Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Имя прилагательное и его употребление в речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коренюгина Елена Ивановна

Урок повторения и обощения знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: углубление знаний в условиях реализации ФГОС

Метод: комбинированный

УМК: Русский язык 5 класс

Тема урока: Имя прилагательное и его употребление в речи.

Цель урока: сформировать понятие об имени прилагательном как части речи и его употребление в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать умение формулировать тему урока;
  • развивать умение находить прилагательные в тексте и употреблять их в своей речи;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические навыки.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие внимания.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к родному языку;
  • воспитание внимания и уважения к слову, природе, окружающему миру.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Расширить сведения об имени прилагательном как части речи.
  2. Познакомить с понятием «эпитет» как средством выразительности речи.
  3. Формировать навыки нахождения прилагательных и эпитетов в тексте и употребления их в своей речи.

1.Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

2.Развивать логическое мышление при построении предложений и текстов.

3.Самостоятельно извлекать необходимую  информацию из текста.

  1. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог, достигая в нем взаимопонимания.
  2. Уметь объективно оценивать достигнутые результаты.

Оборудование:

1.ПК

2. Мультимедийный проектор.

3.Презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Включение учащихся в систему новых знаний.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Физминутка.
  5. Исследовательская работа в группах.
  6. Творческая работа в группах.
  7. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Приветствие учителя.

- Кто хочет сегодня узнать что-то новое и интересное?

- Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся,

ответы

  1. Включение учащихся в систему новых знаний.
  1. – А что вы скажете о сегодняшней погоде? (слайд 2 ).  

Чтобы охарактеризовать погоду, нам потребовалась особая часть речи. Какая?

  1. Прочтите два текста (слайд 3).

- Какой текст вам больше понравился и почему?

- Слова какой части речи появились во втором тексте?

- На какие вопросы они отвечают и что обозначают?

     3.Определите тему нашего урока.

     4.Что вы уже знаете об этой части речи?

     5. Чтение теоретического материала по учебнику, страница 85.

     6.(Слайд 3)

- Выпишите из текста 3 словосочетания « прил.+ сущ.», определите род, число и падеж прилагательного.

- Оцените свою работу. В чем испытывали затруднения?

     7. (Слайд 4)

- Спишите, вставляя в текст подходящие имена прилагательные. Подчеркните их как члены предложения.

      8. Проверка  (слайд 5)

Учащиеся характеризуют погоду (солнечная, ветреная, пасмурная, холодная).

Читают тексты.

Во втором тексте находят прилагательные, ставят к ним вопросы и определяют их значение.

Запись числа и темы урока.

Ответы

Чтение.

Выполнение задания.

Взаимоконтроль.

Списывают текст, вставляют и подчеркивают имена прилагательные.

Пришла __долгожданная_ весна. Светит _тёплое солнце. На проталинах появилась _зеленая  трава, _весенние цветы.

Возвратились_перелетные  птицы. Повсюду слышится громкое щебетание. На деревьях скоро распустятся нежные листочки.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Проверочный тест (карточки).

Тест
1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
а) что делать?  что сделать?
б) какой? чей?
в) когда? где?
2. С какой частью речи «дружит» имя прилагательное?
а) с наречием
б) с местоимением
в) с именем существительным
3. Что обозначает прилагательное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
4. Каким членом предложения обычно является имя прилагательное?
а) подлежащим
б) определением
в) сказуемым

  1. Проверка по слайду (слайд 6).

Варианты ответа: 1-б; 2-в; 3-б; 4-б(в).

  1. Физминутка.

Учитель:

Закройте глаза, представьте себе яркое солнышко, зеленый луг, полевые цветы, вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните.

Дети выполняют действия.

  1. Исследовательская работа в группах.
  1. Проведем исследования в группах «Без прилагательных не обойтись на уроках…..» (слайд 7)

Вспомните, какие прилагательные используются на уроках:

1 группа – математики;

2 группа – биологии;

3 группа – истории.

  1. На уроке литературы (слайд 11).

а) чтение стихотворения А.С. Пушкина (учитель)

б) прочтите стихотворение без прилагательных

в) назовите прилагательны

- Какие прилагательные употреблены в переносном значении? (слайд 12)

- Что такое «эпитет»?

- Прилагательные –эпитеты придают тексту яркость, выразительность и помогают увидеть картину осени во всей красе.

3. Можно ли обойтись без прилагательных на уроках?

4. В чём испытывали затруднения?

5. Это интересно знать (слайд 13)

Дети каждой группы называют прилагательные, учитель дополняет(слайды 8,  9, 10).

Эпитет – художественное определение, выраженное прилагательным в переносном значении.

Дети указывают прилагательные – эпитеты (унылая, прощальная, одетые, пышные, волнистою, редкий, первые, седой)

Дети делают вывод и оценивают свою работу

  1. Творческая работа в группах.

  1. (Слайд 14)

Написать мини-сочинение по картине А.М. Герасимова «Полевые цветы» используя имена прилагательные.

    - 1 группа – Какие краски использовал художник в картине?

      2 группа – Сравните два букета на картине.

      3 группа – Ваши впечатления по картине.

2.Прочтите своё сочинение. Оцените свою работу.

Пишут мини-сочинения и читают их.

1 группа:

На картине А.М. Герасимова «Полевые цветы» изображены красивые букеты цветов. Художник использовал очень яркие краски: сиреневый, жёлтый, оранжевый, голубой, тёмно-зелёный, белый. Эти цвета очень сочные и придают свежесть и красоту полевых цветов.

