Способы сжатия текста
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_szhatie_teksta.docx17.13 КБ
Office presentation icon szhatie_teksta.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Способы сжатия текста

1. О.Н.У.

2. Актуализация знаний

-Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

-Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: “звону много, да толку мало”; “язык без костей”; “лучше ногою запнуться, чем языком”…

3. Работа по теме урока

1) -Что значит “СЖАТЬ ТЕКСТ”? “Сжать” текст – это значит “сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”.

-Как представить это в виде картинки? (Слайд 2). ПИСЬМО. В нем мы свободно излагаем свои мысли, не следим за количеством слов. Если у нас мало времени, мы пишем ЗАПИСКУ, излагая только самое главное, сообщая минимум подробностей. Если мы ограничены в количестве слов, то пишем ТЕЛЕГРАММУ. Вот так можно представить степени сжатия текста.

2) -Сначала мы потренируемся выбирать емкие и краткие слова для выражения мысли (слайд 3). 

КРОССВОРД

  1. Резко, с шумом закрыть (захлопнуть).
  2. Плохо растущий, болезненный (чахлый) – Каким художественно-изобразительным средством является это слово?
  3. Идти, делая частые, мелкие шаги (семенить).
  4. Говорить, перебивая друг друга (наперебой) – наречие.
  5. Такой, в котором приятно и удобно жить (уютный).
  6. Ударить, сильно размахнувшись (наотмашь) – Почему на конце Ь?

Посмотрите, как называется этот прием – ЗАМЕНА. Попробуйте свои силы в тетрадях.

3) Замените выделенные слова одним словом (слайд 4-6). 

1. Все взглянули друг на друга с немым удивлением.

Ученики. Все переглянулись с немым удивлением.

2. В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.

Ученики. В жизни всегда есть место подвигу.

3. Долгое время он жил, как Робинзон, на не заселенном людьми острове.

Ученики. Долгое время он жил, как Робинзон, на необитаемом острове.

4. Закрепление знаний

1) Работа над упражнением 420.

Дополнительное задание к данному упражнению: Сократите текст с 9 предложений до 4

ПОДЧЁРКИВАЕМ ГЛАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ЧЕТЫРЁХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Наша система счёта основана на числе «десять» и называется десятичной. 2) Шумеры пользовались системой, основанной на числе «шестьдесят». 3) Эта система отсчёта используется и в наши дни для счёта времени. 4) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной.

 СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В разное время человечество использовало различные системы счёта.

2) Работа с упр.437 (сокращение диалога)

Чтение рубрики «Советы помощника»

3) Работа с упр. 438

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

6. Д/з ЗАДАНИЕ. (слайд 8)

1. Подумайте, какие слова необходимо добавить, чтобы связать предложения.

2. Какое предложение в этом тексте лишнее?

3. Спишите текст, добавьте свои слова (1 задание), уберите лишнее предложение (2 задание).

4. Дополните текст описанием своего впечатления от посещения зоопарка.

Иногда люди задают вопрос: «Для чего нужны зоопарки?» _________ что это способ удовлетворить свой интерес к особенностям братьев меньших. ________ что придумали подобные заведения исключительно на потребу публике в ущерб несчастным запертым в клетках животным. Зоопарки посещает множество людей.

Изначально зоопарки __________ создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ.

_________ к этой важной функции добавилась ещё одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Слайд 2

ПИСЬМО ЗАПИСКА

Слайд 3

1. 2. 3. 4. 5. 6. З А Х Л О П Н У Т Ь Ч А Х Л Ы Й С Е М Е Н И Т Ь Н А П Е Р Е Б О Й У Ю Т Н Ы Й Н А О Т М А Ш Ь З А М Е Н А

Слайд 4

Все взглянули друг на друга с немым удивлением. переглянулись

Слайд 5

В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам. В жизни всегда есть место подвигам.

Слайд 6

В степи пестреют цветы . Степь пестреет цветами . В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка, горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика. =

Слайд 7

Иногда люди задают вопрос: «Для чего нужны зоопарки?» _________ что это способ удовлетворить свой интерес к особенностям братьев меньших. ________ что придумали подобные заведения исключительно на потребу публике в ущерб несчастным запертым в клетках животным. Зоопарки посещает множество людей. Изначально зоопарки __________ создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ. _________ к этой важной функции добавилась ещё одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли .

Слайд 8

ЗАДАНИЕ. 1. Подумайте, какие слова необходимо добавить, чтобы связать предложения. 2. Какое предложение в этом тексте лишнее? 3. Спишите текст, добавьте свои слова (1 задание), уберите лишнее предложение (2 задание). 4. Дополните текст описанием своего впечатления от посещения зоопарка. Иногда люди задают вопрос: «Для чего нужны зоопарки?» _________ что это способ удовлетворить свой интерес к особенностям братьев меньших. ________ что придумали подобные заведения исключительно на потребу публике в ущерб несчастным запертым в клетках животным. Зоопарки посещает множество людей. Изначально зоопарки __________ создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ. _________ к этой важной функции добавилась ещё одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Способы сжатия текста"...

способы сжатия текста

Учащимся за годы учебы в школе приходится перерабатывать огромное количество текстовой информации. Но как её правильно зафиксировать на бумаге? Без сжатия текста здесь не обойтись. Правильной работе с...

Основные способы сжатия текста

Материал для подготовки к сжатию текста при подготовке к сжатому изложению для учащихся 9-х классов (ГИА)....

Способы сжатия текста

Данный конспект поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА....

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....