Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения в стихотворениях В.С. Высоцкого"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Милосердова Наталия Александровна

Интегрированный урок русского языка и  литературы  в 9 классе "Сложные предложения в стихотворениях В.С. Высоцкого"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysotskiy-2.docx23.26 КБ
Office presentation icon v.s.vysotskiy.ppt150 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе

                          Сложные предложения в стихах Владимира Высоцкого

Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложного предложения.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • - закрепить полученные знания о СПП;
  • - тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  • - обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

                - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  • - развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

              - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

  • - воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • - воспитывать такие нравственные качества, как верность дружбе,  мужество,  целеустремлённость, неравнодушие.

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:

  • - интерактивная доска;
  • - раздаточный материал;
  • - презентация в программе «PowerPoint», по теме: «Сложные  предложения в стихах Высоцкого»
  • - презентация в программе «PowerPoint»  о Высоцком.

                                                    

Ход урока                                                                               

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока.

Слово учителя:  (1 слайд)

Ребята, вы уже познакомились  с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложном предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. 25 января 2018 года этому замечательному барду исполнилось бы 80 лет.

                         

3. Видеофильм о В. Высоцком – 3 минуты

Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».  (2 слайд)

Презентация о В.С. Высоцком (заранее даётся задание кому-то из детей)

Звучит песня Высоцкого  «К вершине»

В.С. Высоцкий определял жанр своего творчества как авторскую песню. Поклонники называют его бардом. Вспомним, что означают эти понятия.

Запись в тетради определений:

Авторская песня – или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Бард - (от кельт. *bardos) — певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения

4. Повторение изученного:

а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.

Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2 чтобы творить.

Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. (слайд)

б) Практическое:
Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа
5. Союз однако – подчинительный
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.  (3 слайд)

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 100 101».

               

Задание 2. Заполните "слепую" схему.

Определительные

?

обстоятельственные

?

Падежные вопросы

?

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 3.
                             
 Комплексный анализ текста.


           
• 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.

 (1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:
                 Если друг оказался вдруг
                 И не друг и не враг, а так…
(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
                                                                                     Р. Рождественский.

  • • 2.Составьте схему 8 предложения.
  • • 3.Объясните значение слова бард.
  • • 4. Выпишите частицы из предложения №12.
  • • 5. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
  • • 6. Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.

Звучит «Песня о друге»

Работа с раздаточным материалом.

 Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)

___________________________________________________________________________________

2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)

___________________________________________________________________________________

3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

___________________________________________________________________________________

4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)

___________________________________________________________________________________

5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)

___________________________________________________________________________________

6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

___________________________________________________________________________________

7. Мне не стало хватать его только сейчас _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)

___________________________________________________________________________________

Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)

   Д\з Расставить знаки препинания, построить схемы сложных предложений.

Здесь вам не равнина

 Здесь вам не равнина здесь климат иной

 Идут лавины одна за одной.

 И здесь за камнепадом ревет камнепад

 И можно свернуть обрыв обогнуть

 Но мы выбираем трудный путь

 Опасный как военная тропа!

 Кто здесь не бывал кто не рисковал

 Тот сам себя не испытал

 Пусть даже внизу он звезды хватал с небес

 Внизу не встретишь как ни тянись

 За всю свою счастливую жизнь

 Десятой доли таких красот и чудес.

 Нет алых роз и траурных лент

 И не похож на монумент

 Тот камень что покой тебе подарил

 Как Вечным огнем  сверкает днем

 Вершина изумрудным льдом

 Которую ты так и не покорил.

 И пусть говорят да пусть говорят

 Но  нет никто не гибнет зря!

 Так лучше  чем от водки и от простуд.

 Другие придут сменив уют

 На риск и непомерный труд

 Пройдут тобой не пройденный маршрут.

 Отвесные стены... А ну - не зевай!

 Ты здесь на везение не уповай

 В горах не надежны ни камень ни лед ни скала

 Надеемся только на крепость рук

 На руки друга и вбитый крюк

 И молимся чтобы страховка не подвела.

 Мы рубим ступени... Ни шагу назад!

 И от напряженья колени дрожат

 И сердце готово к вершине бежать из груди.

 Весь мир на ладони  ты счастлив и нем

 И только немного завидуешь тем

 Другим у которых вершина еще впереди.

Рефлексия

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________

______________________________________________

· Что понравилось на уроке?______________

___________________________________________

· Что не понравилось ?____________________

___________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложные предложения в стихах Владимира Высоцкого

Слайд 2

Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением. Роберт Рождественский

Слайд 3

Верно ли утверждение, что: Союзы что, если, где – подчинительные Определение не отвечает на вопрос чей? Предложение – это синтаксическая единица Местоимение себя не имеет именительного падежа Союз однако – подчинительный Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения 101 100 101

Слайд 4

(1)Так кем же он все-таки был? (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю. (8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением. (10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение! Р. Рождественский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...