Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Уровень образования – основное общее 6 класс. Количество часов: 35
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, Программой развития УУД на ступени ООО. Программа имеет экспертное заключение кафедры русского языка ЮФУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti._6_klass.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАЛЛОВЕРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                                             

        

           

Рабочая программа  по внеурочной деятельности

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

Уровень образования – основное общее  6 класс

Количество часов: 35

Стецуриной М.М., учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

На современном этапе переход на ФГОС  определяет  главный вектор изменений в системе образования. В этих условиях  особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителя к эффективной  реализации ФГОС нового поколения  в основной школе: совершенствование  образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, освоение дидактической базы  новых учебно-методических комплектов и содержания  учебных предметов.

Всё более актуальной становится проблема формирования  у школьников представлений о сущности  языка, его организующей роли в становлении и развитии личности. Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни  сознание, ни мышление, ни история, ни общество. Знание основных положений языкознания не только полезно для развития культурного человека, оно необходимо для становления гуманитарной культуры в целом.

Благоприятные условия для решения данных задач  создаёт внеурочная деятельность, организация которой позволяет выявить и развить  индивидуальные особенности обучающихся, проводить работу с детьми, проявляющими устойчивый интерес к языку.

Программа внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»  для учащихся 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, Программой развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

Разработанная программа ставит задачу расширения сведений о русском языке как  семиотической системе, служащей средством человеческого общения, выражения и мышления. Курс направлен на совершенствование коммуникативной и языковой компетенций обучающихся, повышение интереса к языку.  

В ходе освоения  программного материала необходимо научить школьников свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях, повысить их уровень языковой культуры, сформировать   универсальные учебные действия  при  работе с языковым материалом, справочной литературой, анализом  и созданием текстов разных типов, стилей и жанров

Курс имеет связь с предметами «Литература», поскольку предметом внимания выступают художественные тексты, а также «Иностранный язык», так как механизмы сознательного использования родного языка во многом совпадают.

 Главные принципы, на которых строится программа,  -  научность, системность, доступность. В разработанной программе реализован актуальный в современной лингводидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения , а также процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствование  познавательной деятельности.

Курс строится по модульному принципу, что даёт возможность учителю варьировать, углублять содержание некоторых модулей в соответствии с интересами, склонностями  и уровнем подготовленности  обучающихся.

 В программе реализуется коммуникативно-деятельностный подход, который предусматривает различные формы организации деятельности обучающихся:  беседа,  практикумы, ролевые и деловые  игры, проекты,    конкурсы,  и др.

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в творческо-исследовательском направлении, что в дальнейшем обеспечивает продуктивность подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Цели программы.

Совершенствование  условий для  подготовки  обучающихся к творческо-исследовательской деятельности в области лингвистики на ступени основного общего образования.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

  • смысл лингвистических понятий (терминов), изученных или повторенных в курсе;
  • особенности ударения в русском языке;
  • основные правила орфоэпии;
  • основные способы образования слов;
  • основные способы определения лексического значения слова;
  • тематические группы слов;
  • правила русской орфографии;
  • морфологические признаки частей речи;
  • нормы употребления в речи языковых единиц;
  • виды словосочетаний и предложений;
  • основные группы пунктуационных правил;
  • основные речеведческие понятия.

Уметь:

Анализировать  и характеризовать основные лингвистические понятия (термины);

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
  • оценивать собственную и чужую речь;
  • осознавать смыслоразличительную роль  ударения в слове;
  • правильно произносить слова в соответствии с литературной нормой ;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания;
  • определять способы образования разных частей речи;
  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • определять синтаксическую роль всех частей речи;
  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
  • строить пунктуационные схемы предложений.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов;
  • языковые и речевые тренинги с использованием пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  •  комплексный анализ  текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с  различными  видами лингвистических  словарей;
  • лингвистические экскурсии

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов ; просмотром   и обсуждением отрывков из киножурнала «Ералаш», работой в сети Интернет.

Содержание программы реализует практическую направленность обучения. Что отражено в проведении занятий курса, включающих теоретическую,  практическую, игровую части.

