Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Елецкая  Марина Викторовна

    Урок разработан в соответствии с ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsya.docx26.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

    Цель деятельности учителя: актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

    Задачи: 

    1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании  данной орфограммы;

    2) развивать умение  высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

    3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение  друг  к другу через работу над пословицами.

    Универсальные учебные действия учащихся:

    Познавательные:

    • формируется умение понимать познавательную задачу;
    • формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
    • формируется умение извлекать необходимую информацию.

    Регулятивные:

    • формируется умение планировать необходимые действия;
    • формируется умение контролировать учебные действия;
    • формируется умение замечать допущенные ошибки;
    • формируется умение оценивать свою работу.

    Коммуникативные:

    • формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;
    • формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.

    Личностные:

    • формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;
    • формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования.

    Оборудование: учебник, печатный материал, алгоритм, мультимедийная презентация.

    Тип урока: урок умений и навыков.

    Ход урока.

    1. Мотивация (фронтальная работа).

    Ребята,посмотрите на слайд,что вы видите? (осень,листопад)

    Осень-это прекрасная пора.Она впечатляла  многих поэтов,художников,музыкантов на создание выдающихся произведений искусства.

    Осень любил Пушкин, Фет, Есенин,Тютчев…

    И.А. Бунин  посвятил осени не один десяток стихотворений. Послушайте…

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки, елочки темнеют,

    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца.

    Лес пахнет дубом и сосной,

    За лето высох он от солнца,

    И Осень тихою вдовой

    Вступает в пестрый терем свой..

    Сегодня на календаре 28 сентября.(запись числа,классной работы)

      В народе называли по-разному: день Гусаря, день Гусятника, Репорез. 28 сентября начинали сбор репы.Из репы готовили множество различных блюд – ее варил, парили, ели в сыром виде. Также делали из нее кашу. Было распространено много историй и сказок, связанных с репой. Одна из самых изестных – «Репка».

    «Репка» — русская народная сказка, опубликованная в 1863 году исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки». Была записана в Архангельской губернии. Сказка относится к типу цепочных и рассказывает о попытке вырвать стариком огромную репу, который зовёт на помощь вначале своих родных, а затем и зверей.

    Также 28 сентября в народе называли Гусятником, поскольку именно сейчас можно было резать гусей, которых ранее старательно откармливали. Конечно же, главным блюдом в этот день был печеный гусь.

    В свою очередь, дикие гуси улетали в теплые края, а это означало, что охотники выходили на последний промысел в этом году. Народные приметы на 28 сентября

    Дикие гуси летят на юг – примета, что скоро будет похолодание

    СЛАЙД-Найдите в тексте глаголы.Какую особенность вы обнаружили?

    В какой форме стоят глаголы?

    Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).

    - Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

    Слайд 1.

    -Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

    Слайд 3.

    1. Работа над темой урока.
    1. Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

    Чтоб не думать, не гадать,

    Нужно ль мягкий знак писать,

    Надо помнить, что к глаголу

    Должен ты вопрос задать.

    Мягкий знак в вопросе есть,

    То хвала ему и честь – 

    Нужен тоже он в глаголе.

    Так всегда учили в школе

    Алгоритм правописания –тся, -ться

    Неопределенная форма

    Форма 3 лица, единственного числа

    Что делать? Что сделать?

    Что делает? Что сделает?

    Нужно учиться

    Нужно трудиться

    Он учится

    Она трудится

    Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)

    3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.

    Не потрудит…ся , так и хлеба не добит…ся.

    Как шьет…ся, так и носит…..ся.

    Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.

    Дело мастера боит….ся.

    С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.

    4. Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.

    Но!!! Не путай!

    Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

    Вариант физкультминутки.

    Потянуться, отдохнуть,

    Глубоко теперь вздохнуть.

    Встать, попрыгать, посмеяться,

    Покружиться, покачаться.

    Поклониться, распрямиться

    И опять начать трудиться.

    5. Проверочная работа.

    1. Придумай и запиши предложения с данными глаголами.

    Вернуться – вернутся

    Броситься – бросится

    Встретится – встретиться.

    1. Объясни написание или отсутствие Ь. Выпиши только глаголы со словом, от которого задаешь вопрос к глаголу.

    Малина.

    Именно из малины варит(?)ся варенье, рекомендуемое при простуде. Свежие плоды улучшают аппетит, обладают жаропонижающим эффектом. Сухие плоды используют(?)ся при простуде, кашле, бронхите. Отвар из листьев употребляет(?)ся при воспалениях на коже. Надо уметь лечит(?)ся!

    Ца или -ТЬСЯ?

    Сини(ца, ться?) гляди(ца, ться) в воду. Льет(ца, ться?) води(ца, ться).

    Рефлексия.

    -Что нового узнали на уроке?

    -Какие трудности были? Как вы их преодолевали?

    -Дайте оценку нашей работе. Если работа удовлетворила вас – нарисуйте солнышко. Нет – тучку.

     Домашнее задание

    Составить 5-6 предложений на тему «Здоровый образ жизни», используя глаголы, оканчивающиеся на –ТСЯ, -ТЬСЯ.

    Вариант 1._____________________________________________

    Вставь, где надо, ь.

    Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся.

    Вариант 2.______________________________________________

    Вставь, где надо, ь.

    Создаёт….ся команда, пора сдават….ся, ему удаёт…ся вернут….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, брат….ся за ручку, он лечит….ся в больнице, волны бьют….ся, надо собират….ся, кот царапает….ся, давай лечит….ся.

    Вариант 3._________________________________________

    Вставь, где надо, ь.

    Лит….ся из крана, поднят….ся в горы, дети шепчут…ся, комар кусает…ся, надо умыват….ся , рано открывает….ся, вылит….ся из бутылки, греет….ся на солнышке, хочется погрет….ся, друзья помирят….ся, кафе закрывает…ся , дорого продават….ся, дорога сужает….ся.

    Вариант 4.______________________________________________

    Вставь, где надо, ь.

    Костёр разгорает….ся, можно простудит….ся, не будем ссорит…ся, посыпат….ся с полки, хватит ругат….ся, копат….ся в огороде, они быстро оденут….ся, можно ошибит….ся, ты будешь смеят….ся, нужно осмотрет….ся, занавес опускает….ся, помогут устроит….ся, любоват…ся природой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе "Правописание ться и тся в глаголах"

    Методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему "Правописание ться и тся в глаголах"...

    Урок русского языка в 5 классе "Правописание -ться, -тся в глаголах"

    Данный урок является вводным при изучении данной темы. К уроку прилагается презентация....

    Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....

    технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

    технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Правописание - ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

    Повторение правила , заполнение таблицы, групповая работа , творческая работа с использованием глаголов...

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".

    Подробный конспект урока по ФГОС. В учебном плане на данную тему отводится 2 урока....

    Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание -тся и -ться в глаголах»

    Отработка навыка правописания -тся и -ться в глаголах с применением игровой технологии обучения...