ИСТОПТАННЫЙ, ЦАРСТВЕННЫЙ

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями.)

8. Первичное закрепление.

Результаты любого исследования проходят испытание на практике, а потом применяются в жизни. Давайте и мы используем полученные знания и выполним следующее задание.

Задание 1: Сегодня у нас в школе праздник. И все готовят праздничное меню. Нам с вами нужно помочь выбрать десерт нашим поварам. На рабочем столе три файла с названиями сладких блюд. Какое блюдо будем готовить?

Работаем в парах. На работу отводится 3-4 минуты. Затем учащиеся 1 варианта меняются местами для проверки работы соседней парты. При обнаружении ошибки поднимают сигнальную карточку. Объясняется допущенная ошибка. Обращается внимание детей на ответственность за порученное дело.

В рецепте необходимо вставить пропущенные орфограммы, выделив их другим цветом. Сначала прочитаем рецепт.

Рецепт №1

Торт «Трюфель».

С п о с о б    п р и г о т о в л е н и я:

Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, ураше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое….ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на овещё…ую солнцем сторону. Через несколько минут обе половинки, хорошо пропита…ые, соединить.  Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт украсить конфетами, масля…ым кремом и оформить в виде плетё…ой корзинки.

Рецепт №2

Клубника со сливками.

С п о с о б    п р и г о т о в л е н и я:

Выраще…ую  собстве..ыми руками клубнику промыть и очистить от зелё…ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле…ую на рынке, а также не подойдёт для этого изыска…ого блюда мороже…ая клубника. Очище…ые ягоды, перемеша…ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлаждё…ыми.

Рецепт №3

Фруктовый салат.

С п о с о б    п р и г о т о в л е н и я:

Очище…ые, нареза..ые кубиками консервирова..ые ананасы уложите на серебря…ое блюдце. Возьмите банан, смеша…ый с мандаринами, привезё…ыми с юга, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что сорва…ую с дерева грушу. Всё это ассорти заправьте витаминизирова…ым йогуртом.

Задание 2: Теперь поработаем самостоятельно с перфокартами, а проверять ваши знания буду я. Свои отметки в качестве десерта можете преподнести родителям

Вариант 1

     рассказа

        лома

         незва

    газирова

  взволнов    слома

            варе

          сваре

          румя

 утрамбова

     

ые истории

ая линия

ый гость

ая вода

ый голос

ый стул

ое в кастрюле мясо

ый суп

ое яблоко

ая площадка

       

Вариант 2

нареза

сорва

сушё

реза

фарширова

консервирова

смеша

чище

обезжире

съеде

   

ый дольками

ый с дерева

ый банан

ый кружочком

ая мясом

ый ананас

ый с мандаринами

ая груша

ый кефир

ый гостями

9. Домашнее задание

На выбор:

1) Придумать и написать небольшой текст на любую тему, используя изученную на уроке орфограмму.

2) Из произведения «В дурном обществе» выписать 7 предложений со словами, содержащими изученную орфограмму.

10. Рефлексия

Подведём итог урока. На доске висят три кармашка с указателями трёх цветов и с мордашками с разной мимикой. Первая, отмеченная зелёным цветом, говорит о том, что вы хорошо запомнили правила по теме нашего урока и смело можете идти дальше. Вторая, отмеченная жёлтым цветом, напоминает, что надо подучить правило и потренироваться дома. Третья, отмеченная красным цветом, говорит о том, что вам требуется помощь. Оцените свои возможности. При выходе из класса опустите фишку одного из цветов в указанные кармашки.

Спасибо за работу. Урок окончен.


http://cdn.a4y.biz/pics/2017-04/24/702739-1f0e3dad99908345f7439f8ffabdffc4.jpg

1. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ?

2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ?

3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?

4. Причастный оборот –  это причастие + главное слово. ДА? НЕТ?

5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ?

6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ?

7. Страдательные причастия образуются с помощью суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять, -еть. ДА? НЕТ?


1 группа.

Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн.

Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка, 

брошенные скворечники, сказанное слово,  моченые яблоки,

рождённый младенец, стираное бельё.

2 группа.

Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн.

Кошеные травы – скошенные травы
Мощёная улица – вымощенная улица
Тканый ковёр – вытканный платок
Резаный арбуз – изрезанный арбуз

3 группа.

Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний  второго столбика.  Объясните написание н-нн.

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр
Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста
Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки
Варёный картофель – варённый в котелке картофель

4 группа.

Задание: выделите суффиксы, объясните написание н-нн.

Утрамбованная дорога
Замаскированный дом
Фасованные сладости
Концентрированный напиток
Военизированная охрана
Маринованные огурцы

Рецепт №1

Торт «Трюфель».

С п о с о б    п р и г о т о в л е н и я:

Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, ураше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое….ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на овещё…ую солнцем сторону. Через несколько минут обе половинки, хорошо пропита…ые, соединить.  Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт украсить конфетами, масля…ым кремом и оформить в виде плетё…ой корзинки.

Рецепт №2

Клубника со сливками.

С п о с о б    п р и г о т о в л е н и я:

Выраще…ую  собстве..ыми руками клубнику промыть и очистить от зелё…ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле…ую на рынке, а также не подойдёт для этого изыска…ого блюда мороже…ая клубника. Очище…ые ягоды, перемеша…ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлаждё…ыми.

Рецепт №3

Фруктовый салат.

С п о с о б    п р и г о т о в л е н и я:

Очище…ые, нареза..ые кубиками консервирова..ые ананасы уложите на серебря…ое блюдце. Возьмите банан, смеша…ый с мандаринами, привезё…ыми с юга, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что сорва…ую с дерева грушу. Всё это ассорти заправьте витаминизирова…ым йогуртом.

Вариант 1

     рассказа

        лома

         незва

    газирова

  взволнов    слома

            варе

          сваре

          румя

 утрамбова

     

ые истории

ая линия

ый гость

ая вода

ый голос

ый стул

ое в кастрюле мясо

ый суп

ое яблоко

ая площадка

       

Вариант 2

нареза

сорва

сушё

реза

фарширова

консервирова

смеша

чище

обезжире

съеде

   

ый дольками

ый с дерева

ый банан

ый кружочком

ая мясом

ый ананас

ый с мандаринами

ая груша

ый кефир

ый гостями

Вариант 1

     рассказа

        лома

         незва

    газирова

  взволнов    слома

            варе

          сваре

          румя

 утрамбова

     

ые истории

ая линия

ый гость

ая вода

ый голос

ый стул

ое в кастрюле мясо

ый суп

ое яблоко

ая площадка

     

 

Вариант 2

нареза

сорва

сушё

реза

фарширова

консервирова

смеша

чище

обезжире

съеде

   

ый дольками

ый с дерева

ый банан

ый кружочком

ая мясом

ый ананас

ый с мандаринами

ая груша

ый кефир

ый гостями

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Н

НН

1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый – что делать? топить)

2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет)

 3.Нет зависимого слова (топленое масло)

4. Нет -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

1. Образовано от глагола совершенного вида (брошенный – что сделать? бросить)

 2. Есть приставка (растопленное масло)

3. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло)

4. Есть -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный)

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Н

НН

1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый – что делать? топить)

2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет)

 3.Нет зависимого слова (топленое масло)

4. Нет -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

1. Образовано от глагола совершенного вида (брошенный – что сделать? бросить)

 2. Есть приставка (растопленное масло)

3. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло)

4. Есть -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный)

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Н

НН

1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый – что делать? топить)

2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет)

 3.Нет зависимого слова (топленое масло)

4. Нет -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

1. Образовано от глагола совершенного вида (брошенный – что сделать? бросить)

 2. Есть приставка (растопленное масло)

3. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло)

4. Есть -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Повторение. Причастие и деепричастие."

Разработка урока повторения по теме "Причастие и деепричастие". Прилагается презентация....

Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи...

Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи...

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....