Урок "Способы объяснения ЛЗ слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Никитина Юлия Васильевна

урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_obyasneniya_lz_slova.docx89.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Способы объяснения лексического значения слова»

Тип урока: «открытие нового знания».

Формы работы: индивидуальная, парная.

Применение педагогических технологий: проблемное обучение.

Формы и виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Цели: деятельностная: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, навыков самоконтроля, адекватной самооценки, навыков работы с толковым словарем,

содержательная: осознание и осмысление учебной информации о слове и его лексическом значении, пополнение словарного запаса обучающихся.

Планируемые результаты:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, развитие творческих навыков;

метапредметные:  целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; строить речевое высказывание; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группах, находить общие решения;

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; уметь определять лексическое значение слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

I. Оргмомент.

II. Мотивационная готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Актуализация первичного субъектного опыта учащихся.

  1. Приветствие. Как ваше настроение? Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.   Улыбнитесь мне и друг другу и запомните формулу удачи: улыбка- настроение- вера в себя – результат
  2. Прочитайте выразительно стихотворение  А. Шибаева  «Слова.. слова»(текст распечатан  у каждого ) «Как вы думаете, о чем это стихотворение?» О каких словах говорит автор? (учащиеся читают стихотворение, оценивают, насколько оно выразительно было  прочитано, вступают в диалог с учителем) А сколько слов в русском языке? (делают предположения)

 Учитель читает отрывок из книги Л. Успенского «Слово о словах» и задает вопросы :  

Можно сосчитать, сколько слов в русском языке? (точно нельзя, но количество слов в словарях известно   - более 120 тысяч слов.  )Почему?(слова - однодневки, язык живой) Какая наука занимается изучением словарного запаса нашего языка?   (вступают  в диалог  с учителем. Затрудняются дать ответ на последний вопрос.

  1.  Определить раздел лингвистики,  к изучению которого мы приступим на уроке, поможет кроссворд. Если вы  орфографически правильно запишите слова, то по вертикали получится слово – название раздела лингвистики (работают  в парах, разгадывают кроссворд, получают слово – лексика, начинают  записывать тему )

    4. Ребята, а что помогло вам разгадать кроссворд? (значение слова) Так что же такое ЛЗ слова? Скажите, если вы не знаете  значения слова, где     будете искать подсказку? (в словаре).

Ставит проблему.

А если нет толкового словаря, как можно объяснить значение того или иного слова? Сформулируйте,  чему  мы должны научиться на уроке (.Отвечая на вопрос,  предлагают  разные варианты, формулируют цели урока)

III  Открытие нового знания

1.Прочитайте о способах объяснения ЛЗ слова на стр. 46-47. Направляет учащихся, затрудняющихся в выполнении задания. Какое ещё значение у слова лексика (словарный состав языка). Сколько способов толкования лексического значения существует? Назовите их. Какой способ используется в толковых словарях? Какой способ подойдет для маленьких детей? (читают учебный материал,  отвечают на вопросы.)

IV  Первичное закрепление. 

1. Представьте, что на основе текста вам нужно составить кластер. Какие  термины вы включите в него?

Объясняю значение  слова кластер через значение слова «порт» – место, куда причаливают корабли, кластер – место, куда «причаливают» термины, понятия данной конкретной темы, «терминологический порт»   Кстати, какой способ я использовала, чтобы объяснить вам значение нового слова (знакомятся с новым словом,  задумываются  над преобразованием  информации)

2. Ученику дали задание: используя разные способы, объяснить значение слова ЛУНА. Оцените его работу. С чем справился пятиклассник, а в чем испытал затруднение?  (оценивают). Помогите ему завершить работу, редактируя его ответы. Выполните взаимопроверку.. Какой способ толкования вам кажется самым простым? Сложным?  

(учитель консультирует учащихся при выполнении задании. Ученики работают  в паре, проверяют и оценивают работу партнера. Затруднение – подобрать  синонимы к слову «луна» Учитель сообщает им, что к слову существует 25 синонимов, показывает их на слайде и предлагает  записать  несколько  из них)

 V Физкультминутка

VI  Cамостоятельная работы с самопроверкой по эталону.

