План-конспект урока по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

План-конспект урока по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_po_teme_imya_prilagatelnoe.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Задачи:

Обучающие, формирование регулятивных УУД:

повторить и закрепить изученное по теме:

- правописание - Н и - НН – в суффиксах прилагательных;

- слитное и раздельное правописание НЕ – с прилагательными;

- разряды и степени сравнения;

- синтаксическая роль в предложении;

- морфологические признаки;

Развивающие, формирование познавательных УУД:

- умение находить имена прилагательные в тексте, правильно объяснять их правописание;

- развивать умение определять синтаксическую роль в предложении имен прилагательных;

- учиться определять морфологические признаки;

- развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи;

Воспитательные, формирование личностных УУД:

- помочь учащимся почувствовать силу слова и воспитывать у них любовь к слову; 
- совершенствовать культуру речи учащихся.

Ход урока

  1. Рефлексия.

-Надеюсь, вы сегодня пришли на урок с хорошим настроением? Для создания хорошей атмосферы в классе я предлагаю вам посмотреть друг на друга и улыбнутьсяА для того чтобы вы чувствовали себя уверенно, прочитаем правила нашего урока.

Слайд    ПРАВИЛА УРОКА:

1.Не ошибается тот, кто ничего не делает.

2.У меня всё получится.

3.Рядом со мной – мои друзья.

2.Мотивация.

-Ребята, я хочу вам прочитать небольшую загадку. А вы попробуйте ее угадать, а ответив на нее правильно, вы узнаете тему нашего урока.

 Слайд

Я - часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна

И точна , и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

О.Головко

3. Сообщение темы урока

-Как вы думаете, о чем говорится в этой загадке? Конечно, это имя прилагательное.

  

4. Целеполагание.

- Давайте, определим цели на урок. Учащиеся ставят перед собой цели. (Повторить, обобщить, систематизировать изученное об имени прилагательном).

 Записываем число, классная работа.

5. Работа по теме урока. Сегодня у нас будет необычный урок. Ребята, вот я лично очень люблю сказки, а вы ? Почему? Вот поэтому я предлагаю   перенестись в удивительный мир сказки. Итак, мы отправляемся в сказку.

  Слайд

В некотором царстве Морфологии жили не тужили, меж собой дружили  царевна   Прилагательное и царевич Существительное.

 Слайд

  Но вот однажды пришла беда в царство. Чудо – юдо Поганое налетело и похитило прекрасную царевну Прилагательное.

 Слайд

Не смог царевич жить без своей верной подруги и отправился ее искать.

Слайд

 Долго он шел  по дремучему лесу. Вдруг видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках.   

 Слайд

Осмотрел Иван-царевич ее со всех сторон и увидел на окне избушки задание. Для того, чтобы двери избушки открылись, нужно ему вспомнить определение имени прилагательного, сделать морфологический разбор прил – го интересная и синтаксический разбор предложения

Речь со мною выразительна

И точна , и удивительна. ( из загадки).

 Давайте, ребята, поможем царевичу!

Слайд

Имя прилагательное

Вспомните определение.

  • Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает………и отвечает на вопросы …..?.....?
  • Имена прилагательные изменяются по ……,….., ……
  • Прилагательные могут иметь……..форму.
  • В предложении имена прилагательные бывают
  • …… .. И ……..

Молодцы!

  • Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
  • Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам.
  • Прилагательные могут иметь краткую форму.
  • В предложении имена прилагательные бывают

Определениями и сказуемыми .

                     Слайд                                                                                  

 Отворилась дверь избушки, на пороге появилась Баба – Яга.

Слайд

Рассказал ей царевич о своей беде. Согласилась Баба-Яга помочь найти царевну Прилагательное, но только в том случае, если он правильно выполнит ее задание.