2 группа:

Художник изобразил на картине несколько букетов в разной посуде  разной высоты. Букеты расположены так, что большие цветы не загораживают маленькие. В них больше всего белых ромашек с ярко-жёлтой сердцевиной. Букеты прекрасны и ароматны.

3 группа:

На картине А.М. Герасимова изображены яркие полевые цветы. Белые ромашки, яркие синие колокольчики и фиолетовые васильки украшают букеты. Глядя на них мы представляем зелёный луг, на котором растут эти красивые цветы, и вдыхаем их степной аромат.

  1. Рефлексия.

1.Домашнее задание (слайд 15)

Учебник страница 85, написать сочинение о прилагательном:

          -  «Волшебное слово»-прилагательное

          - Без прилагательных не обойтись…

2.Сделаем вывод:

-Что нового вы узнали сегодня о прилагательных?

- Почему прилагательные называют «волшебными словами»?

- Что такое эпитет?

-Для чего нужны имена прилагательные?

- Какая часть речи помогает определить морфологические признаки прилагательных?

3.Дополните текст подходящими именами прилагательными.

(слайд 16).
Вот и подошёл к концу……урок русского языка. Мы повторили всё, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ……… Мои одноклассники были……. Они давали….. ответы. На уроке я узнал много …… и ….. Результат выполненного теста …… Своей работой на уроке я ……И сейчас у меня ….. настроение.

Записывают в дневник.

Подводят итоги.

Вставляют подходящие по смыслу прилагательные  (интересный,  выразительнее, активны, правильные, нового и интересного, отличный, доволен. хорошее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 5 классе «Имя прилагательное и его употребление в речи» . Подготовила: Коренюгина Е.И

Слайд 2

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКОВ? Солнце Погода Небо

Слайд 3

Какой текст вам понравился больше и почему? Храм – каменное сооружение. Он стоит в центре поселка. В праздничные дни вся округа оглашается звоном колоколов. Сельский храм – это скромное белокаменное здание. Его окружают развесистые березы и могучие ели. Высокая колокольня устремляется прямо в синее небо. Ясным днем солнечные блики играют на золотом куполе церкви. В праздник далеко разносится ее колокольный звон.

Слайд 4

Вставьте прилагательные в текст. Что изменилось и почему? Пришла ______ весна. Светит _______ солнце. На проталинах появилась _______ трава, _____ цветы. Возвратились _______ птицы. Повсюду слышится _______ щебетание. На деревьях скоро распустятся ______ листочки. Все _______ приходу весны.

Слайд 5

Прилагательные в тексте бывают определениями и сказуемыми Пришла ______ весна. Светит ______ солнце. На проталинах появилась ______ трава, ______ цветы. Возвратились ______ птицы. Повсюду слышится ______ щебетание. На деревьях скоро распустятся ______ листочки. Все приходу весны.

Слайд 6

Тест 1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные? а) что делать? что сделать? б) какой? чей? в) когда? где? 2. С какой частью речи «дружит» имя прилагательное? а) с наречием б) с местоимением в) с именем существительным 3. Что обозначает прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Каким членом предложения обычно является имя прилагательное? а) подлежащим б) определением в) сказуемым

Слайд 7

Можно ли обойтись без прилагательных ?

Слайд 8

Математика – наука точная. В ней каждая фигура имеет свои свойства и описания: прямой угол, касательная линия, равносторонний треугольник . Прямой, касательная, равносторонний – это прилагательные, без этих конкретных определений не обойтись. На уроке математики

Слайд 9

При определении сортов капусты тоже используются прилагательные. Капуста бывает: белокочанная, краснокочанная, цветная, савойская, китайская. Прилагательные помогают определить сорт овощей. На уроке биологии

Слайд 10

На уроке истории В старой Москве торговля велась в специально отведенных для этого рядах. Так в столице существовали: Иконный, Котельный, Масляный, Лапотный, Красильный, Золотой, Серебряный, Сапожный, Яблочный торговые ряды. В каждом ряду торговали своим товаром. Без прилагательных мы не определили бы это.

Слайд 11

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. На уроке литературы

Слайд 12

Эпитет – это художественное определение, которое придаёт выражению образность и эмоциональность. Прилагательные –эпитеты придают тексту яркость, выразительность и помогают увидеть картину осени : унылая, прощальная, пышные, волнистою, редкий, седой .

Слайд 13

Это интересно знать Имена прилагательные по количеству употребления в речи занимают третье место (после существительных и глаголов). Художественной речи прилагательные придают особую выразительность, бывают красочными определениями-эпитетами. В научной речи имена прилагательные помогают выделить конкретный предмет из множества одинаковых, назвать его отличительные признак и.

Слайд 14

Творческая работа в группах Перед нами репродукция картины А.М.Герасимова «Полевые цветы». На ней художник изобразил пестрые букеты цветов. Напишите мини-сочинение, употребляя прилагательные: 1 группа – Какие краски использовал художник? 2 группа – Сравните букеты цветов. 3 группа – Ваши впечатления от картины.

Слайд 15

Домашнее задание: учебник страница 85, написать сочинение: - «Волшебное слово»-прилагательное - Без прилагательных не обойтись…

Слайд 16

Рефлексия ( дополните текст прилагательными) Вот и подошёл к концу……урок русского языка. Мы повторили всё, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ……… Мои одноклассники были……. Они давали….. ответы. На уроке я узнал много …… и ….. Результат выполненного теста …… Своей работой на уроке я ……И сейчас у меня ….. настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"

Урок русского языка по теме роль имен прилагательных в речи...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....

открытый урок русский язык 6 класс "Не с прилагательными"

Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными....

открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку  6 класс...