Основные методы, приемы  и технологии обучения:

  • дифференцированное обучение;
  • развивающее обучение;
  • методика КСО;
  • игровые технологии;
  • коммуникативная технология;
  • интегрированное обучение;
  • проектная деятельность.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития  творческо-исследовательской деятельности обучающихся, их универсальных учебных действий и личностных качеств, эффективной подготовки к итоговой аттестации.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка;
  • стремление к речевому совершенствованию;
  •  развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • Предметные результаты:

- понимание взаимосвязи уровней и единиц языка;

    - опознавание и анализ единиц языка, уместное использование языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

   -- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей;

  --обогатить активный и потенциальный словарный запас, расширить объем используемых в речи грамматических средств ;

-понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных  и творческих способностей  личности , в  процессе образования и самообразования.

Срок  реализации данной программы -1 год.( 35 часов)

Календарно-тематическое планирование

№п\п

 Модули программы, их содержание

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

1

О «фундаменте» и «этажах» языка

Вводное занятие

 Знаки вокруг нас. Язык -    знаковая система. Уровни языка и их единицы. Связь языка с другими науками

1

Осознавать язык как знаковую систему.  Характеризовать основные разделы лингвистики. Классифицировать язык как многоуровневую систему. Владеть основными лингвистическими терминами.

2

     

«Что ни звук, то и подарок»

Фонетический уровень языка. Звуки речи. Смыслоразличительный аспект  звуков речи. Правильное произношение звуков речи. Скороговорка как упражнение для правильности говорения

.

2

Пользоваться основными понятиями фонетики.
Проводить фонетический анализ слова. Иметь представление о сильной и слабой позиции в слове для гласных и согласных звуков.
Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам.

3

«Ударение — поистине душа слова."(Н.А.Федянина)

  Словесное ударение

Особенности русского ударения. Ударение в других языках. Смыслоразличительная роль ударения. Словарь ударений. Нормативность речи

2

Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения и чередованием звуков при изменении формы слова, в разных фонетических позициях, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими и орфоэпическими нормами.

Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.

Использовать орфоэпический словарь

4

Чеканить слова, мямлить, канючить, сюсюкать…

Интонация – явление сложное.  Темп речи, тембр голоса. Ритмика речи. Техника речи.  

2

Иметь представление об  особенностях интонации речи. Произносить речь в соответствии с коммуникативной задачей.

5

«Почему люди, которым есть что сказать, не желают говорить членораздельно?» (А. Конан-Дойл)

Язык и речь. Эмоциональность и образность речи. Сфера и ситуация речевого общения Монолог. Диалог. Законы построения речи. Общение в Интернете.

2

Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом, выборочном или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
Использовать ресурсы Интернета для решения коммуникативных и языковых задач.


Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
Пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

Понимать структуру таблицы, страницы сайта Интернета, демонстрировать понимание представленной в них информации..

6

«Люблю обычные слова, как неизведанные страны» (Д. Самойлов)

Особенности русского словообразования. Роль морфемы в языковой информации о слове. Портрет слова по отдельным его морфемам. Родство слов по корню. Этимология – наука увлекательная.

2

Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слов

7

В слове «не менее жизни, как и в самом человеке» (В.И. Даль)

Слово как единица языка.  Лексическое значение слова. Тематические группы слов.  Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно  русские и заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.

Стилистическая окраска слова.

Основные выразительные средства лексики.

 Лингвистические словари.

Рассказы о лингвистах.

.

4

 Давать определение понятиям.  Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон. Осуществлять  выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения.

 Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски

Наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи, публицистических и учебно-научных текстах.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей  и использовать её в различных идах деятельности

8

Фразеологизм — это образ ,картинка, вмещающая  целый сюжет. 

Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства фразеологии.

2

Осознавать основные понятия фразеологии..

Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием выразительных средств фразеологии в речи.

9

«Грамматика  может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира…»  (Н.Ф. Бунаков)

Система  частей речи в русском языке. Грамматическое значение и грамматическая форма слова.

3

Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи

10

“Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. (А. Югов)

2

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола,  определять его синтаксическую функцию

Правильно употреблять в речи

Наблюдать за особенностями использования глаголов в  текстах разных стилей, типов и жанров.

11

 Местоимения – это стрелки-указатели в сложной языковой системе (Г.А. Золотова)

Объединение местоимений  в одну группу на основе общего типа лексических значений. Местоимения и этикет. Склонение местоимений.