 Работа с карточками контроля 

Определить, в каких случаях НЕ является частицей, а в каких- приставкой?  (Обозначить  +)

НЕ с прилагательными

  1. (Не)высокий кустарник
  2. (Не)большой, а маленький дом
  3. Отнюдь (не)интересная книга
  4. Далеко (не)красивый вид
  5. (Не)дорогой, а дешевый  ситец
  6. (Не)настное утро
  7. (Не)приветливый взгляд
  8. (Не)широкая, а узкая канава

1

2

3

4

5

6

7

8

НЕ-приставка

+

+

+

НЕ-частица

+

+

+

+

+

Слайд                                                                     

- Баба яга похвалила царевича и вас за помощь и сказала, чтобы тот ступал на болото, там живет лягушка Эсмеральда, которая знает все и то, где царевна Прилагательное. Отправился царевич дальше. И вот он у болота. Слышит разговор и не поймет.

Слайд                                                            

- Давайте послушаем разговор, который услышал царевич ( ребята читают по слайду). Найдите в разговоре лягушки краткие прилагательные, определите их как члены предложения.

-Лягушка, увидев царевича, немного смутилась. А потом спросила, зачем он пожаловал на ее болото. Выслушав царевича, сказала, что готова ему помочь, но только в том случае, если он справится с ее заданиями (правописание кратких прилагательных с основой на шипящие) 

Слайд  Замените полные прилагательные краткими, обозначьте орфограмму

Колючий шиповник - …

жгучий вопрос - …

блестящий прыжок - …

шипучий лимонад - …

горячий спор - …

скрипучий голос - …

 Проверка в парах

Слайд                                                          

 

-Молодцы, справились с заданием! Лягушка дала царевичу волшебный клубок. Покатился клубок по дорожке, а царевич за ним пошел. А пока он  идет за клубком давайте проведем физкультминутку.

7. Физкультминутка.

 -И вот, привел клубок к царству Чудо – Юдову. Увидело чудо-юдо царевича Существительного и говорит:

«Отдам я вам ваше Прилагательное, но сначала выполните мои  задания»

Упражнение 383(устно по учебнику)

Н и НН ?(работа с перфокартами) Лебединый,ветреный,голубиный,соловьиный,безветреный,оловянный,пчелиный,костяной,деревянный, экскурсионный, румяный, кухонный, стеклянный, глиняный, шерстяной, общественный, торжественный, конопляный, жестяной, кожаный.

 Слайд                    Схема – проверки:

1. Н      Н       Н    Н

2. НН   НН    Н    Н

3. НН   НН    Н    НН

4. НН   Н       Н   НН

5. НН    Н      Н    Н

 Работа с текстом.

 - Прочитайте и озаглавьте текст.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

(И.С. Соколов – Микитов)

- Определите тип текста. (Описание).

- Каковы тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке? ( С прилагательными речь становится более выразительной, точной, красивой, поэтичной, эмоциональной,)

 - Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика- качественные, относительные и притяжательные.

Качественные

Относительные

Притяжательные

Хорош

Тихий

Глубокие

Чистые

Белыми

Молодых

Тяжелыми

Белого

Темно-зеленые

Высоких

Маленьких

Тихому

Высокие

Синеватые

Стройных

Белых

Легкие

Маленькие

Русский

Зимний

Лесными

Кружевными

Зимнему

Зимний

Беличьи

Мышиные

Птичьи

     Слайд№ 

        - Отдал Чудо – Юдо царевну Прилагательное, и вернулись они в свое королевство и стали жить –поживать как прежде. Только Прилагательное еще больше стало привязано к Существительному.

  Слайд№

8. Рефлексия

-Итак, ребята, пора подводить итоги нашего урока. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Слайд

Закончи фразу

  • На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
  • Я похвалил бы себя…
  • Особенно мне понравилось…

Выставление оценок.

Домашнее задание: составить словарный диктант из 20 слов по теме «Правописание прилагательных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 6 классе "Разряды имен прилагательных"

Урок поможет повторить пройденный ранее материал,связанный с именем прилагательным.В интересной игровой форме объясняется новая тема. Таким  образом, несколько тем объединяются в единое целое....