1.Вспомните, что такое синонимы. Кроме толкования слова зачем ещё они нужны (обогащают нашу речь, помогают избегать неоправданных повторов).  Объясните значение слова милосердие, радость, тревожиться, говорить, красивый, трудный (или одно слово милосердие всем группам). (Даю информацию о существовании  разных словарей, в том числе о «Словаре синонимов», сообщаю, что  словарик синонимов есть  в учебнике. ) Сравните ваши слова со словарем синонимов.  Несколько слов о милосердии

2. Используя разные способы, дайте определите лексическое значение слов.Какой способ будет более рациональным в каждом случае? Посмотрите, как работу выполнил товарищ.

(Ставлю  задачу, консультирую  учащихся, затрудняющихся с выполнением задачи.   Ученики работают самостоятельно, при необходимости обращаются к словарям.)   Самопроверка. Называют самый рациональный способ объяснения ЛЗС.

VII Включение в систему знаний и повторение

             1 Составьте кластер , включив в него понятия  урока (составляют кластер, повторяя основные понятия урока)

VIII  Рефлексия.

Закончите предложения:

«На уроке я узнал….

У меня получилось……

Теперь я могу….»

На ваш взгляд, где может пригодиться умение разными способами определять ЛЗС?»

(Определяет, в чем учащиеся испытали затруднения. Подводит итог и выдает домашнее задание.)

приложения

Отрывок из книги Л. Успенского

«Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «столько, сколько звезд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звезд на небе ни так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше».

Карта занятия для учащихся

Задание 1.

Прочитайте стихотворение.

Стихотворение А. Шибаева

«Слова…слова».

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных — нету!

И всё, что может видеть глаз —

Над нами и под нами —

И всё, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо...

Язык — и стар и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море — море слов —

Купаться ежечасно!

Задание 2.

Разгадайте кроссворд. Выполняйте в карте.

1. Что обогревает Землю и обеспечивает жизнь?

2. Как называется ряд ступенек, ведущих вверх?

3. Как называется растение, растущее на болоте, с упругим, почти древесным стеблем?

4. Как называют того, кто принес весть?

C:\Users\Оксана\Desktop\2014_11_03\IMG_0001.jpg

Задание 3.

Оцени работу пятиклассника. Отредактируй (если нужно) его ответы. Выполняйте в карте.

Работа пятиклассника.

1. Способ определения лексического значения: краткое толкование

 Луна – это шар, который крутится вокруг Земли.

2. Способ определения лексического значения: подбор синонимов

Луна - ???

3. Способ определения лексического значения: подбор антонимов

Луна: лунатик, лунный, луна-парк.

4. Способ определения лексического значения: рисунок

Как нарисовать Луну карандашом поэтапно?

Оценка работы ученика___________________

Моя работа.

1.Луна - это_______________________________

______________________________________ .

2. Луна: ________________________________

_______________________________________ .

3. Луна: ________________________________

________________________________________ .

4.

Самооценка _________________

Задание 4.

Используя разные способы, определите лексическое значение слов. Выполняйте в тетради.

1. Краткий (рассказ).

2. Почтальон.

3. Ромашка.

4. Волчонок.

Способы определения ЛЗС:

1._______________________________________.

2. ______________________________________ .

3. ______________________________________ .

4. ______________________________________ .

Самооценка ____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объяснение на уроках значения незнакомых слов.

Некоторые учителя считают, что перевод, как средство объяснения значения иностранного слова, предполагает немедленную подстановку учителем соответствующего слова родного языка, вмомент первичного восп...

Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе "Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова"

Урок интегрированный (русский, английский языки, литература),использование интерактивной доски Mimio,анализ стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках,работа в группах....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов"

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов" разработан в соответствием с требованиями ФГОС....

Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Урок: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова («Три пальмы», «Родина»). Конспект, презентация. Работа с лексикой: объяснение непонятных слов

Цель презентации – разъяснить школьникам и проиллюстрировать непонятные им слова и реалии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» и «Родина» («куща», &la...