«Плохо бы нам было бы без числительных!.. (М.В.Панов)

Происхождение числительных. Использование имени числительного в устном народном творчестве, во фразеологических оборотах.

3

Употреблять местоимения для вязи предложений и частей текста.

Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими и грамматическими нормами

Наблюдать за особенностями использования этих частей речи в изучаемых текстах.

Употреблять в собственной речи в соответствии с коммуникативными задачами.

12

«Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт… речевых знаков» (В.В.Ввиноградов)

Междометие как особый разряд слов.

Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

2

Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов

Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.

13

 «Язык не стрела, а сердце ранит» (Русская пословица)

Основные правила речевого современного русского этикета. Этикетная роль интонации. Несловесные средства общения (жесты, мимика,  позы,  телодвижения). Словарь русского речевого этикета А.Г. Балакая.

2

Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры,  готовности к самообразованию и самовоспитанию.

14

«Высокая культура речи – это умение правильно. Точно и выразительно передать свои мысли  средствами языка» (С.И. Ожегов)

Лексические и грамматические нормы. Словари  русского языка. Оценка собственной и чужой речи.

3

Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания

Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь

15

«Грамоте учиться всегда пригодиться» (Русская пословица)

Обобщающее занятие.

 Защита проектов

3

Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий

ИТОГО:  35 часов

Учебные пособия

1.Русский язык 5,6.класс. В 2 частях :учебники  для общеобразовательных учреждений / Г.Г. Граник, Г.В. Владимирская, С.М. Бондаренко, Н.А. Борисенко; под общей редакцией Г.Г.Граник.-– М.: Мнемозина, 2012.

 2.Ответы к заданиям и словарики.5,6 класс — М. :Мнемозина, 2012    

3   Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 5,6 класс. М.: Вентана-Граф, 2014,2015г

4.С.И.Львова Практикум по русскому языку « Люби и знай родной язык»5,6 кл. М: Русское слово,2000-2001.

5.С.И.Львова «Язык и речь» М: Русское слово,2000

6.А.И.Левинзон . Развитие речи 5-6 класс, М.: Вентана-Граф, 2014 г

7.Т.И Павлова, Л.Н.Гунина  Практика формирования лингвистических знаний .Ростов –на-Дону : Легион,2012г.

8.  Под общей редакцией кандидата педагогических наук Т.И.Павловой. Метод проектов на уроках русского языка в 5-11 классах. Ростов – на-Дону : ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО ,2014 г

 9 Лингвистические словари и энциклопедии

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса

предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Интернет-ресурсы

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru 
  2. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru
  3. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  4. Мир слова русского   http://www.rusword.org
  5. Основные правила грамматики русского языка  http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm 
  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»   http://www.ropryal.ru 
  7. Использованы материалы сайта Прошколу.ру
  8.  http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  9. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  10. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  11. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  12. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  13. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Материально-техническое обеспечение(оборудование) :

Сеть ИНТЕРНЕТ, проектор, компьютер, экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир по русскому языку для учащихся 7 классов « КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ».

Знать язык, уметь им пользоваться для воплощения и передачи мыслей, чувств, вдохновения - задача нелегкая. Но вполне выполнимая. И мы надеемся, что вы это докажете сегодня.Желаем Вам счастливого...

Проект повторительно-обобщающего урока "Кто грамоте горазд - тому не пропасть"

Цель урока - закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Быстрее, выше, сильнее» для учащихся 9 а,б классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10..07 19

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.   Разрабатывая данную программу, ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Ритмика» Начальное общее образование 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Ритмика»Начальное общее образование3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» Продолжительность освоения курса: 1год Возраст детей: 11-14 лет Всего часов: 34

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» Продолжительность освоения курса: 1годВозраст детей: 11-14  летВсего часов: 34...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...

Программа внеурочной деятельности «Петергофская школа Юного исследователя» по направлению - общекультурное для обучающихся 7 классов (количество часов – 34)

Программа разработана, как нелинейный курс: 1 раз в неделю 34 часа в образовательном учреждении, (16 часов отводится на различные мероприятия, организованные для обучающихся вне образовательного учреж...